Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
О Центре социологии молодежи ИФПИ МосГУ
Цели и задачи Центра

Цель деятельности Центра состоит в изучении системы ценностных ориентаций молодежи.

Основные задачи заключаются в проведении исследований по научным направлениям Центра, обработке данных, подготовке аналитических материалов, издании монографий и печатных работ, представлении результатов исследований на российских и международных конференциях.


Основные проекты Центра:

«Российский вуз глазами студентов». Данный проект реализуется через ряд экспедиционных исследований при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области и Национального союза негосударственных вузов, а также при финансовой поддержке РГНФ. Цель данного научного проекта — определить тенденции формирования системы ценностных ориентаций российских студентов и выявить значимость образования как социально-экономической ценности.

«Ценностные ориентации студентов МосГУ» в рамках внутреннего проекта совместно с Центром качества МосГУ, «Отделом маркетинга МосГУ», деканатами, кафедрами и иными структурными подразделениями МосГУ.

«Молодежный рынок труда» как внешний проект, реализуемый под цели Правительства Москвы и МО, а также как внутренний проект, ориентированный на изучение интересующих направлений в этой области с целью разработки перспективной стратегии развития университета.

«Социологические опросы». Проект направлен на определение мнения студентов, молодежи, обывателей по возникающим проблемам хозяйственной жизнедеятельности университета, города, страны и мира в целом с последующей публикацией результатов в изданиях средств массовой информации. Основной проблематикой данных опросов в силу специфики вуза является изучение проблем молодежи.

«Корпоративное образование». Проект рассматривается как теоретическое направление для определения основных позиций по этому вопросу, так и практическое в рамках отдельных смежных с данной проблематикой исследований, носящих по отношению к вузу внутренний и внешний характер.


Гранты Центра социологии молодежи:

  • исследовательский проект «Социальная и национальная идентификация российской молодежи в условиях формирования многополярного мира: динамика с 1993 года». Проект №09-03-0821а/Р РГНФ. Тематический конкурс «Россия в многополярном мире: образ страны» (руководитель проекта —  В. А. Гневашева);
  • экспедиционное исследование «Патриотизм как фактор формирования социальной идентификации российских студентов». Проект № 08-03-03207 е/Р РГНФ. Тематический конкурс «Образ России в современном мире» (руководитель проекта — В. А. Гневашева);
  • грант РФФИ 2008-09 гг. № 08-06-90104-Мол_а «Разработка методологии комплексного развития человека» (руководитель проекта — Б. Г. Юдин);
  • экспедиционное исследование «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики». Проект № 08-02-05503е/И РГНФ. Тематический конкурс «Теоретические основы инновационной экономики» (руководитель проекта — В. А. Гневашева);
  • экспедиционное исследование «Российский студент: социальный облик». Проект № 07-03-03201е РГНФ. Тематический конкурс «Образ России в современном мире» (руководитель проекта — В. А. Гневашева);
  • экспедиционное исследование «Российский вуз глазами студентов». Проект № 06-03-03208 е РГНФ. Тематический конкурс «Образ России в современном мире» (руководитель проекта — В. А. Луков);
  • разработка проекта Федеральной целевой программы «Дети села» (для Центрального федерального округа) (2005) (руководитель проекта — В. А. Луков, основной исполнитель — В. А. Гневашева).

Публикации сотрудников центра за 2012 год:

1. Гневашева В. А. Формирование профессиональных компетенций молодежи России в системе ВПО: взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг / В. А. Гневашева. М., 2012. 72 с. (Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /ФИРО; Вып. 3).

