На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Трофимов Егор Викторович

 

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

12.00.02 – конституционное право;

муниципальное право

 

 

 

 

Автореферат

диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

 

Москва – 2006

Работа выполнена на кафедре конституционного и административного права Хабаровской государственной академии экономики и права

 

 

Научный руководитель:                        доктор юридических наук, профессор

                                                              Полянский Игорь Алексеевич

 

Официальные оппоненты:                    доктор юридических наук, профессор

                                                              Химичева Ольга Викторовна

 

                                                              кандидат юридических наук

                                                              Рагулин Дмитрий Дмитриевич

 

Ведущая организация:                          Дальневосточная академия

                                                              государственной службы

 

 

 

Защита состоится «____» ____________ 2006 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус №3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

 

Автореферат разослан «____» ____________ 2006 г.

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук                                                          Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Поощрение как метод управляющего воздействия возник одновременно с зарождением государства. Применяемый наряду с принуждением и убеждением, этот метод государственного управления способен оказывать большое влияние на общественные отношения, в некоторой степени может устранять и компенсировать негативные тенденции в развитии социума и государства, стимулировать социально-правовую активность граждан и организаций.

Среди форм поощрения, установленных и признаваемых государством, наиболее почетное место отводится государственным наградам. В течение всего периода существования российской государственности ее непременным атрибутом являются государственные награды. Зародившись как княжеские и царские пожалования за верную службу и заслуги, российские государственные награды постепенно приобрели западноевропейские черты, сохранив отчасти и самобытный демократизм, присущий отечественным наградам XV–XVII веков. Сложное и противоречивое развитие наградной системы в императорской России, формально прерванное революционными событиями 1917 года и последовавшей за ними гражданской войной, заложило основу богатых наградных традиций России. Эти традиции как наследство были восприняты советской наградной системой, а с 1992 года – наградной системой РФ.

Государственные награды современной России отражают политико-правовые изменения, произошедшие в 1990-х годах, и одновременно являются своеобразным зеркалом многовекового развития российского общества и государства. Иерархически выстроенная система государственных наград формализует основные ценности современного общества, закрепляя их в статутах (положениях) государственных наград как определенные заслуги. Вознаграждая государственными наградами за эти заслуги, Российское государство поддерживает, укрепляет и актуализирует социальные ценности, побуждает граждан к общественно полезной деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена большим социально-правовым значением государственных наград в деле поощрения граждан за общественно полезную деятельность, значительной ролью государственных наград в развитии российской государственности и определении приоритетов развития российского общества.

Степень научной разработанности темы и теоретическая основа исследования. Тема государственных наград вызывает интерес исследователей в различных отраслях знания. Изучение наград осуществляется в рамках философии, социологии, истории. Большое значение для настоящего исследования имеют научные работы по таким вспомогательным историческим дисциплинам, как фалеристика и геральдика. В качестве теоретической основы исследования были привлечены труды таких ученых и специалистов по государственным наградам, как В.Н. Балязин, Г.В. Вилинбахов, А.Н. Володин, И.В. Всеволодов, Э.Д. Грибанов, В.С. Григорьев, О. Деревянко, В.А. Дуров, П.С. Каданцев, А.Н. Казакевич, В.Б. Кобрин, Г.А. Колесников, А.А. Кузнецов, О.В. Кузнецов, Ю.Л. Кушер, Г.А. Кузнецов, Н.М. Мерлай, Г.А. Мурашев, А.Е. Мусин, Д.И. Петерс, А.М. Рожков, Н.А. Сивова, И.Г. Спасский, Н.И. Чепурнов, С. Шишков, П.А. Шорин и другие. Следует также отметить, что в фалеристике практически не разработана система правил, подобная формальной геральдике, что в данном правовом исследовании значительно затрудняло и ограничивало использование фалеристических работ.

Правовые аспекты государственных наград затронуты в работах отечественных ученых, разрабатывавших вопросы поощрения в рамках общей теории права и трудового права, в том числе таких ученых, как В.М. Баранов, О.С. Иоффе, С.С. Каринский, А.В. Малько, М.В. Молодцов, М.Г. Седельникова, М.Д. Шаргородский.

Однако монографические исследования по теме конституционно-правового регулирования государственных наград в Российской Федерации до настоящего времени не предпринимались, а обширное законодательство о государственных наградах не было предметом системного научного анализа и осмысления и все еще остается малоисследованным.

Большое теоретическое значение для настоящего исследования имеют труды отечественных ученых, посвященные вопросам федерализма, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другим конституционно-правовым вопросам (М.В. Баглай, А.А. Белкин, В.Г. Вишняков, Ю.А. Дмитриев, Б.П. Елисеев, Д.Л. Златопольский, М.В. Золотарева, В.В. Игнатенко, Л.М. Карапетян, Д.Н. Козак, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, А.А. Ливеровский, В.Н. Лысенко, С.И. Некрасов, Л.А. Окуньков, И.А. Полянский, Н.А. Сыродоев, Э.В. Тадевосян, И.А. Умнова, Т.Я. Хабриева, В.А. Черепанов, А.Н. Чертков, В.Е. Чиркин, К.Ф. Шеремет, Б.С. Эбзеев), а также отдельным вопросам административного права (Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, Б.Н. Габричидзе, А.А. Демин, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, И.В. Панова, Э.Н. Ренов, Н.Г. Салищева, Ю.А. Тихомиров, А.Ю. Якимов).

Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и подзаконные нормативные правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации.

В исследовании использованы действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, РСФСР, СССР и Российской империи, утратившие силу или не подлежащие применению, но представляющий научный интерес.

Методологической основой исследования являются диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, статистический).

Эмпирическую основу исследования составили 115 наградных материалов, находившихся в 2004–2006 годах в производстве Главного управления государственной службы и общественных связей Губернатора и Правительства Хабаровского края и Управления государственной службы и кадровой политики Еврейской автономной области, а также 6048 указов Президента Российской Федерации 1991–2006 годов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации. В исследовании использована также статистическая информация органов государственной власти.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере установления и применения государственных наград в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы о государственных наградах в Российской Федерации.

Целью исследования является исследование современного состояния правового регулирования государственных наград в Российской Федерации и тенденций развития законодательства о государственных наградах.

Задачи исследования обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:

1) на основе анализа нормативно-правового регулирования государственных наград в России и специальной литературы выявить основные признаки государственных наград и сформулировать научно обоснованное определение государственной награды;

2) исследовать конституционное разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственных наград между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) обобщить и проанализировать исторический процесс становления и развития системы законодательства Российской Федерации о государственных наградах в период с 1991 года по настоящее время, выявить основные тенденции в развитии федерального законодательства о государственных наградах и выработать научно обоснованные рекомендации по его совершенствованию;

4) дать общую характеристику законодательства субъектов Российской Федерации о государственных наградах, установить типичные варианты нормативно-правового регулирования государственных наград в субъектах Российской Федерации;

5) исследовать содержание понятия наградной системы, установить принципы наградной системы, носящие конституционно-правовой характер;

6) рассмотреть систему государственных наград Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выявить способы ее построения и выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы государственных наград;

7) на обширном нормативно-правовом материале Российской Федерации и субъектов Российской Федерации классифицировать государственные награды по видам и формам, показать значение различных классификаций для построения системы государственных наград;

8) установить основные направления защиты государственных наград по российскому законодательству, показать взаимную связь между статусом государственной награды и статусом награжденных ими лиц, выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования правового положения лиц, награжденных государственными наградами.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое в отечественной юридической науке монографическое конституционно-правовое исследование института государственных наград в Российской Федерации. В настоящей работе формулируется и обосновывается научное определение государственной награды, проводится исследование государственных наград как конституционно-правового института, анализируется разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями федеративной системы в области государственных наград, рассматриваются характерные черты действующего законодательства о государственных наградах, содержательно определяется понятие наградной системы, выявляются ее конституционно-правовые принципы, изучается система государственных наград, их защита и статус награжденных лиц.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие правового института государственных наград как совокупности правовых норм различных отраслей права, регулирующих общественные отношения по установлению и применению государственных наград.

2. Определение государственной награды как высшей формы поощрения, нормативно установленной или признанной в соответствующем статусе Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и применяемой от их имени в качестве официального признания значительных публичных заслуг лица перед государством и обществом.

3. Вывод о том, что в соответствии с федеративной природой Российского государства государственные награды Российской Федерации устанавливаются федеральными органами государственной власти и являются предметом ведения Российской Федерации, а государственные награды субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и являются предметом ведения субъектов Российской Федерации.

4. Система законодательства Российской Федерации о государственных наградах включает:

законы Российской Федерации (1992–1993 годов);

федеральные законы (с 1994 года по настоящее время);

указы Президента Российской Федерации;

распоряжения Президента Российской Федерации.

По отраслевому признаку в систему законодательства можно включить: конституционное законодательство; административное законодательство; законодательство иных отраслей, локально регулирующие вопросы, связанные с государственными наградами.

Для устранения множества пробелов и противоречий в правовом регулировании государственных наград Российской Федерации, а также в целях унификации и систематизации нормативного массива необходимо принятие консолидированного Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации». Этот закон должен установить систему государственных наград Российской Федерации, статуты (положения) и описания всех государственных наград Российской Федерации, порядок награждения ими, а также разрешить вопросы отмены награждения, лишения государственных наград, изъятия государственных наград из гражданского оборота, статуса награжденных лиц и другие вопросы, связанные с государственными наградами Российской Федерации.

5. Определение наградной системы как нормативно установленной или признанной государством совокупности государственных наград, применяемых в установленном порядке уполномоченными органами публичной власти и общественными институтами. В наградной системе можно выделить четыре подсистемы: 1) принципы наградной системы; 2) государственные награды; 3) наградное производство; 4) субъектов наградного производства.

6. Заключение о том, что государственные награды субъектов Российской Федерации выражают государственное и общественное признание заслуг регионального масштаба и имеют меньшее публичное значение, чем государственные награды Российской Федерации. Соответственно значению государственных наград субъектов Российской Федерации при их установлении должны быть более скромно характеризованы вознаграждаемые ими заслуги и должны быть меньшими условия (цензы) награждения, по сравнению с характеристиками и цензами, установленными для государственных наград Российской Федерации. Иной подход к установлению статутов (положений) государственных наград субъектов РФ умаляет высокий статус государственных наград Российской Федерации, что противоречит их общероссийскому значению и нарушает федеративные начала устройства Российского государства.

