На правах рукописи

            

 

 

 

 

 

 

 

Шульгина Елена Валерьевна

 

 

Наследие Е. И. Тихеевой

как целостная педагогическая система

 

 

Специальность: 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики  и образования

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени 

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии высшей школы

Некоммерческого негосударственного образовательного учреждения

«Московский  гуманитарный университет»

 

 

 

 

Научный руководитель:                    доктор педагогических наук, профессор

                                                           Романюк Лариса Валерьевна

 

Официальные оппоненты:                доктор педагогических наук,

профессор

Артамонова Екатерина Иосифовна

 

кандидат педагогических наук,

доцент

Смирнова Вера Васильевна

 

Ведущая организация:                  Смоленский государственный университет

                                              

 

 

 

Защита состоится 22 мая 2007 года в 10.30 на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при Московском гуманитарном университете (ННОУ) по адресу: 111395, Москва, ул. Юности 5/1, корп.3, ауд.511.

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет».

 

 

 

 

Автореферат разослан «20» апреля 2007 года.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                            Гурова Е. В.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Накопленный опыт отечественной педагогической культуры становится основанием для разработки и внедрения новых способов работы с детьми, в том числе и в форме так называемых ретроинноваций. В истории отечественного образования присутствует достаточное количество авторских педагогических концепций, которые имеют непреходящее значение собственно для его развития. В качестве одной из педагогических систем, которая прочно вошла в арсенал педагогической теории и практики на уровне организации системы дошкольного и начального образования, а также профессиональной подготовки будущих педагогов, в настоящее время признается «метод игры – труда» Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 – 1943гг.). Этот педагог стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений.

Особую значимость придает тот факт, что вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования был настолько значителен, что работ подобного типа достаточно много. В историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу педагогической системы Е.И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретических и методических трудах автора.

Для понимания сущности педагогического наследия Е.И. Тихеевой, с точки зрения ее исторической идентичности, особую значимость приобретают исследования Е.А. Гребенщиковой, Г.П. Ларионовой, Л.Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л.К. Савиновой, Ф.Ф. Сватикова, И.В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в торию и практику дошкольного и начального образования в России. Одновременно в отдельных работах дается позитивная оценка опыта практической деятельности известного педагога, участвующего в реформировании отечественного образования на рубеже XIXXX вв. (Л.Л. Ворошилова, Л.С. Выготский, В.В. Колечко, Н. Короткова, М.Н. Певзнер и др.).

Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам методического творчества Е. И. Тихеевой (Е.А. Гребенщикова, В.Я. Лыкова, О.В. Морозова, Э.В. Онищенко и др.). Широко представлены в имеющемся научно-педагогическом арсенале исследования, рассматривающие основные положения: методики развития речи (О.Г. Архипова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, С.Ф. Ракова, О.Н. Сомкова); методики математического развития (А.М. Леушина, З. А. Михайлова); экологического воспитания (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова); технологии трудового воспитания дошкольников (М.В. Крулехт, Л.Н. Литвин); своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника (В.В. Колечко, В.Я. Лыкова).

В настоящее время большая часть теоретико-методических работ Е.И. Тихеевой является труднодоступной, так как представлена преимущественно в до- и пост-революционных периодических изданиях, литографиях и практически не переиздавалась. Связано это с тем, что в конце 20-х гг. ХХ века Е.И. Тихеева выступила с рядом публикаций, отстаивающих идею деполитизации и деидеологизации образования. Ее педагогическая концепция вызвала критические замечания со стороны отдельных советских педагогов. Методические разработки, оформленные как «метод игры-труда Тихеевой», были объявлены буржуазными, реакционными, идеологически чуждыми и лишенными научной новизны (Л.И. Красногорская, И.В. Сватикова и др.).

Позднее, в 60 – 90-х гг. предпринимались попытки реабилитировать Е. И. Тихееву как видного деятеля отечественного дошкольного образования, но, тем не менее, в историко-педагогической литературе советского периода Е. И. Тихеева занимает скромное место в качестве одного из представителей общественно-педагогического движения за создание и развитие общественного дошкольного образования (Л.М. Волобуева, С.Ф. Егоров, Ф.Ф. Королев, Л.Н. Литвин, С.В. Лыков и др.). Особое место среди исследований историко-педагогического характера принадлежит Э.В. Онищенко, в работе которой представлена попытка актуализации отдельных, не лишенных педагогической значимости идей и способов организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в форме «ретроинновации» и внедрения авторского «метода», в качестве альтернативной модели работы современного детского сада.

На этом основании можно говорить о том, что целостное осмысление педагогического творчества Е.И. Тихеевой достаточно сложная задача, т.к., во-первых,  педагогическое наследие автора является очень полифункциональным и многообразным: от методологических (монографий) и публицистических (статей и докладов) работ до учебников для дошкольного и начального образования и учебно-методических комплексов (в форме энциклопедий, программ, хрестоматий, методических пособий) для дошкольных работников; во-вторых, в «методе Тихеевой» представлено органическое единство всех форм культуры – от научно систематизированной философии образования до осмысления опыта спонтанного народного воспитания и собственной практической деятельности, в-третьих, присутствует, внешняя противоречивость исторической эпохи конца XIX – начала ХХ века и мобильность изменений в теории дошкольной педагогики, как в европейском, так и отечественном наследии; в-четвертых, отсутствует целостность и системность педагогических работ Е.И. Тихеевой как теоретико-методологического, так и прикладного характера; в-пятых, наличествует интенсивная внутренняя динамика оформления и последовательного развития, совершенствования авторской научной концепции Е.И. Тихеевой на различных этапах творческого пути, спонтанность ее выражения в отдельных работах.

Можно констатировать, что научное наследие Е.И. Тихеевой достаточно обширно (порядка 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности и 50 статей в периодических изданиях). В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как собственного, так и европейского опыта. Методические работы Е.И. Тихеевой явились обобщением многочисленных отечественных и западных исследований проблем воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста конца XIX – начала ХХ века. При этом следует учитывать тот факт, что именно в педагогическом наследии Е.И. Тихеевой произошло оформление единой теоретической концепции и практических технологий организации образовательной среды для ее реализации в условиях дошкольных учреждений различного типа (частных, государственных и общественных).

