Д.Д. Пеньковский

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМИГРАЦИИ

БЕЛОГО КАЗАЧЕСТВА ЗА ГРАНИЦУ

 

Эмиграция белого казачества за границу имела определенные политические последствия. Изменения в политической системе, выбытие нескольких сотен тысяч избирателей из пределов России породил в 1920-х гг. ряд серьезных проблем, связанных с тем, что в казачьих регионах стала исчезать самобытная политическая обстановка и демократичность выборов.

 Казачество как политическая категория играло консолидирующую роль в обществе и государстве. Утрата самобытных традиций и обычаев самоуправления казаков, их влияние на решение актуальных политических, этнических, территориальных и других проблем выпало из практики государственного строительства. В России им было запрещено создание своих союзов и объединений, кроме тех структур, какие были везде по стране. Утрачен был опыт самоуправления, накопленный в казачьих регионах. Например, интересный опыт был на Кубани, Дону, в Приамурье, других казачьих регионах. Так, на Дону большое значение в жизни казачества играл Большой войсковой Круг Войска Донского. Он был созван после Февральской революции 1917 г., на нем присутствовало около 700 делегатов. Он проходил в Новочеркасске с 26 мая по 18 июня 1917 г. Круг избрал атаманом генерал-лейтенанта А.М. Каледина и сформировал Войсковое правительство, которое возглавил Атаман. С 18 мая 1918 г. Войско стало именоваться Всевеликим Войском Донским (далее – Войско).

После смерти А.М. Каледина с 29 января 1918 г. в должность атамана вступил генерал-майор А.М. Назаров. На Круге спасения Дона 3 мая 1918 г. Атаманом был провозглашен генерал-лейтенант П.Н. Краснов, который потом сыграл большую роль в жизни казаков в эмиграции. Тот же Круг 4 мая 1918 г. принял подготовленные Красновым «Законы Войска», где указывалось: «Власть управления на Дону во всем объеме принадлежит Войсковому атаману». Было решено создать Правительство Войска в виде Совета управляющих отделами Войска.

В связи с необходимостью проведения выборов в Круг Всевеликого Войска Донского по инициативе П.Н. Краснова было составлено Особое положение о выборах делегатов на Большой войсковой Круг, которое объявлено в приказе Войску от 4 июня 1918 г. № 173. Согласно Положению члены Круга избирались прямым всеобщим, тайным и равным голосованием по всем 10 округам области. Право участия в выборах принадлежало донским казакам и казачкам, достигшим 21 года. К выборам были допущены лица не казачьего сословия, о которых состоялись приговоры станичных сборов о принятии их в казачество на момент выборов. Право участия в выборах в каждой станице принадлежало лицам, внесенным в избирательные списки. Руководство ходом выборов и контроль за их правильностью осуществляли Войсковая, окружные и станичные комиссии по выборам на Круг. Круг выбирал Донского Атамана, принимал ежегодный отчет по управлению Войском и Управлению отделами Войска, рассматривал бюджет Войска. Круг возглавлял Председатель, избиравшийся на заседании Круга, там же избирались товарищи Председателя (по одному от каждого округа). Секретарь Круга и его товарищи также избирались на заседании Круга. Все эти лица образовывали Президиум Круга.

Президиум и Канцелярия избирались на все время действия Круга. Для руководства отдельными направлениями деятельности Войска Круг избирал комиссию по каждому из таких направлений. Всего таких комиссий насчитывалось более двадцати, в том числе финансовая, земельная, торгово-промышленная и другие. Создавались также чрезвычайные комиссии для решения отдельных оперативных вопросов. При Круге действовал Совет управляющих отделами Войска, Совет финансов и Войсковой Суд. Члены Круга, находившиеся во время перерывов в его работе на местах, образовывали там собрания членов Круга, где подготавливали материалы для дальнейшего рассмотрения их на Круге. По итогам работы Круг принимал законы, указы, постановления, обращения и воззвания.

Выборы делегатов на Большой войсковой Круг состоялись в июне-августе 1918 г., в его состав было избрано 360 членов. Во все время действия Круга его Председателем был видный общественный деятель, депутат всех четырех государственных Дум В.А. Харламов, секретарем – писатель Ф.Д. Крюков.