7. Классификация государственных наград по различным основаниям: 1) по федеративному признаку – на государственные награды Российской Федерации и ее субъектов; 2) по форме – на наградные звания, ордена, наградные медали, наградные знаки, премии, «бумажные» награды (грамоты, дипломы, благодарственные письма) и другие награды; 3) по характеру заслуг – на универсальные, военные, правоохранительные и гражданские награды; 4) по целям и поводам установления и применения государственных наград – на награды единовременного массового награждения, учрежденные в связи с событиями, имеющими большое значение для государства и общества (коллективными деяниями и памятными датами), и на награды неограниченного индивидуального применения, предназначенные для поощрения за заслуги отдельных лиц без привязки к конкретным историческим событиям.

8. Высокий статус государственных наград, сочетая моральный и материальный аспекты награждения, должен обеспечивать высокое социально-правовое положение награжденных лиц. Необходимо по примеру Закона РФ от 15  января 1993  г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» нормативно закрепить применительно к каждой государственной награде подобающие ее статусу права, льготы и преимущества награжденных, а также их обязанности и ответственность.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и выводами. В диссертации сформулировано теоретическое понятие государственной награды, дан систематический анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов о государственных наградах, рассмотрена наградная система Российской Федерации, сделан ряд теоретических обобщений и сформулированы научно новые выводы о конституционно-правовом регулировании института государственных наград в России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные автором обобщения и выводы и выработанные им научные рекомендации использованы при разработке проекта Закона Хабаровского края «О государственных наградах Хабаровского края», а также могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства о государственных наградах и наградной практики. Результаты диссертационного исследования могут применяться в высших учебных заведениях при преподавании дисциплин «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право Российской Федерации», «Право государственной службы (служебное право)», «Региональное право».

Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, отражены в подготовленных диссертантом 5 публикациях, выступлениях на 4 научно-практических конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции «Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности» (город Хабаровск, 18–19 мая 2006 года), а также в подготовленном в 2006 году с участием диссертанта проекте Закона Хабаровского края «О государственных наградах Хабаровского края» и в практической деятельности диссертанта в качестве консультанта Главного управления государственной службы и общественных связей Губернатора и Правительства Хабаровского края.

Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Институт государственных наград в системе права Российской Федерации» рассматриваются вопросы общего характера, позволяющие определить государственно-правовую природу государственных наград и место данного института в системе российского конституционного права.

В первом параграфе «Понятие, содержание и значение института государственных наград» дается общая характеристика государственных наград, выявляются признаки государственных наград, анализируются легальные и научные дефиниции государственной награды, формулируется авторское определение понятия «государственная награда», указывается значение института государственных наград.

Государственные награды являются особого рода поощрением за социально полезную деятельность. Любое поощрение (мера поощрения) обладает рядом общих признаков: является благом морального и (или) материального характера; выражает публичное признание, одобрение и положительную оценку заслуг лица; носит правовой характер; не имеет строго эквивалентного характера в отношении поощряемых заслуг; применяется уполномоченными субъектами в установленном порядке; применяется за добросовестное исполнение юридических или общественных обязанностей или позитивную деятельность, превосходящую обычные требования.

Государственные награды имеют ряд специфических признаков, отличающих их от других видов поощрений.

1. Государственные награды применяются не за любые, а только за наиболее значительные (особые, выдающиеся, большие) заслуги, за заслуги наивысшего порядка, наибольшей государственной и общественной значимости.

2. Государственные награды устанавливаются нормативными правовыми актами наиболее высокого уровня, издаваемые органами государственной власти общей компетенции: органами законодательной власти (парламентом), высшими должностными лицами федерации и субъектов федерации (президентом, губернатором, главой), высшими исполнительными органами государственной власти.

3. Награждение государственными наградами осуществляется от имени государства, причем, как правило, распорядительными актами высшего должностного лица федерации, субъекта федерации.

4. Награждением государственными наградами отмечаются заслуги перед государством и обществом, выражается государственное и общественное признание этих публичных заслуг. В масштабе самих заслуг и масштабе признания заслуг состоит отличие государственных наград от других наград и поощрений. Поощряемые государственными наградами заслуги должны соответствующего уровня официального и общественного признания и, следовательно, носить публичный характер. Для награждения государственной наградой необходимо признание за заслугами публичного характера необходимы регулярное государственное управления, контроль и (или) надзор в соответствующей сфере деятельности, осуществляемые уполномоченным государственным органом, которые позволяют обеспечить надлежащий государственный и общественный масштаб их признания.

5. Государственные награды отличает более сложная процедура награждения, которая производится публично-властными институтами разного уровня и общественностью и призвана обеспечить надлежащую проверку характера и степени заслуг награждаемого на соответствие статусу испрашиваемой государственной награды.