Вместе с тем, научная биография и творческое наследие Е. И. Тихеевой как целостная система до сих пор не являлись предметом специального научного изучения. Поэтому можно сформулировать явно выраженные противоречия между:

-       признанием вклада Е.И. Тихеевой в развитие дошкольного образования и недостаточной изученностью ее научной биографии и творческого наследия;

-       активной включенностью Е.И. Тихеевой в теорию и практику отечественного образования конца ХIХ – начала ХХ века и отсутствием концептуального анализа ее педагогической системы в работах историко-педагогической направленности;

-       оценкой роли Е.И. Тихеевой в оформлении отдельных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста и отсутствием работ, посвященных анализу собственно ее авторского «метода игры – труда».

Комплекс выделенных противоречий позволил сформулировать научную проблему исследования: какова специфика оформления наследия Е.И. Тихеевой в целостную педагогическую систему, включающую теоретические разработки и их реализацию в учебно-воспитательных учреждениях?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: педагогическое наследие Е.И. Тихеевой в контексте развития отечественной теории и практики воспитания и обучения ребенка-дошкольника.

Предмет исследования: теоретико-методологические и организационно-методические разработки Е.И. Тихеевой.

Задачи исследования:

1.       Изучить систему социокультурных факторов, определивших оформление «метода игры-труда» Е. И. Тихеевой в целостную авторскую систему в рамках развития отечественной педагогической теории и практики конца XIX – начала XX века.

2.       Охарактеризовать становление научного мировоззрения Е.И. Тихеевой в контексте ее теоретико-публицистической, исследовательской и практической педагогической деятельности.

3.       Проанализировать основные системообразующие элементы педагогического наследия Е.И. Тихеевой, определив их сущностную характеристику.

4.       Определить пути реализации «метода игры-труда» Е.И. Тихеевой в практике работы экспериментальных воспитательно-образовательных заведений начала ХХв.

5.       Раскрыть методологическую, содержательную и методическую целостность педагогического наследия Е.И. Тихеевой.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплекс:

-         ведущих философских положений о взаимодействии теории и практики;

-         учения о роли деятельности в развитии личности и теоретические положения психологической науки  о человеке как субъекте деятельности и общения;

-         культурно-исторической концепции анализа педагогической действительности прошлого как совокупности педагогических фактов, явлений и событий;

-         учения о педагогическом источнике, как эмпирической основе познания прошлого;

-         принципов единства логического и исторического, непрерывности развития явлений или процессов, взаимосвязи историзма и системности в изменении социальной действительности;

-         культурологического подхода, обеспечивающего изучение педагогических явлений в русле анализа образования как социокультурного института.

В исследовании используется группа методов, среди которых в качестве ведущих выступили: сравнительно-сопоставительный анализ историко-педагогических архивных и мемуарных первоисточников и литературы; структурно-исторический ретроспективный и перспективный анализ; метод моделирования педагогических систем; классификация и обобщение историко-педагогических фактов и явлений; изучение опыта внедрения наследия Е. И. Тихеевой.

Источниковедческой базой исследования послужили:

-         историко-педагогические работы, посвященные развитию отечественной реформаторской педагогики конца XIX–начала ХХ в.;

-         научные сочинения, фундаментальные работы Е. И. Тихеевой монографического, теоретического, методического, публицистического и прикладного характера;

-         архивные фото-материалы и рукописи автора (из архива кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена – Санкт-Петербург);

-         критические статьи современников и педагогического окружения Е. И. Тихеевой;

-         педагогическая периодика исследуемого периода;

-         современные исследования по смежным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (2003 – 2004 гг.) – теоретическое изучение и осмысление общей концепции исследования, его структуры.

На втором этапе (2004 – 2005 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы в истории становления теории и практики отечественного дошкольного образования на основе анализа философской, историко-педагогической литературы и архивных материалов.

На третьем этапе (2005 – 2007 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, научное и  литературное оформление текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

-         осуществлен системный анализ педагогического наследия Е. И. Тихеевой различной направленности (теоретико-методологических, практических, методических, программных, публицистических и др. работ);

-         дана полная реконструкция многопрофильной педагогической деятельности Е. И. Тихеевой в контексте оформления отечественной теории и практики дошкольного воспитания;

-         показано место и значение авторского «метода игры-труда» в развитии отечественного дошкольного образования;

-         представлена сущностная характеристика «метода Тихеевой» и специфические особенности ее развития в контексте реформаторской педагогики начала ХХ века;

-         изучены  фото-документы и авторские рукописи архива кафедры дошкольной педагогики (Институт детства – РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).

Практическая значимость исследования:

Материалы диссертации, восполняя пробелы в историко-педагогическом знании, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования (в рамках дополнения дисциплины «История образования и педагогической мысли» и разработки специализированных курсов и факультативов). Представленные в работе прикладные аспекты наследия Е. И. Тихеевой могут существенно обогатить содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста и быть внедрены в качестве вариативной модели организации учебно-воспитательной работы с детьми в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются адекватностью использованных методов предмету, задачам и логике исследования, широким спектром и многоплановостью привлеченных для анализа материалов, взаимодополняемостью различных источников, апробацией в печати и при выступлениях на научно-практических конференциях; репрезентативностью и непротиворечивостью выводов и общего заключения по научной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1.            Оформление педагогического наследия Е. И. Тихеевой в целостную авторскую систему было обусловлено общей модернизацией отечественной педагогической теории и практики конца XIX – начала XX века. В качестве ведущих факторов выступило: специфика социально-экономических и политических преобразований в до- и пост-революционной России в рамках становления и развития системы частного, общественного и государственного дошкольного образования; общие логико-научные изменения реформаторской педагогики и формирование вариативных подходов к организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

2.            Своеобразие научного мировоззрения Е. И. Тихеевой заключалось в принятии и развитии классической гуманистической педагогической парадигмы на основе идей К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, И.-Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др., а также в реализации собственного авторского метода «игры – труда» как вариативной модели организации работы детского сада.