Работа вновь избранного Круга строилась в виде регулярно созывавшихся сессий. Всего было проведено три сессии. 1-я проходила с 15 августа по 20 сентября 1918 г., на ней была принята Конституция Войска. 2-я сессия проходила с 1 февраля по 2 июня 1919 г., она избрала 6 февраля 1919 г. Донским Атаманом вместо П.Н. Краснова генерал-лейтенанта А.П. Богаевского, который с этого времени стал совмещать обязанности Атамана и главы Донского Правительства (Совета управляющих отделами Войска). А.П. Богаевский потом в эмиграции провел огромную работу по устройству казаков за рубежом и сыграл большую роль в судьбе многих из них.

Часть членов Круга приняла участие в работе созданного 5 января 1920г. в г.Екатеринодаре Верховного Казачьего Круга, объявившего себя Верховной властью по делам, общим для Дона, Кубани и Терека.

О такой демократичности в выборах и кооперации в работе казачьих регионов юга России в советское время можно было только мечтать. (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-1258, Оп. 3. Д. 216. Л. 11).

Многие участники этих мероприятий на территории России после эмиграции за границу были активными участниками создания различных казачьих союзов и объединений.

Продолжая традиции совместной деятельности, за рубежом казаки Дона, Кубани и Терека успешно продолжили работу по координации усилий в борьбе казачества против большевиков и по их адаптации в сложных условиях зарубежья. Они одними из первых создали объединенный совет казаков Дона, Кубани и Терека. Казачество как политическая составляющая была утрачена в России, но не была полностью утеряна. Об активности казаков говорит тот факт, что, будучи за границей, они не затерялись на политическом поле принявших их стран и проявляли свою политическую активность. В первую очередь это выразилось в создании политических и военно-политических организаций. Это были наиболее активные организации, которые не только занимались вопросами идеологической сплоченности белого казачества, борьбы с большевиками, но и реализацией своих политических устремлений.

Возникновение казачьих союзов, объединений и групп интересов связанно с активизацией политической и социально-экономической деятельности казаков-эмигрантов. Изначально они формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы казаков различных казачьих войск в эмиграции. Существенное влияние на этот процесс оказали адаптация казаков за границей и более или менее компактное расселение в различных странах. Следует отметить, что эти союзы и объединения были одними из первых массовых эмигрантских организаций, имевших достаточно четкую организационную структуру и программу действий.

В процессе их формирования, эволюции и функционирования этих союзов и объединений определилась их структура: лидеры союзов и объединений; идеологи союзов и объединений; актив союзов и объединений; рядовые члены союзов и объединений

Существенную роль в судьбе союзов и объединений сыграли офицеры-казаки, бывшие их настоящими лидерами в различных странах. Все эти союзы и объединения за счет координированности своих действий оказывали существенную помощь казакам при решении насущных проблем устройства в странах пребывания.

Анализируя деятельность казачьих союзов и объединений, условно можно выделить три основных группы. Первая группа — это союзы и объединения казаков, ставящих своей целью противоборство с большевиками. Вторая группа — союзы и объединения казаков, оказывавшие социальную помощь в устройстве казаков-эмигрантов в странах пребывания. Третья группа — союзы и объединения казаков, ставящих своей целью сохранение культурного и бытового наследия самобытного казачьего уклада.

Эволюция этих союзов и объединений как определенных социально-политических формирований сопровождалась определенным осмыслением этого феномена. За весь период своего существования они внесли, и до сих пор в несколько измененном виде вносят, большой вклад в дело сохранения культурного и бытового наследия самобытного казачьего уклада.

Таким образом, самореализация казаками своих социально-политических интересов в виде различных союзов и объединений говорила об их большом потенциале, который был реализован за границей.

Место и роль казачьих союзов и объединений во многом определялись их функциями. Во-первых, главная политическая функция казачьих союзов и объединений — организация практической борьбы с большевиками. В этом процессе использовались все формы деятельности, в том числе и насильственные методы борьбы на территории советской России. И не случайно некоторая часть активных членов казачьих союзов и объединений участвовала в составе немецкой армии в боевых действиях на территории СССР в годы Великой Отечественной войны и на фронтах Второй мировой войны. Во-вторых, важная функция казачьих союзов и объединений — борьба за выживание в странах пребывания, нахождение своей социальной ниши. В-третьих, важное место в деятельности казачьих союзов и объединений занимало представительство интересов казаков, других эмигрантских групп и слоев в странах проживания. Его содержанием являлось выявление их членами совокупного политического и социально-экономического интереса соответствующих эмигрантских сил и реализация этого интереса через политическую систему стран пребывания.