6. В официальной иерархии поощрений, установленных и признаваемых государством, государственные награды занимают наиболее значительное и почетное место, считаются высшей формой поощрения. Этот признак государственных наград обусловлен совокупностью вышеперечисленных признаков и в некотором смысле суммирует их.

7. Государственные награды должны определенно быть наделены статусом государственной награды в нормативно-правовом порядке. Официальное признание определенного поощрения высшим не придает ему автоматически статуса государственной награды, так как в государстве – на уровне федерации и (или) субъекта федерации – может вообще не быть государственных наград. Однозначное наделение награды статусом государственной награды необходимо еще и потому, что понятие «государственная награда» хотя и установлено Конституцией Российской Федерации (пункт «с» статьи 71, пункт «б» статьи 89), но содержание этого понятия в ней не раскрыто и его наполнение осуществляется путем привязки к этому понятию поощрений определенных форм и видов.

Государственная награда – это высшая форма поощрения, нормативно установленная или признанная в соответствующем статусе Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и применяемая от их имени как официальное признание значительных публичных заслуг лица перед государством и обществом.

Для государства государственные награды являются атрибутом и символом государственной власти, выражением государственного суверенитета и прерогатив государства, формой поощрения за заслуги, средством побуждения субъектов права добровольно осуществлять определенную деятельность. В обществе государственные награды формируют систему социального этикета, основанную на структурировании общества и нормировании поведения его членов по признаку формализованных и ранжированных заслуг отдельных лиц. Для личности государственные награды являются поощрением за имеющиеся заслуги и стимулом дальнейшей полезной для государства и общества деятельности.

Второй параграф «Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственных наград» посвящен вопросам закрепления за уровнями федеративной системы предметов ведения и полномочий по установлению и применению государственных наград.

Государственные награды как предмет ведения нашли отражение в Конституции РФ. В соответствии с пунктом «с» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся государственные награды и почетные звания РФ. О государственных наградах субъектов РФ как предмете ведения Конституция РФ не упоминает, из чего можно сделать заключение о принадлежности государственных наград субъектов РФ к их исключительным предметам ведения. Данное положение нашло закрепление в конституциях (уставах) и текущем законодательстве субъектов РФ.

Государственные награды Российской Федерации и государственные награды субъектов РФ как предметы ведения обладают рядом специфических свойств. Во-первых, государственные награды являются атрибутивным, «статусным» предметом ведения, который составляет неотъемлемый признак государственности, наряду с официальным наименованием, флагом, гербом, гимном, языком, территорией, гражданством и т.п.

Во-вторых, государственные награды как предмет ведения в равной мере принадлежат всем субъектам РФ, так что последние не только формально равноправны, но и фактически равны между собой, то есть асимметрия федерации в данном пункте отсутствует.

В-третьих, полномочия в области установления государственных наград не могут быть переданы на другой уровень федеративной системы, и установление государственных наград совершается только лично обладателем этих атрибутов государственной власти. Регулирование государственных наград как предметов ведения исключительно конституционными актами обусловливает максимальную стабильность в закреплении данных предметов ведения за уровнями федеративной системы.

В-четвертых, государственные награды как предмет ведения носят характер конституционно-правовой, включают вопросы установления, признания и системы государственных наград. Правовой институт государственных наград представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и применению государственных наград. Из состава государственных наград как предмета ведения исключаются наградное производство и установление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере награждения государственными наградами, которые подлежат регулированию в рамках административного и административно-процессуального права как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты «к», «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ). Такое решение позволяет перераспределить наградную компетенцию в пользу нижестоящих уровней публично-властной системы, привлечь к наградной деятельности широкий круг публично-властных институтов и придать награждению государственными наградами характер подлинно широкого общественно-государственного признания заслуг.

В третьем параграфе «Система законодательства о государственных наградах» исследуются основные тенденции развития и черты законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации о государственных наградах.

В государственные награды Российской Федерации регулируются как нормативными правовыми актами законодательного (представительного) органа Российской Федерации (федеральными законами, законами РФ, указами Президиума Верховного Совета РФ, постановлениями Верховного Совета РФ), так и нормативными правовыми актами Президента РФ (указами и распоряжениями).

В 1991 году в России существовала наградная система, органично вписывавшаяся в общесоюзную систему государственных наград. После провозглашения государственного суверенитета России в 1991 году было принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.06.1991 г. «О мероприятиях по учреждению государственных наград РСФСР – орденов Российской Федерации», которое положило начало процессу формирования новой наградной системы России.

Указом Президиума Верховного Совета РФ от 02.03.1992 г. № 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации» были заложены временные основы системы государственных наград Российской Федерации и меры по ее формированию. 20 марта 1992 г. были приняты Закон РФ № 2553-1 «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» и Закон РФ № 2555-1 «Об установлении почетных званий «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» и «Заслуженный военный штурман Российской Федерации». В дальнейшем были приняты Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3183-1 «Об учреждении медали «Защитнику свободной России» и Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5336-1 «Об учреждении юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В названных актах российского парламента отсутствует системность в регулировании государственных наград Российской Федерации, не устанавливается их соотношение между собой и с государственными наградами субъектов РФ и СССР, практически не затронуты вопросы наградного производства.