3.            Педагогическое наследие Е. И. Тихеевой отражает ее многогранную деятельность, включающую следующие направления: социально-педагогическое, организационно-управленческое, публицистическое, экспериментально-практическое, научно-исследовательское, преподавательское.

4.            Педагогическое наследие Е. И. Тихеевой представляет собой целостную систему и состоит в единстве: опыта собственной практической деятельности; концептуальных теоретических разработок; соответствующего инструментария в форме «метода игры-труда», а также частных методик (развития детской речи, математического образования, экологического воспитания и организации интегративной игровой и трудовой деятельности); практики реализации «метода» в работе авторских дошкольных образовательных учреждений.

5.            Своеобразие внедрения «метода игры-труда» Е. И. Тихеевой в практику отечественного дошкольного образования заключалось в апробации и коррекции разрабатываемой системы педагогических средств в ходе функционирования экспериментальных авторских площадок на основе обеспечения теоретических, содержательных и методических аспектов их воспитательно-образовательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ, отражены в научных статьях, в тезисах докладов соискателя на научно-практических конференциях, в том числе: межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе» (Вологда – 2004); международной конференции «Ребенок в современном мире» (С.-Петербург – 2002). Материалы исследования используются в лекционных курсах «История образования и педагогической мысли» на факультете психологии МосГУ.

Структура диссертации соответствует общей логике построения научного исследования историко-педагогической направленности и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, определена степень ее научной разработанности, конкретизированы объект, предмет, цель и задачи исследования, уточнены теоретико-методологические основы и методы организации исследования, охарактеризованы хронологические рамки и источники работы, раскрыты ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Социокультурный контекст оформления педагогического наследия Е. И. Тихеевой» дан анализ социально-исторических детерминант формирования педагогических воззрений Е. И. Тихеевой, представлена целостная характеристика ее общественно-педагогической деятельности, а также уточнены научно-педагогические предпосылки становления и развития ее авторской системы.

Вторая глава «Метод Тихеевой» как целостная педагогическая система» отражает систему теоретико-методологических взглядов Е. И. Тихеевой на проблемы воспитания и обучения ребенка-дошкольника. В материалах анализируются особенности реализации метода «игры – труда» Е. И. Тихеевой в экспериментальных дошкольных образовательных учреждениях, а также дается оценка вклада Е. И. Тихеевой в комплекс методик дошкольного воспитания и первоначального обучения и характеристика теоретической и практической целостности собственно «метода Тихеевой».

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются научные выводы, определяются проблемы, требующие дальнейшей разработки.

Библиография включает в себя 404 источника, в том числе материалы из архивов и рукописи автора.

В приложении представлены отрывки из научных работ Е. И. Тихеевой, малоизвестные фотографии и выдержки из авторских рукописей и архивных материалов.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В современной историко-педагогической методологии общепризнанно, что деятельность отдельных индивидов, создающих общий план истории опосредована существующими в общественной жизни имманентными социальными закономерностями. Эти закономерности носят объективный характер и проявляются в том, что деятельность предшествующих поколений, передается последующим, независимо от их воли и желаний, на основе которой начинают свою деятельность новые поколения, т.е. они начинают ее распредмечивать, создавая современные вариативные ситуации, модернизируя современность (К.А. Абульханова–Славская, М.А. Барг, Л.С. Выготский, Н. Б. Демин, М.С. Коган, А.И. Рактиов).

В целом, признается, что человеческая деятельность есть диалектика накопленного и живого труда, т.е. социальная детерминация является самодетерминацией общественной деятельности человека. Поэтому можно сделать вывод о том, что любой социокультурный детерминант содержит программно-целевую установку в той или иной социальной сфере. Доминирующим фактором развития социокультурной системы выступает наука, научная деятельность наиболее значимых представителей в том числе и системы образования, так как в ней отражаются аксиологические установки, господствующие в данном обществе в конкретно-исторический период.

С этих позиций ретроспективный анализ своеобразия деятельности известных отечественных и зарубежных педагогов, наследие которых имеет ценность и составляет арсенал современной педагогической науки, требует определения той исторической и социокультурной обстановки, в которых происходило их личностное становление и профессиональное развитие. При этом важно опираться на аксиоматические идеи, сформулированные в историко-педагогических трудах многих современных историков педагогики, в частности:

-           «изучение взаимосвязанного развития практики воспитания и педагогической мысли в принципе невозможно вне широкого социокультурного контекста» (Г. Б. Корнетов);

-           «приращение научного знания происходит посредством теоретической реконструкции и осознания культурной релевантности исторической информации» (М. Н. Певзнер);

-           «разработку специального предмета истории педагогики нельзя отрывать от изучения материалов общеисторических дисциплин, как и само педагогическое движение нельзя отрывать от всего исторического движения в целом» (В. Я. Струминский);

-           историко-педагогические исследования могут быть продуктивны лишь при условии интерпретации «исторического в снятом виде, являясь его своеобразным итогом» (К. И. Салимова);

-           «истинное развитие культуры в целом и педагогики как ее неотъемлемой части плодотворно лишь в диалоге с другими культурами – как иных народов, так и иных эпох» (О. Е. Кошелева);

-           «перед педагогикой открываются новые горизонты именно благодаря ее обращению к собственной истории…однако, речь должна идти не об исключительно традиционном интересе к двум темам (истории педагогической мысли и истории просвещения), а об обращении к широкому общественно-историческому контексту, в котором они предстают частью общекультурного фона» (А. Флитнер).