В большинстве своем казачьи союзы и объединения стремились определить свои цели, разработать программу, выработать идеологию и стратегию развития, чтобы убедить казаков в правильности их действий. Однако в реальной жизни деятельность казачьих союзов и объединений была неоднозначной, и их связь с группами казаков-эмигрантов была не везде эффективной. В Европе и Австралии они функционировали более или менее успешно, а в ряде стран Азии и Латинской Америки менее успешно. Казачьи союзы и объединения за время своего существования отражали объективные перемены в жизни казачества за границей. С улучшением социального положения, с изменением обстановки в мире, особенно после Второй мировой войны, изменялись и их установки. Ряд союзов и объединений завершил свою деятельность, а другие видоизменили свои программные цели.

Программные установки, как правило, основывались на определенных идеологических принципах, в первую очередь в вопросах борьбы с большевизмом. Для некоторых казачьих союзов и объединений, прежде всего антикоммунистических, идеологический момент борьбы с советской Россией был снят после завершения Второй мировой войны. Некоторые из них вынуждены были закончить свою деятельность из-за вступления советских и других войск на территорию страны проживания казаков-эмигрантов. Это имело место в Монголии, Китае, Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии, Болгарии, Югославии и некоторых других странах. Основное внимание казачьих союзов и объединений в других странах было уделено проработке конкретных направлений улучшения социально-экономического положения казаков и последовавшей следующей волны эмиграции после второй мировой войны из Европы и Азии в страны Латинской Америки, США, Канады и в Австралию.

Особенно активную деятельность они развили в первый период своего существования, когда остро стоял вопрос выживания казаков за границей. Казачьими союзами и объединениями ставились и успешно решались вопросы трудоустройства казаков, выделения мест для их компактного проживания. Приверженность членов казачьих союзов и объединений общим программными установками не исключало возможности членства в различных политических партиях, существовавших в странах пребывания. Пропагандистская деятельность этих казачьих союзов и объединений велась на основе просвещение своих членов и сторонников, воспитания общества в духе определенных ценностей и традиций казачьей жизни. Все это, в конечном счете, способствовало их определенной популярности.

Большинство казачьих союзов и объединений преследовали прагматические цели на достижение конкретных социально-экономических целей, использовали готовность жертвовать некоторыми своими программными установками во имя решения конкретных задач.

Таким образом, казачьи союзы и объединения, созданные в начале эмиграции в различных странах, обеспечивали связь казачества с государственными структурами стран пребывания и решали многие их насущные проблемы жизни и деятельности. Выполнив свою задачу по обустройству казаков в странах пребывания, и в связи с итогами Второй мировой войны многие из них прекратили свою деятельность.

Многообразие исторических, социальных и культурных условий разных стран привело к возникновению казачьих союзов и объединений, отличающихся друг от друга строением, функционированием и характером деятельности. В основу их классификации могут быть положены различные критерии: социальные цели, идеологический облик, место в политическом спектре страны пребывания, отношение к другим эмигрантским организациям и многое другое. Исходя из природы социальной базы, можно выделить казачьи союзы и объединения, представляющие интересы всех казаков или отдельных казачьих войск.

По идеологическому признаку казачьи союзы и объединения можно разделить на:

– политические, стремящиеся изменить общественный строй в советской России различными путями;

        социально-экономические, ориентирующиеся на улучшение социально-экономического положения казаков за границей;

        профашистские, ориентирующиеся на поддержку фашистского движения против коммунистического влияния;

        молодежные, ориентирующиеся на решение задач, стоящих перед казачьей молодежью.

Первые политические и военно-политические организации белых были созданы сразу после прибытия за границу.