В отсутствие достаточно полного правового регулирования государственных наград актами российского парламента (законодательными актами) Президент РФ издает по данным вопросам указы и распоряжения. Тем самым Президент осуществляет опережающее правовое регулирование, которое по своему существу носит подзаконный и временный характер.

Указ Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» вплоть до настоящего времени (с изменениями и дополнениями) является основным нормативным правовым актом в области государственных наград Российской Федерации. Названный Указ утверждает Положение о государственных наградах Российской Федерации, учреждает большинство орденов и медалей, знак отличия, утверждает статуты (положения) и описания наград. Этот Указ неоднократно изменялся, дополнялся и постепенно совершенствовался. Примечательно, что пункт 4 названного Указа, который предусматривал подготовку проекта федерального закона о государственных наградах РФ и свидетельствовал о временном характере названного Указа, был исключен Указом Президента РФ от 28.06.2005 г. № 736. С этого момента указное регулирование государственных наград можно считать стабильным, тем более что после принятия Конституции РФ 1993 г. не было принято ни одного федерального закона, утверждавшего статут, положение или описание государственной награды Российской Федерации. По существу, Указ Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации» с 1994 г. замещает федеральный закон о государственных наградах, хотя подобное расширение указного регулирования за счет законодательного недопустимым.

Кроме того, Президентом РФ издано 8 указов, которыми учреждены 1 орден и 7 медалей, не включенные в систему государственных наград, установленную Положением о государственных наградах РФ. Кроме того, Указ Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» утверждает статуты (положения) и описания далеко не всех государственных наград, которые в нем упомянуты.

В нарушение единства системы государственных наград общим нормативным правовым актом, устанавливающим положения о почетных званиях Российской Федерации, является Указ Президента РФ от 30.12.1995 г. № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации». В этот Указ внесено 8 дополнений, установивших новые почетные звания.

Аналогичная неполнота «общих» указов Президента РФ отмечается и в регулировании наградного производства. Некоторые процессуальные нормы о наградном производстве, содержащиеся в Положении о государственных наградах РФ, дополняются и уточняются в общем виде (то есть применительно ко всем наградам) другими актами Президента РФ, причем изданными не в форме указов, а в форме распоряжений.  Отдельно изданы два указа Президента РФ о формах наградного листа.

Хаотичность правового регулирования приводит к серьезной путанице в системе государственных наград Российской Федерации. Существуют неясности в вопросах соотношения законов РФ с позднейшими указами Президента РФ и в вопросах соотношения указов Президента РФ между собой. В частности, имеются противоречия при определении иерархии наград и последовательности из размещения при ношении.

Для преодоления этих недостатков и приведения системы законодательства о государственных наградах в соответствие с системой и статусом государственных наград необходимо осуществить перевод правового регулирования на единый уровень консолидированного федерального закона или указа Президента РФ с отменой всех других законов РФ и указов Президента общего характера. Причем более правильным представляется регулирование государственных наград Российской Федерации в форме федерального закона – наиболее высокого по статусу нормативного правового акта, который устранит Президента РФ как субъекта применения наград от вопросов их установления.

Законодательство субъектов Российской Федерации о государственных наградах, как и федеральное наградное законодательство, развивается сложно и противоречиво. В целом, в субъектах Российской Федерации, несмотря на всю хаотичность их наградного законодательства, наблюдаются две положительные тенденции. Во-первых, нормы о государственных наградах установлены на уровне закона, а не акта главы субъекта Российской Федерации. Во-вторых, идет процесс консолидации норм о государственных наградах субъектов Российской Федерации, что не только упрощает правоприменение, но и способствует правильному построению системы государственных наград.

Во второй главе «Наградная система Российской Федерации» исследуется понятие, содержание и принципы наградной системы России с присущими ей особенностями на федеральном и региональном уровнях.

Первый параграф «Понятие и принципы наградной системы» посвящен понятию, элементам и материально-правовым принципам наградной системы.

Содержательное наполнение понятия «наградная система» в науке не устоялось. Наградная система – широкое государственно-правовое явление, в котором можно выделить следующие подсистемы: а) принципы наградной системы (материально-правовые и процессуальные); б) государственные награды; в) наградное производство; г) субъекты наградного производства. Под наградной системой можно понимать нормативно установленную или признанную государством совокупность государственных наград, применяемых в установленном порядке уполномоченными органами публичной власти и общественными институтами.

Рассмотрение российской наградной системы позволяет сформулировать ряд ее материально-правовых принципов:

а) принципы установления и признания государственных наград: принцип федерализма в наградной системе; принцип стабильности и преемственности государственных наград; принцип универсализации государственных наград; принцип соответствия статуса государственной награды и статуса награжденного;

б) принципы применения государственных наград: принцип однократного применения государственной награды; принцип личных заслуг; принцип постепенности в награждении;

в) принципы системности государственных наград: принцип ранжирования государственных наград; принцип приоритета установленных наград над признанными; принцип приоритета орденов над медалями.

Во втором параграфе «Система государственных наград» изучена двухуровневая система государственных наград в России и выявлены способы формирования и интерпретации системы государственных наград.