Именно поэтому изучение соотношения в рамках конкретной исторической эпохи и культуры факторов приращения и изменения педагогического знания, особенностей его развития и трансформации, учет факторов модернизации воспитательно-образовательной практики в соответствующих условиях рассматривается как приоритетная проблема для решения задач заявленного исследования. Продуктивность ее решения детерминирует адекватную и объективную историографию развития мировоззрения Е. И. Тихеевой в соответствии с ведущими социокультурными тенденциями и закономерностями развития, характеризующими период ее жизнедеятельности, а именно: конец XIX- начало ХХ века.

В работе использованы сформированные Г.Б. Корнетовым, использовать при анализе наиболее значимые методологические принципы изучения историко-педагогической информации, объединенные в две группы:

-         принципы, связанные с уточнением социокультурных детерминант, определяющих характер, особенности и историческую динамику развития отдельных педагогических направлений и систем (культурологическая группа);

-         принципы, ориентированные на внутреннее своеобразие педагогических феноменов и общую логику их саморазвития (социально-событийная или биографическая группа).

С этих позиций в качестве системы детерминант, повлиявших на становление и развитие мировоззрения Е. И. Тихеевой в единстве культурологического и биографического методологических принципов выделяются закономерности оформления собственно авторских педагогических суждений под влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешним (социокультурным) факторам были отнесены:

-         особенности социокультурной и экономической ситуации в России во второй половине XIX века;

-         своеобразие развития и реформирования отечественной образовательной системы.

Внутренние факторы были связаны с:

-         ближайшим окружением человека (родители, родственники, близкие люди), влияющим на формирование менталитета отдельной личности;

-         характеристикой значимых исторических событий, явлений и фактов, непосредственно связанных с биографией изучаемой исторической личности;

-         участием в социо-культурной, просветительской и собственно педагогической деятельности в условиях различных общественных организаций и учреждений.

В современных исследованиях в области истории образования (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Н.Г. Флинт, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, Л.В. Романюк, Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Осовский и др.) признается, что период конца XIX – начала ХХ века был одним из самых прогрессивных в становлении и развитии теоретико-методологических основ отечественной педагогики. Этот исторический этап сегодня рассматривают с одной стороны, как кризисный, а, с другой стороны, – как заложивший  основы новой гуманистической педагогической парадигмы и ее экспериментального апробирования в различных авторских концепциях, методах, системах.

В контексте существенных социокультурных и собственно образовательных реформ происходило переосмысление роли образования в обществе, а также его значения для развития отдельной личности и формирования культуры всей человеческой цивилизации и государственных преобразований. Именно эпоха рубежа XIX – ХХ вв. в России ознаменовалась бурным развитием буржуазных отношений, имевших верстернизированную направленность, так как «массовая школьная практика которая интенсивно развивалась в России вглубь и вширь на протяжении всего XIX века и связанная с ней теоретическая педагогика испытывали доминирующее влияние западной традиции и в основном следовали ее канонам, несмотря на попытки национального самоопределения» (М.В. Корепанова).

Одновременно российская педагогика оформляла и собственные философские, теоретико-методологические основы учебно-воспитательной деятельности с целью создания национальной педагогической теории, так как «прогрессивных представителей педагогической науки начала ХХ века объединяли идеи и стремления общечеловеческого значения: уважительное отношение к личности ребенка, признание самоценности личности, стремление создать условия для её саморазвития. Отличительной чертой педагогических направлений, зарождавшихся в конце XIX – начале XX века были гуманистическая направленность и демократизм» (Н.Б. Петрова).

При этом в качестве определяющих условий становления и развития взглядов представителей педагогической науки в России второй половины XIX века выступали компоненты социальной и научной систем:

-         производственная инфраструктура, экономика, существование и развитие которой, определяя особенности проявлений производственных отношений и их взаимодействие с производительными силами, способствует проявлению действий экономических законов в сфере образования как одной из отраслей народного хозяйства;

-         социальная инфраструктура, влияние которой определяется особенностями процесса формирования человека под воздействием социально регулируемых факторов (государственные социально-политические реформы, секуляризация христианских ценностей, культурные инновации, преобразования в сфере воспитательно-образовательной практики и политики);

-         научная инфраструктура, связанная с развитием смежных с педагогической теорией наук (философии, психологии, истории, физиологии и медицины), в рамках которых она существовала и развивалась на индуктивно-эмпирическом уровне до ее оформления в качестве самостоятельной научной отрасли.

В контексте заявленной методологии была проанализирована и система внутренних детерминант, повлиявших на становление мировоззренческой и профессиональной позиции самой Е.И. Тихеевой. Обращение к малоизвестным и не публиковавшимся ранее архивным материалам позволило в диссертации  представить более детально и системно биографические сведения о жизни и деятельности Е. И. Тихеевой.

Знакомство с мемуарным материалом свидетельствует о том, что на ее становление оказал особое влияние отец – Иван Иванович Тихеев. По своему происхождению он относился к мещанскому сословию, однако наличие интеллектуальных способностей и этических жизненных принципов позволяют говорить о его принадлежности к группе просвещенной российской интеллигенции, которая встала в середине XIX века во главе мощного общественного движения, деятельность которой привела к значительному реформированию всех социальных сфер, в том числе и образования. Именно отец стал инициатором приобщения своих дочерей к благотворительной общественной деятельности в частной школе, которая стала первоначальным опытом реализации педагогических способностей Е. И. Тихеевой и раскрытия ее научного потенциала (И.В. Чувашев).

Стремление отца дать дочерям педагогическое образование было поддержано и матерью (Авдотья Николаевна Баталина), которая получила воспитание в Институте благородных девиц в Петербурге (Смольный), была одной из любимых учениц К. Д. Ушинского, через всю жизнь пронесла уважение к своему педагогу и привила это чувство собственным детям (кроме самой Е. И. Тихеевой в семье выросли еще два педагога[1]). Перспектива будущей педагогической деятельности Е. И. Тихеевой была предопределена еще в ранней юности. Педагогические интересы родителей реализовались в профессиональной подготовке самой Е. И. Тихеевой в специализированном педагогическом классе и Педагогической академии при Лиге образования в Санкт-Петербурге (общественном научно-педагогическом учреждении, которое выполняло функции общественной просветительской организации, научно-исследовательского педагогического центра и высшего учебного заведения педагогического профиля).