Из воинских организаций наиболее влиятельным был Русский Общевоинский Союз (РОВС), созданный генералом П.Н. Врангелем в 1924 г. Он был создан как общая координирующая система в борьбе с большевизмом после роспуска русской армии за границей. РОВС проводил большую работу и имел свои филиалы в 30 странах мира. Помимо антисоветской политической работы, РОВС был одним из организаторов в подготовке и поставке кадров для нужд гитлеровской Германии, а также вел общественную работу, изучал военную историю России, собирал архивы и создавал музеи. (ГАРФ. Ф. Р-5826. Оп. 1. Д. 178. Л. 25).

Среди других военных организаций следует назвать Общество Ревнителей Русской Военной Старины и Обще-Кадетское Объединение за Рубежом. Параллельно с этими организациями работали казачьи объединения и морские, гвардейские и полковые союзы. Все они внесли свою долю в построение Зарубежной России и в развитие ее культуры.

Достаточно много казаков было в различных монархических организациях. Монархическое движение, непримиримое к советской власти, ставило своей целью восстановление законной монархии, если народы России выскажутся за этот строй. Народно-монархические объединения существовали несколько десятилетий во многих странах Западной Европы, Азии и в Австралии.

Кроме участия в работе этих и других организаций казаки создали и свои союзы и объединения. Так, 14 января 1921 г. в Константинополе по соглашению Донского, Кубанского и Терского войсковых атаманов был образован Объединенный Совет Дона, Кубани и Терека. Совет продолжил традиции по координации деятельности казаков Дона, Кубани Терека в борьбе с большевиками, участвовал в решении насущных проблем казачества. В январе 1920 г. при создании Совет объявил, что он создается «Для объединения политических усилий казачества по отстранению большевиков от власти и преобразованию России в демократическое федеративное государство». Тогда на юге России был организован Верховный Казачий Круг, объявивший себя Верховной властью по делам, общим для Дона, Кубани и Терека. В состав Объединенного Совета вошли выборные войсковые атаманы и председатели войсковых правительств. Декларация об учреждении Объединенного Совета провозглашала его назначение: «Впредь до образования Российской общегосударственной власти Дон, Кубань и Терек, сохраняя неприкосновенными свои конституции, по вопросам внешних сношений, военным, финансово-экономическим и общеполитическим, действует объединено». (ГАРФ. Ф. Р-7493. Оп. 1. Д.  2. Л. 5).

Вполне естественно, что первые казачьи союзы и объединения появились в начальных местах дислокации: в Галлиполи, Чаталджи, на острове Лемнос. Одним из первых 22 ноября 1921 г. в Галлиполи стало Общество Галлиполийцев, которое входило в Русский Общевоинский Союз. В его составе были и казаки: штаб-офицеров - 4, обер-офицеров – 37, вахмистров, подхорунжих, фельдфебелей – 17, старших и младших унтер-офицеров, фейерверкеров и урядников – 53, казаков – 20.

 В общество входили: Союз Галлиполийцев во Франции, отделы в Венгрии, Бельгии, Болгарии, Югославии и Чехословакии, отделения в Люксембурге, США и других странах. Общество галлиполийцев ставило своей задачей борьбу с большевизмом и оказание помощи белоэмигрантам в их обустройстве за границей.

 Там же, в Турции в Константинополе в 1921 г. был создан Общеказачий Сельскохозяйственный Союз. Это была организация эсеровской направленности под председательством Н. Дудакова. Главной целью Союза, центр которого позднее был перенесен в Болгарию, на первом этапе являлось переселение казаков из Константинополя в Болгарию и Чехословакию и устройство их на работу, а также перевод казаков из армии на положение беженцев. При Союзе действовали культурно-просветительный, трудовой отделы и отдел оказания помощи казакам за рубежом. Печатным органом Союза являлся журнал «Путь казачества» (издавался в Париже, до 1927 г. назывался «Казачий путь»). Союз находился во враждебном отношении к Врангелю и правым монархическим кругам эмиграции. К 1922 г. отделения Союза действовали в Варне, Бургасе, Пловдиве. Союз входил, как земледельческая секция, в Союз Возрождения Казачества. Общее число членов, зарегистрированных в отделениях Союза в Сербии, Болгарии, Франции и других странах составляло 2265 человек. (Окороков А.В. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации 1920-1990 гг. М.: Авуар Консалтинг, 2003. С. 54-56).