Системой государственных наград является нормативно определенное построение всех государственных наград по степени их значимости. Степень значимости государственной награды определяется: а) заслугами, которые отмечаются данной наградой в соответствии со статутом или положением; б) категорией лиц, награждаемых данной наградой; в) условиями (цензами) награждения. Указанные три группы параметров в совокупности составляют статус государственной награды. Поэтому систему государственных наград можно также обозначить как нормативно определенное линейное построение всех государственных наград в зависимости от их статуса.

Система государственных наград может закрепляться различными способами. Наиболее простым, удобным и наглядным является способ «единого нормативного перечня», который представляет собой прямое перечисление государственных наград в последовательности от высшей награды к низшей. Второй способ построения системы государственных наград заключается в статутном закреплении их места в системе государственных наград. Третий способ основан на порядке ношения наград, поскольку иерархия наград традиционно имеет внешнее выражение в последовательности их размещения при ношении.

В отдельных случаях необходимо обращаться непосредственно к статусам конфликтующих наград, сравнении которых имеет вспомогательное значение для разрешения некоторых определенностей в системе государственных наград (способ «обращения к статусу наград»). Можно использовать правило позднейшего закона (указа), основанное на его преимущественной силе перед более ранним, а также применять правило иерархии нормативных актов по юридической силе, основанное на приоритете закона перед подзаконным актом. Допустимо оценивать статус (старшинство) награды исходя из времени ее появления в действующей системе государственных наград или исходя из статуса аналогичной ранее существовавшей награды (историко-правовой способ).

Существенным недостатком действующего законодательства о государственных наградах является также то, что в нем недостаточно определенно и даже противоречиво указано место признанных наград СССР в системе государственных наград Российской Федерации. Россия в политико-правовом отношении является правопреемником и продолжателем СССР, и многие российские награды по названию, описанию и статусу сходны с советскими наградами. Поэтому несправедливо по отношению к лицам, награжденным советскими государственными наградами, и нелогично такое положение дел, при котором все государственные награды СССР упрощенно помещены в иерархии ниже всех государственных наград Российской Федерации. Признанные награды СССР должны располагаться непосредственно после аналогичных наград Российской Федерации (например, советская медаль «За отвагу» должна размещаться в нормативном перечне и при ношении после российской).

Системы государственных наград субъектов Российской Федерации более просты ввиду меньшего количества государственных наград и отсутствия развернутой системы наградного законодательства. Однако иерархия государственных наград субъектов РФ также выстраивается непросто, а в ряде случаев неопределенность соотношения различных наград по старшинству не может быть обоснованно разрешена.

Общая система государственных наград в России складывается с учетом федеративного устройства Российского государства и является двухуровневой. Старшинство в иерархии принадлежит государственным наградам Российской Федерации и СССР, ниже них располагаются государственные награды субъектов Российской Федерации.

Третий параграф «Классификация государственных наград» посвящен исследованию различных видов и форм государственных наград и их типичному иерархическому соотношению между собой.

Многообразие государственных наград в современной России вызывает необходимость их научной классификации. Классификация государственных наград нужна для установления типичных различий в правовом статусе государственных наград разных видов, а также для обоснования и формулирования на этой теоретической базе предложений по совершенствованию и развитию наградной системы в России.

1. Основной классификацией государственных наград современной России следует считать классификацию по федеративному признаку на государственные награды Российской Федерации и ее субъектов. Данная классификация отражает разграничение нормотворческой компетенции и соотношение значимости этих двух видов наград. Государственные награды Российской Федерации имеют общероссийское (федеральное) значение и соответствующий статус, а государственные награды субъектов Российской Федерации – региональное значение и соответствующий статус. Нормативно это должно закрепляться в меньших цензах и менее выдающихся заслугах, установленных для награждения государственными наградами субъектов РФ, чем для награждения аналогичными государственными наградами Российской Федерации. Требование о соответствии статуса государственных наград субъектов РФ статусу государственных наград Российской Федерации должно быть закреплено в федеральном законодательстве как непосредственное относящееся к статусу государственных наград Российской Федерации, их государственно-правовой защите.

2. Наиболее распространенной и закрепленной законодательно является классификация государственных наград по их по форме: а) наградные звания (звание героя, звание и почетное звание почетного гражданина субъекта РФ, почетные звания по профессиям); б) ордена и орденские знаки; в) наградные медали (медали, медали ордена, юбилейные медали, памятные медали); г) наградные знаки (знаки отличия, почетные знаки, нагрудные знаки, памятные знаки); д) премии и государственные премии; е) «бумажные» награды (почетные грамоты, почетные дипломы, благодарности, благодарственные письма); ж) иные государственные награды (включение в Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века», Почетный штандарт Губернатора Нижегородской области и т.д.).

Существующие формы государственных наград разнообразны, и запрета на введение новых форм государственных наград в российском законодательстве нет. Каждый уровень федеративной системы самостоятельно осуществляет установление и выбор форм своих государственных наград. Централизованное установление перечня форм для государственных наград субъектов Российской Федерации недопустимо, так как это нарушило бы конституционно установленное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Ордена считаются более высокими и менее массовыми наградами, чем медали. Как правило, если в системе государственных наград ордена учреждены, они признаются высшими государственными наградами. Наградные звания (за исключением почетных званий по профессиям) признаются более значимыми, чем все другие награды, хотя их соотношение с орденами не устоялось и может варьироваться в различных наградных системах. Почетные звания в иерархии государственных наград традиционно располагаются ниже звания героя, орденов и медалей. Еще ниже в настоящее время находятся почетные грамоты, благодарности, благодарственные письма и тому подобные «бумажные» награды, не имеющие знаков для ношения на одежде.