Обращение к мемуарам автора и ее современников позволяет говорить о том, что выбор Е. И. Тихеевой педагогической профессии носил творческий характер и был для нее специфической формой реализации личностной позиции и потребности общественно-полезного служения государству в духе идеологии народничества. Значительную роль в подтверждении ее стремления проложить свою педагогическую деятельность сыграла переписка с авторитетным в этот исторический период отечественным просветителем и педагогом – Л. Н. Толстым (1828 – 1910гг.), педагогический эксперимент в Ясной Поляне и активная публицистическая деятельность которого получили значительный резонанс в России и Европе.

Изучение многочисленных работ и публикаций, отражающих реалии развития отечественного образования в начале ХХ в. позволяет констатировать, что важную роль в формировании мировоззренческого потенциала Е. И. Тихеевой сыграли:

-         знакомство с основными научными направлениями развития педагогической теории в контексте «реформаторской педагогики», заявленной как педоцентрическая концепция личностно-развивающего обучения и гуманистический практико-ориентированный характер воспитательной практики;

-         активное участие в общественно-педагогическом движении и практическая деятельность в различных частных, государственных и общественных учебных заведениях.

В работе данные положения раскрываются более детально. В частности, дается характеристика ведущих педагогических направлений (теория «свободного воспитания», «прагматическая педагогика» и т.д.) и авторских концепций (педагогическая антропология К. Д. Ушинского, «дидактический метод Ф. Фребеля», «метод самовоспитания и самообучения М. Монтессори» и др.), воспринятых Е. И. Тихеевой в качестве актуальных и интерпретируемых ее в собственной педагогической системе.

Особое место в оформлении авторской концепции Е. И. Тихеевой занимала ее активная общественно-педагогическая деятельность, которая проходила в нескольких направлениях:

-         работа в различных благотворительных заведениях (школа для безнадзорных детей в Тифлисе, Воскресная школа для рабочих и др.);

-         организация частных и общественных воспитательно-образовательных учреждений (прогимназии, детские сады, детские очаги и т.д.);

-         открытие научно-методических и исследовательских центров (Музей «Дошкольная жизнь ребенка»);

-         участие в профессиональной подготовке работников дошкольного образования (на кафедре в Петроградском институте дошкольного образования, а затем ЛГПИ им. А. И. Герцена);

-         теоретико-методическая работа и выпуск педагогических сборников, монографий, учебных пособий по работе с детьми в ДОУ и начальной школе;

-         разработка и практическая апробация собственной авторской концепции воспитания и обучения детей дошкольного возраста, получившая название в виде «метода игры-труда» или «метода Тихеевой».

В биографии Е.И. Тихеевой было выделено несколько характерных этапов профессиональной деятельности, каждый из которых был соотнесен со спецификой выполнения ею различных функций в развитии теории и практики дошкольного образования и внедрения собственного авторского метода воспитания и обучения детей преддошкольного (раннего), дошкольного и младшего школьного возраста:

-       1 этап – конец ХIХ в. – 1917 г. – включение в работу организаций, занимающихся пропагандой и развитием государственного и общественного дошкольного образования по аналогии с европейскими традициями; начало просветительской и методической работы;

-       2 этап – 1917 – 1928 гг. – период работы в учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для новой сферы государственного дошкольного образования, организация методической и управленческой работы по апробированию собственной авторской модели – «метода игры – труда» на различных экспериментальных площадках;

-       3 этап – 1930-е – 1941 гг. – период снижения активности теоретико-педагогической работы и открытой конфронтации с идеологией единообразия (моновариантности) работы дошкольных образовательных учреждений, переход на теоретический и практический анализ специфики работы с детьми преддошкольного (раннего) возраста, подготовка методических материалов, которые находились в архиве педагога и не были опубликованы до конца ее жизни.

Одновременно в исследовании особо подчеркнут тот факт, что общественно-педагогическая деятельность Е. И. Тихеевой всегда носила комплексный (целостный) характер и опиралась на сочетание теоретических разработок и их активной апробации в практической работе. Стимулом к подобному разнообразию стало полученное Е. И. Тихеевой уже в зрелые годы (1908) профессиональное образование в Педагогической академии при Лиге образования (общественная просветительская организация в Санкт-Петербурге), которое позволило ей одновременно стать авторитетным педагогом и учредителем различных общественных организаций.

В частности, ею были восприняты некоторые специфические особенности, составляющие концепцию деятельности этого учреждения, а именно:

-           нацеленность на образовательную деятельность в тех направлениях социально-экономической жизни страны, в которых возможности государственных заведений были недостаточными для удовлетворения спроса общества, а также в тех, которые интересовали общество, но не были приоритетными для государства;

-           оперативное реагирование на изменения экономической и социальной ситуации в стране;

-           высокие темпы развития и совершенствования;

-           создание конкурентной обстановки в системе образования, побуждающей государственные учреждения изменять свои программы, «поднимать планку» образования, активно приспосабливаться к меняющимся условиям жизни общества;

-           расширение географии распространения высшего образования;

-           активная роль попечителей в развитии учебно-воспитательных заведений и др.

Идея общественного воспитания ребенка, начиная с периода дошкольного детства, стала ведущим ориентиром в деятельности Е. И. Тихеевой. Именно поэтому она становится одним из организаторов Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию, которое начинает свою активную деятельность в 1907 году при участии М. А. и Н. В. Чеховых, А. М. Калмыковой, Е. И. Иорданской, М. Я. Морозовой, Е. Е. Соловьевой, Н. Н. Реформатского и др.. Общество было ориентировано на изучение опыта дошкольных учреждений в России и за рубежом, анализ особенностей дошкольного возраста и воспитания ребенка на этом этапе. Кроме этого разрабатывались основные подходы к организации общественного дошкольного образования в России и разработке теории и практики дошкольной педагогики. Основные принципы и методы работы, пропагандировавшиеся Обществом, нашли свое отражение в выпущенных в 1912 – 1913 гг. сборниках «Вопросы дошкольного воспитания», где были опубликованы, в том числе и первые научно-методологические труды самой Е. И. Тихеевой.