В январе 1923 г. в Маньчжурии с центром в Харбине был создан Восточный Казачий Союз. Его основу составили казачьи станицы: Иркутская, Оренбургская, Дутовская, Уссурийская, Дальневосточная Оренбургская, Первая и Вторая Амурские. В основном в Восточном Казачьем Союзе были представлены казаки Уральского, Оренбургского, Забайкальского, Амурского, Уссурийского и Енисейского войск. Председателем правления и совета союза был избран полковник Оренбургского казачьего войска Г.В. Енборисов, заместителем председателя правления полковник Сибирского казачьего войска Е.П. Березовский и доктор С. Коренев от Амурского казачьего войска. Союз стремился к единству действий с Казачьим Союзом в Париже, в борьбе с большевизмом и рассматривал себя как его составную часть. После оккупации Маньчжурии японцами в 1923 г. все казаки-эмигранты были подчинены Г.М. Семенову, а Восточный Казачий Союз вошел в «Союз казаков на Дальнем Востоке».

Восточный Казачий Союз был составной частью Казачьего Союза, который был организован в 1924 г. в Париже под руководством председателя Донского войскового правительства Н.М. Мельникова. Этот Союз ставил перед собой задачи практического характера — объединение казаков различных войск, оказавшихся в эмиграции, в борьбе с большевизмом и оказания практической помощи казакам социально-экономического характера в странах их пребывания. Союз объединял как отдельных лиц, так и группы казаков. Он был одним из крупных и мощных объединений казачества и сыграл огромную роль в судьбе многих казаков. К концу 20-х гг. в Союз входило 188 казачьих организаций, существовавших в 18 странах мира. Печатным органом Союза являлся журнал «Казачий Союз». Значительную роль в становлении и развитии Союза принадлежала его почетному председателю, Донскому атаману А.П. Богаевскому. Союз, как объединение казаков всех казачьих войск, просуществовал до 1934 г. (Окороков А.В. Указ. соч. С. 11-12).

Кроме союзов и объединений политического характера создавались и такие, которые преследовали цели сохранения самобытности казачества и решения социально-экономических проблем. Так, 15 марта 1925 г. в Париже было основано Братство Донских Казаков. В Уставе Братства, принятом в марте-апреле 1925 г., отмечалось, что целями организации являются «поддержание между членами Братства нравственных начал и неразрывной связи и дружбы во имя любви к родному краю и России, а также широкое оказание материальной помощи своим членам во всех возможных случаях».

В Братство принимались казаки всех казачьих войск и лица не казачьего происхождения, но связанные с казачеством своим прошлым, доказавшие ему свою привязанность и принесшие пользу. Управление делами Братства осуществлялось Старшим Начальником и лицами, командного состава военной организации Братства при утверждении ответственных решений Штабом Главнокомандующего Русской Армии. При Братстве действовали ревизионная комиссия и Суд Чести в составе 3 членов, выбираемых сроком на один год.

В Азии большую роль в объединении казачества в борьбе с большевизмом играл Казачий Союз, который был официально провозглашен в Шанхае 12 апреля 1925 г. на собрании учредителей, а 29 ноября 1925 г. там же, в Шанхае был утвержден общим собранием членов Казачего Союза. Инициатором создания организации выступил казак Семиреченского казачьего войска присяжный поверенный И.Н. Шендриков и войсковой старшина Сибирского казачьего войска А.Е. Грызлов. Учредителями являлись генерал-лейтенант войска Донского М.И. Афанасьев, генерал-майор Иркутского казачьего войска П.П. Оглоблин, генерал-майор Оренбургского казачьего войска В.А. Бородин, статский советник Забайкальского казачьего войска Г.Я. Селиванов, полковник Сибирского казачьего войска А.В. Катанаев и есаул Амурского казачьего войска В.В. Сараев.

Согласно Уставу, Союз ставил целью «объединение находящихся в Шанхае казаков казачьих войск, для взаимной духовной и материальной поддержки, для сохранения казачьего единства и исторически сложившихся быта и традиций казачьих, для установления прав и обязанностей казачества и закрепления их при будущем строительстве России, а также для разработки и подготовки к разрешению предстоящих коренных вопросов жизни своих краев».