3. Определенный интерес для исследования и установления статуса государственных наград представляет классификация наград по характеру заслуг награжденных лиц, в соответствии с которой выделяются: а) универсальные государственные награды, применяемые за заслуги в любых сферах деятельности; б) военные; в) правоохранительные; г) гражданские – применяемые исключительно за заслуги на гражданском поприще (на государственной гражданской службе, в научной, педагогической, творческой и другой общественно полезной деятельности).

По давней отечественной традиции, истоки которой находятся еще в наградной системе императорской России, большинство государственных наград имели две ветви: военную и гражданскую, причем ратные подвиги ценились выше, а потому военные награды в иерархии наград находились выше аналогичных наград, применявшихся за гражданские заслуги. Кроме того, со времен Петра I в России, как и в большинстве стран Европы, высшими государственными наградами были награды универсальные, которые, как правило, не имели степеней и приводили параллельные военную и гражданскую наградные ветви к единому знаменателю.

4. Различными могут быть цели и поводы учреждения государственных наград и награждения ими. Государственные награды по наличию конкретно-исторического повода и основания для награждения подразделяются на два вида: 1) награды единовременного массового награждения, учрежденные в связи с событиями, имеющими большое значение для государства и общества; 2) награды неограниченного индивидуального применения, предназначенные для поощрения за заслуги и отличия отдельных лиц без привязки к конкретным историческим событиям.

Государственные награды единовременного массового награждения имеют целью закрепить в общественном сознании значимость определенного события, сыгравшего большую роль в развитии исторических судеб Отечества, а также имеют цель в связи с этим событием поощрить граждан за новые или ранее отмеченные заслуги. Событием, служащим основанием для награждения, может быть: а) коллективное деяние, участие в котором каждого отдельно взятого награжденного лица ничтожно мало (например, перепись населения, участие в военных кампаниях); б) памятная дата, которой посвящается юбилейная государственная награда (например, годовщина основания города, со дня рождения видной исторической персоны, годовщина другого значительного исторического события). Особенностью государственных наград массового единовременного награждения является то, что они предназначены для разовой наградной кампании, после которой такая награда не отменяется и бессрочно занимает свое место в существующей системе государственных наград. Такого рода награды, особенно юбилейные, занимают наименее почетное место среди наград аналогичной формы, поскольку. Заслуги награжденных лиц, за которые они отмечаются такими наградами, либо явно незначительны (в масштабном коллективном деянии), либо ранее уже были отмечены, то есть имеет место, по существу, повторное награждение (юбилейные награды).

Награды неограниченного индивидуального применения обладают более весомым статусом и присуждаются за конкретные значительные заслуги одного лица и небольшой группы лиц (коллектива). К числу наград неограниченного индивидуального применения относятся ордена и группа медалей, называемых «орденскими медалями». Среди наград неограниченного индивидуального применения можно выделить следующие разновидности: а) награды за единичное деяние – геройский подвиг, отвагу, мужество и доблесть; б) награды за деятельность, не исключая возможности награждения за единичное деяние; в) выслужные награды – применяемые за определенный срок службы (при этом возможны дополнительные цензы).

Государственные награды за единичное деяние, имеющие большое государственно-общественное значение, традиционно обладают очень высоким статусом и среди наград соответствующей формы занимают верхние ступени в иерархической лестнице. Государственные награды за полезную для государства и общества деятельность находятся, как правило, ниже наград за единичное деяние. Однако среди наград «за деятельность», как правило, имеются универсальные награды с широким спектром отмечаемых ими заслуг, занимающие более высокие места в иерархии (в рамках группы наград одинаковой формы), чем награды за героизм, мужество, отвагу и доблесть, в том числе высшие ордена и медали. Выслужные награды имеют статус меньший, чем государственные награды за единичное деяние и длительную деятельность, и такого рода награды, как правило, мало ценятся в обществе.

Учет приведенных классификаций имеет большое значение для ранжирования заслуг награжденных и построения научно обоснованной и справедливой системы государственных наград, способной эффективно выполнять задачи поощрения за полезную и выдающуюся деятельность.

В четвертом параграфе «Защита государственных наград и статус награжденных» исследуются вопросы защиты государственных наград в сфере их учреждения и изготовления, в сфере их использования и оборота и в сфере обеспечения высокого социально-правового положения награжденных.

Государственные награды в силу своего высшего государственно-общественного значения и публично-властной природы учредителя являются уникальными по статусу, названию и описанию (внешнему виду). Исключительные права на использование государственных наград принадлежат их учредителю – государству. Учреждение или изготовление знаков, аналогичных государственным наградам, другими субъектами, кроме государства, умаляют высокий статус государственных наград и являются противоправными деяниями, за которые установлена административная (часть 2 статьи 17.11 КоАП РФ) и уголовная ответственность (часть 1 статьи 327 УК РФ).