В это же время, в рамках деятельности Общества Е. И. Тихеева стремилась реализовать педагогические проекты, отвечающие задаче создания комплексов, выполняющих различные педагогические, просветительские, методические и др. функции. С этой целью в 1914 году ею совместно с М.Я. Морозовой был создан музей «Дошкольная жизнь ребёнка», который стал работать как методический и образовательный центр по дошкольному воспитанию. В Музее существовали отделы развития речи и внешних чувств, грамоты и счёта, физического воспитания, музыкального воспитания, игр и игрушек, моделирования и конструирования, изучения среды и интересов ребёнка. Кроме этого при Музее имелась педагогическая читальня, кружки для дошкольных работников, осуществлялся выпуск разнообразной печатной продукции: теоретических сборников, детской литературы, методических пособий для детей и воспитателей.

Работая в Музее, Е. И. Тихеева активно использовала большое разнообразие форм работы: читала лекции для воспитателей, выступала с докладами по вопросам дошкольного воспитания, вела беседы с педагогами, техническим персоналом и родителями, приходившими сюда ознакомиться с основами дошкольного воспитания. Необходимо отметить, что Петроградский Музей «Дошкольная Жизнь Ребенка» был первым методическим центром в нашей стране. Уже осенью 1918 года он стал государственным учреждением и перешел на обслуживание советских дошкольных учреждений, тогда как в других городах методические центры создавались гораздо позже.

Подобная активная деятельность приводит к тому, что уже в начале ХХ века имя Е.И. Тихеевой становится широко известным как в педагогических кругах Санкт-Петербурга, так и во всей России. Следует особо отметить тот факт, что ее просветительскую и организационно-методическую работу характеризовали направленность на создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение их целенаправленного образования и приобщение к этому процессу наиболее прогрессивных сил российской передовой интеллигенции и прогрессивной общественности. В качестве заключения пропаганды идеи общественного дошкольного воспитания Е. И.Тихеева издает монографию «Современный детский сад, его значение и оборудование» (1914г.), в которой она излагает свои взгляды на характер дошкольного воспитания, его роль в развитии ребенка; обосновывает принципы организации детских садов и воспитательно-образовательной работы, направленной на гармоничное развитие заложенных в ребенке сил; выступает с резкой критикой современной ей образовательной системы, против отрыва дошкольного детства от общего пути социального развития человека.

Практическая реализация заявленной авторской педагогической концепции стала возможна на основе организации альтернативной экспериментальной площадке при Петроградском институте дошкольного образования (ПИДО) – в детском саду «по методу Тихеевой», который просуществовал как база практики для студентов вуза до 1928г. В этот же период Е. И. Тихеева большое внимание уделяет отдельным методикам, разрабатываемых ею в теоретическом и практическом аспектах. В частности, она формирует психолого-педагогические подходы к проблемам развития культуры детской речи и освоения родного языка. Одновременно, принимая участие в работе Ленинградского института охраны материнства и младенчества (ЛИОММ), Е. И. Тихеева разрабатывала технологии работы с детьми преддошкольного (младенческого) возраста, вела исследовательскую работу по изучению особенностей речевой и игровой деятельности детей раннего возраста.

Таким образом, активная общественно-педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой позволила ей оформить результаты этой практики в целостное педагогическое наследие, которое включает в себя около 100 работ научно-теоретического, методико-технологического характера, а также систему дидактического материала, архив детского сада с материалами по организации педагогической среды, литературные обработки, книги для детского чтения и т.д..

Анализ работ историко-педагогической направленности, посвященных изучению процесса становления и развития теории дошкольного воспитания позволил сделать вывод о том, что становление педагогической системы Е.И. Тихеевой происходило под влиянием двух направлений педагогической мысли:

-         традиционной (социальной) педагогической теории или так называемого консервативного направления официальной педагогики, ориентированное на реализацию идеи подчиненности процесса развития и воспитания личности приоритетам государственного и/или общественного совершенствования; для него характерен технократический подход к организации  учебно-воспитательной деятельности, которая экстраполировалась русскими педагогами из европейской культуры и отражала воззрения Ф. Фребеля, И.-Г. Песталоцци, Д. Дьюи, П. Наторпа, Г. Кершенштейнера и др. (М. В. Корепанова);

-         гуманистического направления, отличительной чертой которого были вера в силы и потенциальные возможности самореализации индивида, умение учитывать и определять психофизиологические особенности ребенка, чуткое отношение к интересам и потребностям детей, антиавторитарные методы педагогического воздействия, понимание воспитательно-образовательного процесса, как процесса, направленного на развитие личности как субъекта творческой деятельности, общения и отношений (Л. В. Романюк).

Оформление гуманистического направления происходило на основе доминирования концепции развития личности как субъекта педагогического процесса и «обновления отечественной школы через «освобождение ребенка» (Л. Л. Ворошилова). При этом признание идеи свободы «дало импульс  к поиску выхода из духовного, нравственного, образовательного тупиков и пониманию общественной неадекватности существующей образовательной системы потребностям общества, явилось призывом к защите детства, ребенка, человека вообще от разного рода насилия» (Н. В. Кеберле).

Противоборство этих двух сил способствовало интенсивному развитию педагогики в целом и дошкольной педагогики, в частности. Именно тогда в ведущих педагогических работах ясно обозначились педагогические традиции, отражающие в своей совокупности противоречивый характер социокультурного развития страны и предполагающие широкое реформирование школы и дошкольных учебно-воспитательных заведений, не отвечающих экономическим и социальным условиям общества. На этой основе были сформулированы научные основы педагогики и признано, что «педагогика начинает обретать статус самостоятельной дисциплины со своим, только ей свойственным объектом исследований. В связи с этим определились и основные задачи дошкольного образования: «с одной стороны, выявление и развитие специфических особенностей детской личности, её мотивационно-потребностной сферы, а с другой – создание и реализация условий, обеспечивающих свободное развитие ребенка в настоящем, и подготовку для свободной творческой и счастливой жизни в будущем» (М. В. Богуславский).