В первое правление Казачьего Союза были избраны: председателем И.Н. Шендриков, заместителем председателя - генерал-майор В.А. Бородин, секретарем полковник А. Г. Грызлов. Членами правления стали Н.К. Сережников, генерал-лейтенант М.И. Афанасьев, статский советник Г.Я. Селиванов и Н.Д. Деревсков.

 К 1929 г. Союз объединял 10 казачьих станиц: Амурскую, Уссурийскую, Забайкальскую, Иркутскую, Сибирскую, Семиреченскую, Уральскую, Донскую, Кубанскую и Енисейскую и насчитывал около 700 членов.

Для объединения и воспитания русской молодежи за рубежом были созданы молодежные организации: Национальная организация русских скаутов (1920 г. в Европе и на Дальнем Востоке), Соколы (1921 г. в Югославии), Национальная организация витязей (1934 г. во Франции) и другие. В настоящее время некоторые из этих организаций продолжают свою работу в Австралии и ряде других стран.

Создавались союзы студентов-казаков. Так, в 1921 г. в Чехословакии была создана Общеказачья Студенческая Станица, которая в момент создания насчитывала 386 человек. Эта организация издавала студенческий литературно-публистический журнал «Казачий сполох». Всего к 1928 г. вышло 15 номеров.

1 декабря 1921 г. был создан Союз Русских Студентов в Брно, который позже вошел в состав Союза Русских Студентов в Чехословакии на правах филиала. В его составе были также и студенты казаки. Позже, также в 1921 г., на 1 всеэмигрантском студенческом съезде было создано Объединение Русских Эмигрантских Студенческих Организаций, которое объединяло до 38 русских студенческих союзов. При непосредственном участии этой организации смогли завершить свое образование около 8 тыс. русских студентов-эмигрантов. Объединение занималось, в основном, организационной помощью, а также деятельностью, направленной на защиту национального достоинства русских.

 В 20-х гг. были созданы и первые профашистские казачьи организации, которые занимались организационной, разведывательной и контрразведывательной деятельностью с целью сбора информации об СССР. Кроме этого, при цетральных органах партии функционировали идеологические советы, занимавшиеся изучением советского строя, различные советы и отделы по общеполитической, специальной подготовке, работой среди детей и юношества. Одним из главных направлений их деятельности являлась агитационная работа. Использовались различные формы пропаганды: устная и письменная агитация, диспуты, радиоагитация, праздники и шествия, демонстрации, агитационные экскурсии, а также некоторые формы наглядной агитации - фотографии, плакаты, карикатуры, постановка пьес, киноагитация и другие.

 К числу профашистских организаций относилась Рабоче-Крестьянская Казачья Оппозиция Русских или Русские Фашисты, которая была создана в конце 1926 - начале 1927 гг. в Харбине кубанским казаком П.С. Ковганом. В Программе, утвержденной 7 ноября 1927 г. Советом Оппозиции, декларировалось: «Сама партия Рабоче-Крестьянская Казачья Оппозиция Русских или Русские Фашисты состоит из рабочих, крестьян и казаков с лозунгами и девизами, отражающими желание народных масс. РККО-РФ – это три кита, на которых Россия стояла 300 лет. Опираясь на эти три главные силы России с их лозунгами и желаниями, есть полная возможность свергнуть настоящих узурпаторов жидо-коммунистов, поработивших Россию и русский народ, и восстановить настоящую Россию на началах Федерации – Штатов – Республики с Президентом во главе, то есть, полное народоправство и самоопределение народов.

 Несколько позднее в 1931 г. в Харбине была создана Российская Фашистская Партия. Эта партия имела военизированную организацию со строго централизованным управлением и четкой структурой: первичные группы (2-5 человек) – ячейки, более крупные – «очаги» и организации одной или нескольких странах – отделы и сектора. Она ставила своей задачей борьбу с большевизмом и практической подготовки белоэмигрантов для выполнения этой задачи. Российская Фашистская Партия была одним из организаторов в подготовке кадров для нужд зарубежных воинских формирований в проведении практических мероприятий против Советской России.