Защите государственных наград в сфере их учреждения и изготовления должен способствовать Государственный геральдический регистр Российской Федерации, который был создан в целях систематизации и упорядочения использования официальных символов и отличительных знаков. В него внесены знаки орденов, медали и знаки отличия Российской Федерации, но не включены ни нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации, ни государственные награды субъектов РФ. Отсутствие общедоступного единого информационного ресурса, содержащего описания и изображения государственных наград, существенно затрудняет проверку на сходство с ними других знаков.

Использование государственных наград существенно ограничено. Государственные награды являются знаками внешнего отличия их обладателей и в силу своего предназначения используются путем их демонстрации в целях внешнего отличия заслуг награжденного лица и популяризации государственных наград и отмечаемых ими заслуг, а также путем их предъявления уполномоченным лицам в целях реализации прав и получения льгот и преимуществ, полагающихся награжденным. Иное использование государственных наград не допускается и в ряде случаев влечет административную ответственность (часть 1 статьи 17.11 КоАП РФ).

Государственные награды изъяты из гражданского оборота, возмездные и безвозмездные сделки с ними запрещены (недействительны) и влекут за собой ответственность (статья 324 УК РФ, статья 169 ГК РФ). Переход государственных наград в законное владение лиц, которые не были награждены данными наградами, допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. Государственные награды лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери, которые считаются наследниками этих государственных наград. В случае смерти награжденных государственные награды также остаются у указанных наследников. Государственные награды умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям в установленном порядке. Причем решение о передаче государственных наград музеям носит бесповоротный характер, переданные музеям государственные награды не возвращаются наследникам награжденного. Перемещение государственных наград законными владельцами через таможенную границу России также подвержено ряду ограничений, установленных законодательством о драгоценных металлах и законодательством о вывозе культурных ценностей.

Специфическим направлением государственно-правовой защиты государственных наград является обеспечение их высокого статуса посредством установления достойного социально-правового положения награжденных лиц. Формами обеспечения высокого статуса награжденных являются: а) публичное чествование награжденных при вручении государственной награды в торжественной обстановке; б) публичное распространение сведений о награждении; в) увековечение имен (памяти) награжденных на мемориальных досках, в специально учрежденных книгах и с использованием других аналогичных объектов; г) официальное приглашение награжденных на торжественные мероприятия государственного значения; д) материальное обеспечение награжденных путем предоставления им прав, льгот и преимуществ имущественного (в том числе денежного) характера.

Государство как учредитель государственных наград несет обязанности и ответственность перед награжденными лицами и обществом в целом за обеспечение награжденным такого уровня материального обеспечения, который является соответствующим статусу заслуженной ими государственной награды. Бедственное положение награжденных унижает высокое достоинство государственных наград. К сожалению, в отношении многих государственных наград эта обязанность и ответственность государства в настоящее время эфемерны. В федеральном законодательстве достойные гарантии установлены только для Героев РФ, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Этот недостаток в статусе лиц, награжденных государственными наградами, со временем, безусловно, должен быть устранен с тем, чтобы статус награжденных был приведен в соответствие со статусом соответствующих государственных наград. Соответствие статуса государственных наград, с одной стороны, и статуса награжденных ими лиц, с другой стороны, способно побудить население к усилению социально-правовой активности, стремлению достичь такого уровня публичных заслуг, который вознаграждается государственными наградами.

В российском законодательстве недостаточно разработана еще одна форма обеспечения соответствия статуса наград и статуса награжденных – обязанности и ответственность награжденных. В своей публичной и профессиональной деятельности лица, удостоенные государственных наград, должны служить примером в выполнении гражданского долга и профессиональном мастерстве, а в социально-бытовых отношениях служить образцом нравственности. Этот элемент статуса награжденных лишь в редких случаях закреплен в законодательстве. Отсутствие четких нормативных ориентиров для последующего поведения, пробел в правовом регулировании обязанностей награжденных и их ответственности за неподобающее их высокому статусу поведение нарушают соответствие статуса награды и статуса награжденного не меньше, чем недостатки в материальном обеспечении награжденных. Вопросы защиты государственных наград и обеспечения соответствия статуса государственных наград и награжденными ими лиц должны решаться системно, чтобы усилить эффект от воздействия на общественные отношения поощрительным методом.

В заключении систематизированы основные выводы и рекомендации, полученные в результате диссертационного исследования.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Трофимов Е. Система законодательства Российской Федерации о государственных наградах // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2006. – № 1. – 0,9 п.л.

2. Трофимов Е. Система государственных наград Российской Федерации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2006. – № 2. – 0,9 п.л.

3. Трофимов Е.В. Понятие и значение государственных наград // Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности: Материалы международной научно-практической конференции 18-19 мая 2006 г. – Хабаровск, 2006. 0,3 п.л.

4. Трофимов Е.В. Классификация государственных наград // Вестник Дальневосточной академии государственной службы. 2006. № 2. – 1,0 п.л.

5. Трофимов Е.В. Понятие и значение государственных наград // Современное право. – 2006. № 4. – 0,5 п.л.