Поэтому в основе развития теории дошкольного образования было положено признание деятельностного характера воспитания. Особенно четко этот принцип отразился в педагогической концепции Е. И. Тихеевой, предполагающей содержательную, методическую и формальную целостность типично детских видов деятельности: игровой и трудовой. Как результат – отечественные теоретики дошкольного образования обратились к необходимости определения ведущих и наиболее адекватных природе ребенка средств воспитания и обучения. В решении данного вопроса Е. И. Тихеева опиралась на своих предшественников. Особую роль в разработке заявленной проблемы сыграли Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и его научная школа, Л. Н. Толстой и многие др.

Проведенный анализ своеобразия становления и развития в России различных педагогических течений позволил в исследовании сделать вывод о том, что такие прогрессивные для того периода направления, как свободное воспитание, экспериментальная педагогика, антропологический подход органически вписались и получили развитие в отдельных авторских педагогических концепциях, к которым мы отнесли и «метод Тихеевой». Именно они стали теоретико-методологическим основанием для оформления индивидуального, самостоятельного взгляда Е. И. Тихеевой на педагогический процесс, своеобразие организации и управление им.

Этот вывод позволил нам констатировать, что для Е. И. Тихеевой была характерна явно выраженная интеграция имеющегося мирового и отечественного педагогического опыта в области дошкольного образования. В то же время подобная «интегративность» обозначена как определенная «эклектичность», так как в ее мировоззрении присутствовала некоторая непоследовательность в убеждениях на различных этапах ее педагогического творчества, а также отмечалось формальное соединение различных теоретических идей и положений без их последовательного и четкого методологического анализа и теоретического обоснования.

Анализируя теоретические подходы Е.И. Тихеевой, применительно к организации общественного дошкольного и первоначального образования подрастающего поколения, можно объективно выделить системную характеристику работы различных учебно-воспитательных учреждений, с точки зрения описания:

-         их значения и роли в обществе при выполнении основных социализирующих функций при работе с детьми, в том числе и посредством организации общественных организаций в условиях самого заведения;

-         особенностей взаимодействия внутри педагогического коллектива, функциональных обязанностей администрации и педагогов, сотрудников и практикантов;

-         ведущих принципов организации учебно-воспитательного процесса;

-         требований к педагогическому составу в целом и личности каждого педагога, его профессиональной культуре, образовательному уровню и компетентности;

-         особенностей организации различных функциональных помещений заведения и их оборудования;

-         своеобразия пребывания в учебно-воспитательном учреждении ребенка, основных этапов его адаптации, сбора необходимых сведений и результативности индивидуальной и коллективной работы в различных возрастных группах;

-         организации распорядка жизни (режима дня) и расписания занятий для детей различного возраста;

-         системы учебно-воспитательной работы с детьми с точки зрения решения основных задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;

-         рекомендаций по ведению учета и контроля за организацией педагогического процесса;

-         требований к наличию бытового и дидактического инвентаря для реализации основных образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также необходимости создания педагогической библиотеки и музея, как средства методической подготовки воспитателей и обобщения их инновационного опыта.

Таким образом, Е. И. Тихеевой были выделены и оформлены ведущие компоненты целостной системы учебно-воспитательной работы с детьми. Одновременно она считала возможным учитывать культурный уровень русского общества, заниматься культурным просвещением русского народа, в том числе и с помощью дошкольных учреждений. В частности, она отмечала, что детские сады должны пропагандировать основы своей работы для ближайшего социального окружения, возлагая на них ответственность за подготовку и проведения самых различных мероприятий для населения с целью выяснения сущности и значения дошкольного воспитания, роли детского сада и его организации. Подобная система, по ее мнению, позволяет привлекать к участию в работе детского сада население и формирует определенное позитивное отношение к этим новым типам образовательных заведений.

Кроме этого, Е.И. Тихеева считала необходимым активизировать социальную деятельную детских садов за счет активного привлечения к участию в их работе самих родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию, предлагала создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти инновационные для своего времени формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.

В качестве значимого системного компонента своего «метода» Е. И. Тихеева выделяла материальную обстановку детского сада. С этой целью в своем авторском ДОУ – детском саду по «методу Тихеевой» она создавала для активной практической деятельности детей соответствующие уголки, так как по ее мнению «для творческого проявления личности нужно определенное место, материалы и орудия». На этом основании Е. И. Тихеева снабжала дошкольников пособиями, материалами и орудиями для игровой и трудовой деятельности, подчеркивая, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить их так, чтобы пользование …было легко, удобно, целесообразно».

Она отмечала, что воспитательный потенциал вещественного мира огромен и «представляет обильную пищу и глубоко осмысленную работу органам внешних чувств и через эти органы развивается внутренний мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями и представлениями». Именно поэтому Е. И. Тихеева считала возможным развивать способности детей на конкретном, наиболее близком и интересном материале трех категорий: природный, комплекс дидактических пособий, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности. Особое внимание Е. И. Тихеева уделяет дидактическому материалу, который рассматривала как наиболее значимый и эффективный фактор интеллектуального развития ребенка, облегчающий естественное развитие личности, ее приспособленность к среде, расширяющий и корректирующий опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности.

Развивая данную идею, Е. И. Тихеевой была предложена собственная классификация дидактического материала и его разделение на «естественный» и «искусственный». Под «естественным дидактическим материалом» она подразумевает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и др., а к «искусственному» относит картонный и деревянный материал, построенный по принципу парности и предназначенный для изучения различных качеств и свойств предметов. Еще одним значимым для дошкольников видом материала она считала предметы и орудия трудовой деятельности. В связи с этим в своем детском саду ею была создана отдельная комната «трудовых уголков» (столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный), которые использовались для организации игр детей и обыгрывания различных трудовых процессов и их ценности для практической жизни.