Ячейки этих профашистских организаций были не только в Маньчжурии и Китае, но и в США, Бразилии, Аргентине, Парагвае, Чили, Австралии, Латвии, Эстонии, Литве, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции, Словакии, Австрии, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Сирии, Польше, Германии, Египте, Марокко, Монголии, Японии, Швейцарии, Канаде. (Окороков А.В. Указ. соч. С. 88-93).

Таким образом, политическая активность белого казачества за границей имела свои политические последствия для России. Из страны выбыло несколько сотен тысяч избирателей. В казачьих регионах России стало исчезать самоуправление, так как уже не проводились казачьи Круги, не было прямых выборов казачьих органов, не избирались атаманы, а вводились сельсоветы и другие органы Советской власти. Резко снизилось влияние казаков на решение актуальных политических, этнических и территориальных проблем, особенно на Северном Кавказе. Это было связано с тем, что многие казаки просто были выселены оттуда, а вместо них заселились представители местных кавказских народов, которые всячески стремились овладеть как можно большим пространством. Утрачен был опыт парламентаризма, накопленный на Дону, Кубани и ряде других регионов. В этих регионах было запрещено создание казачьих союзов и объединений, как и везде, была введена стандартная система выборов, существовавшая тогда по всей России.

Казачество как политическая составляющая была сильно утрачена в России, но не была полностью потеряна. Казаки, будучи за границей, не затерялись на политическом поле принявших их стран, и проявили свою политическую активность. Они создали в Русском Зарубежье свои союзы и объединения военно-политической и социально-экономической направленности. В подавляющем большинстве они в политическом отношении были направлены против Советской России, которая в их лице получила непримиримых врагов.

Многие казачьи союзы и объединения в начале формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы казаков различных казачьих войск в эмиграции. В первую очередь это было связано с решением острых социально-экономических проблем, стоящих перед казачеством в эмиграции. Но и в этой ситуации эти казачьи союзы и объединения никогда не обращались за помощью к Советской России. Тем самым они демонстрировали свою стойкость, хотя терпели многие годы голод, холод и нищету.

Анализируя деятельность этих союзов и объединений, необходимо отметить, что их условно можно разделить на несколько основных групп. Первая группа ставила своей целью борьбу с большевизмом, в том числе, военно-диверсионными методами. Вторая — занималась вопросами оказания социально-экономической помощи казакам-эмигрантам. Третья — ставила целью сохранение культурного, православного и бытового наследия самобытного казачьего уклада жизни. Четвертая — занималась вопросами работы с молодежью. Политический спектр союзов и объединений был также различным, от крайне правых, монархических до профашистских и левацких. Иногда они враждовали друг с другом, но всех их объединяла ненависть к большевикам, действия, которых они считали, было направлено на уничтожение русского народа, в том числе, казачества, и русской православной культуры.

Из общественных организаций оказывавших серьезную помощь эмигрантам, и где работали представители казачества, был Русский Красный Крест, который с 1920 г. распространил свою работу на всю Европу и Дальний Восток. Эта организация создавала Комитеты помощи русским школам и приютам, туберкулезным больным, открыла ряд госпиталей, больниц и амбулаторий.

Анализ показывает, что казачество было более активным в политическом отношении в Западной Европе, Китае и Австралии и менее активным в странах Латинской Америки, где в основном больше создавались филиалы уже созданных союзов в Западной Европе и Азии. В целом казачество оставило свой заметный след на политическом поле Русского Зарубежья и сумело реализовать за границей в сложных условиях эмиграции свой большой политический потенциал. На первом общем собрании Центрального русского комитета в 1924 г. в Париже присутствовали представители из 67 организаций, на втором в 1926 г. — из 83, на третьем в 1929 г. —  175, на четвертом в 1933 г. — 275. На пятое собрание в 1936 г. съехались представители уже из 325 организаций и православных приходов Русского Зарубежья. Центральный русский комитет и его отделы прекратили работу в 1939 г. из-за начавшейся Второй мировой войны. (Histori of Russian in Australian. Sidnei, 2004. T. 1. С. 182).

 Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что политическая активность казачества за границей выразилась в создании значительного количества союзов и объединений, которые имели в большинстве своем антибольшевистскую направленность. Впоследствии это проявилось в том, что часть казаков вступило в ряды вооруженных формирований ряда государств мира, некоторые из которых проводили конкретные военные и диверсионные акции, направленные против советской России.