2. Гневашева В. А. Особенности формирования спроса на программы высшего профессионального образования в современной России [Текст] / В. А. Гневашева // Вестник ВЭГУ. — 2012. — № 1 (57). С. 28–32. (0,5 п.л.) ISSN 1998-0078. [перечень ВАК]

3. Гневашева В. А. Доступность высшего профессионального образования в процессе формирования рабочей силы в современных российских социально-экономических условиях [Текст] / В. А. Гневашева // Вопросы статистики. — 2012. — № 5. С. 62–69 (0,5 п.л.) [перечень ВАК]


Публикации сотрудников центра за 2011 год:

1. Gnevasheva V. A. Education as the merit and private economic good: empirical results of monitoring research (Russia 2001–2010) // Abstract EDULearn11 — International Conference on Education and New Learning Technologies. Valencia, 2011 (0,1 п.л.).

2. Gnevasheva V. A. Education as the merit and private economic good: empirical results of monitoring research (Russia 2001–2010) // Publications EDULearn11 — International Conference on Education and New Learning Technologies. Valencia, 2011 (0,5 п.л.).

3. Гневашева В. А. Образование в условиях инновационной экономики: проблема определения [Текст] / В. А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — №1. — С. 34–39. (0,5 п.л.). [перечень ВАК]

4. Гневашева В. А. Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи [Текст] / В. А. Гневашева, Э. В. Сукталиева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — №2. — С. 126–130. [перечень ВАК]

5. Гневашева В. А. Управление занятостью : Учебное пособие с грифом УМО. М. : КноРус. 2011. 18 п.л.

6. Гневашева В. А. Роль высшего профессионального образования в процессе формирования трудовых ресурсов в РФ: предпосылки формирования молодежного рынка труда // Горный информационно-аналитический бюллетень. —2011. — №6. (0,5 п.л.)

7. Гневашева В. А. Образовательный потенциал вуза — человеческий потенциал студента // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2011. — № 7. — С. 350–356. (0,5 п.л.) [перечень ВАК]

8. Гневашева В. А. Структурная безработица как следствие отсутствия интеграции рынка труда и сектора образовательных услуг высшего профессионального образования // Экономика образования. — 2011. — № 4. С. 38–50. (1,0 п.л.)

9. Gnevasheva V. A. The Thesaurus Conception of Youth (Based on the Data of Empirical Researches of Russian Youth // International Conference: Sociology and Social Work: Past, Present and Future — May 27–28, 2011 (Portugale, Lisboa). (0,25 п.л.).

10. Gnevasheva V. A. The Role of Education in the Development of Russian Society // Russian Education and Society. Vol. 53. No. 4. 2011. P. 84–96. ISSN 1060-9393. [перечень ВАК]

11. Gnevasheva V. A. The Thesaurus Conception of Russian Youth // Sociology Study. — 2011. — Vol. 1. — No. 2. ISSN 2159-5526

12. Gnevasheva V. A. Priority Directions of National Policy of Regulation of Mutual Relations between Youth and Mass Media: The Theoretical and Empirical Researches // Sociology Study. — 2011. — Vol. 1. — No. 3. ISSN 2159-5526

13. Методология исследований систем управления (коллективная монография) / А. М. Афонин, О. О. Баканова, В. П. Борисенко, В. А. Гневашева, Ю. Е. Ефремова, С. А. Заркова, Е. О. Прозорова, Э. А. Смирнов, В. А. Соловьев, Ю. Н. Царегородцев. М. : МосГУ, 2011. 12,75 п.л.

14. Гневашева В. А. Сущность и будущность «экономики знаний» // Международные процессы. — 2011. — Том 9. — № 3(27). — С. 67–77. [перечень ВАК]

15. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gnevasheva~Falkovskaia_Youth_Policy_Efficiency/

16. Гневашева В. А., Намлинская О. О. Идейно-политические настроения в молодежной среде [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gnevasheva~Namlinskaia_Ideological-and-Political-Moods (0,5 п.л.)

17. Gnevasheva V. A. Social Value Orientations of Russian Youth: the Thesaurus Conception // Europe Forum Philosophy Documentations [Text] / Eds.: Werner Busch, Edgar Fuhrken. Deutschland, 2011. P. 35–43. ISBN 2225-0425 (0,5 п.л.)