В целом, можно говорить, что именно система требований к организации окружающей ребенка среды, разработанная Е. И. Тихеевой, представляла собой комплекс характерных для периода реформирования отечественной системы образования после революции 1917 года подходов к открытию государственных ДОУ с набором минимального педагогического оборудования, позволяющего обеспечить организацию учебно-воспитательной работы с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными для всей системы советского дошкольного образования вплоть до начала 40-х гг. и использовались также при разработке новых проектов детских садов в России.

Целостность и концептуальность педагогической позиции Е. И. Тихеевой обеспечивались также разработанной ею системой управления и организации работы в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими пособиями и программными материалами. В частности, именно Е. И. Тихеевой были предложены два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; а также педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения. Ведение годового плана должно вестись в соответствии с намеченными ключевыми организационными моментами, но сроки их реализации необходимо намечать предположительно.

Комплекс занятия в детском саду, по мнению Е. И. Тихеевой должен находиться в строгом соотношении, способствующем развитию всех способностей ребенка. С целью реализации подобного подхода она считала возможным заполнить день пребывания ребенка в детском саду активной деятельностью, которая должна носить более или менее плановый характер, поэтому рабочий день разделялся на две половины: первую, до завтрака она предлагала посвятить занятиям, которые носили определенный, частично обязательный характер; вторая половина дня должна была ориентироваться на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми. Сегодня мы можем объективно утверждать, что подобная система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста имела значительный педагогический потенциал. Об этом свидетельствует ее активное использование, в том числе и в современных ДОУ.

Свою педагогическую теорию Е. И.Тихеева не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и экологического воспитания ребенка-дошкольника), а также через способы организация самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами), которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».

Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е. И. Тихеевой.

         В целом, можно говорить о том, что Е.И. Тихеевой был создан оригинальный авторский подход к организации целенаправленной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, который следует рассматривать как целостную систему организации работы ДОУ в единстве следующих показателей:

-         аксиологический – система представлений о значении и роли дошкольных учреждений в обществе при выполнении основных социализирующих функций при работе с детьми;

-         материальный – система требований к оформлению различных функциональных помещений детского сада и их оборудования необходимым дидактическим (учебным и игровым) материалом и бытовыми предметами, соответствующими возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста;

-         исследовательский – система сбора необходимых сведений о результативности индивидуальной и коллективной работы, оценка педагогической деятельности и ее развивающего потенциала по отношению к каждому ребенку и различным возрастным группам с учетом их специфики;

-         содержательный – система перспективного планирования и организации учебно-воспитательного процесса в единстве общего распорядка жизни (режима дня) и расписания занятий, наличие единой экспериментальной программы работы с воспитанниками различных возрастных групп с точки зрения решения основных педагогических задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование системы их знаний, умений и навыков;

-         технологический (методический) – система наиболее результативных педагогических средств, организационных форм, развивающих и обучающих методик учебно-воспитательной работы с детьми в контексте ведущих видов детской деятельности – игровой и трудовой.

Таким образом, тщательное изучение педагогического наследия Е. И. Тихеевой, глубокий анализ ее научно-теоретического и методического творчества позволили сделать вывод о том, что система теоретико-методологических концептуальных положений «метода Тихеевой» сформировалась на основе конкретизации: комплекса исходных философских идей позитивизма и прагматизма, определяющих аксиологические основы образования, ориентированных на признание его ценности для общества, подрастающего поколения и каждой отдельной личности. При этом были задействованы гуманистические и личностно-ориентированные интенциональные установки, согласно которым следует стремиться к активному совершенствованию всех ступеней образования.

В качестве ведущих принципов организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста ею был выделен следующий комплекс (целостности, природосообразности, программности, практической направленности). Ведущей особенностью организации отечественной системы дошкольного и первоначального образования была признана возможность внедрения, развития и совершенствования отдельных авторских моделей – вариативных «методов» организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста и их творческого выбора специалистами в каждом ДОУ.

Е.И. Тихеевой была предложена схема создания окружающего детей дошкольного возраста образовательного пространства, своеобразие которого заключалось во включении дидактических материалов, игрушек и игр (в форме трудовых уголков), обеспечивающих целенаправленную организацию интегративных видов игровой и трудовой деятельности, как в форме обучения, так и в форме самостоятельной работы детей дошкольного возраста. Существенным дополнением к ее целостной системе стал комплекс используемых психолого-педагогических средств воспитания и обучения ребенка-дошкольника, который включал в себя методы и приемы актуализации ведущих видов детской деятельности (игра, труд) за счет провоцирования воспитателем) педагогических ситуаций, организацию игр-занятий и создания условий для самообучения детей и закрепления полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной индивидуальной и коллективной работе.

Резюмируя вышеперечисленное, в заключении диссертации сделаны выводы, свидетельствующие о решении поставленного комплекса задач и подтверждении заявленных научных предположений.

Основные научные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Шульгина Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006. – С. 73-75 (0,4 п.л.)

2. Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И.Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005. – С. 86-92 (0,5 п.л.)

3. Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004. – С. 177-180 (0,2 п.л.)

 

 

 

 

 

Подписано в печать «____»_________2007.

Формат 60x84. 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Издательство ННОУ «Московский гуманитарный университет».

111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Лидия Ивановна Тихеева – Чулицкая (1868 – 1938гг.) - видный педагог – педиатр. В советский период она получила ученую степень доктора медицинских наук, звание профессора, активно участвовала в разработке вопросов гигиены детей дошкольного возраста, подготовке кадров по дошкольному воспитанию и физическому развитию детей.

Софья Ивановна Тихеева – Пфейфер – закончила Консерваторию, увлекалась естественными науками, занималась методической работой в области экологического воспитания дошкольников. В 20 – 40-е гг. была сподвижницей своих сестер, заведовала кабинетом педиатрии и гигиены при Ленинградском педиатрическом институте. Ей принадлежит ряд работ научно-практической направленности, написанных, в том числе, и в соавторстве с Е. И. Тихеевой.