18. Гневашева В. А. Образовательный потенциал вуза — человеческий потенциал студента [Текст] / В. А. Гневашева // Экономика образования. — 2011. — № 5. — С. 105–111. (0,5 п.л.)



Публикации сотрудников центра за 2010 год:

Гневашева В.А. Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России // Знание. Понимание. Умение. М.: Московский гуманитарный университет. - 2010. - № 2. - С. 237-242.
Гневашева В. А. Возможности применения инверсионной производственной функции для оптимизации занятости в секторе «образование» // Экономика образования. – М., 2010. № 4. (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева В. А. Доступность блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» в современной России // Экономика образования. – М., 2010. № 3. (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева В.А. Социально-экономическая значимость образования в развитии современного общества / Монография. — М.: МосГУ, 2010 – 188 с.
Gnevasheva V.A. Priority Directions of National Policy of Regulation of Mutual Relations between Youth and Mass Media / Abstract International Sociological Congress, Gothenberg, Sweden, 2010 (0,1 п.л.)
Gnevasheva V.A., Falkovskaya K.I. Education in the value orientations system of Russian youth / Abstract EDULearn10 – International Conference on Education and New Learning Technologies. Spain – Valencia. 2010 (0,1 п.л.).
Gnevasheva V.A., Falkovskaya K.I. Education in the value orientations system of Russian youth / Publications EDULearn10 – International Conference on Education and New Learning Technologies. Spain – Valencia. 2010 (0,5 п.л.).


Публикации сотрудников центра за 2009 год:

Гневашева В. А. Образование как фактор производства в условиях постиндустриального общества // Горный информационно-аналитический бюллетень. – М. : Изд-во МГГУ ГИАБ, 2009. № 1. – С. 68-73 (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева В. А. Высшее образование в условиях новых социально-экономических формаций российского общества // Экономический вестник. – Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2008. № 4 (3). – С. 384 - 387 (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева В. А. Трансформация рынка труда в изменяющемся российском обществе // Экономический вестник. – Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2009. № 1 (4). – С. 68-73 (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева В. А. Социальный образ студенческой молодежи России // Труд и социальные отношения. — М.: Изд-во ИД АТиСО, 2009. № 1. – С. 84 – 88. (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева В. А. Образовательный потенциал российских вузов // Федерализм. — М.: Изд-во «Федерализм», 2009. № 1(53). – С. 192 – 195. (0,5 п.л.) [перечень ВАК]
Гневашева, В. А. Образование как фактор производства в условиях постиндустриального общества // Высшее образование для XXI века: V Международная научная конференция, МосГУ, 13-15 ноября 2008 г.: доклады и материалы / под общ. Ред. И.М. Ильинского. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. – С.224-229. (0,5 п.л.)
О тенденциях в развитии университетского образования в России и мире: научно-аналитический доклад / Авт.: Вал.А. Луков, Вл.А. Луков, В.А. Гневашева, Н.В.Захаров, Г.Ю. Канарш, Б.Н. Гайдин, С.В. Луков, О.В. Долженко; под общ.ред. Вал.А. Лукова. – М.: Изд-во Моск гуманит. ун-та, 2009. – 55 с. (3,5 п.л.)
Gnevasheva V. A. Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth // Theses at the International Conference in Athens “Citizen Participation in Social Welfare, Social Policy and Community Involvement: Shaping trends and attitudes of social responsibility” – 2009 - 0,5 p.
Гневашева В. А. Образование как фактор производства в информационном обществе // Alma Mater. Вестник Высшей Школы. – М.: Изд-во РУДН, 2009. № 4 – 10 с. (0,5 п.л.)
Луков Вал. А., Гневашева В. А. Человеческий потенциал студента – образовательный потенциал вуза: по материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004 – 2008 годов). – М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2009 – 69 с.