Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты

В соответствии с программой научного исследования по гранту в период с сентября 2005 по ноябрь 2006 года сотрудником кафедры социологии Московского гуманитарного университета Миневичем Я.В. велись работы по изучению механизмов поддержки успешной социализации студентов за счёт развития их социальной активности.

За отчётный период в рамках программы подготовки специалистов по таким специальностям, как социальная работа, культурология, управление персоналом, государственное и муниципальное управление и ряде других, были прочитаны курсы «Социальное проектирование», «Социокультурное проектирование», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» различной продолжительности в зависимости от учебного плана.

В ходе преподавания указанных курсов Миневичем Я.В. были поставлены и решались следующие задачи: выявить основные факторы и изучить механизм вовлечения студентов в социальное проектирование; определить диапазон и типологизировать социальные проекты, реализуемые студентами во время обучения в вузе; установить связь между реализацией социальных проектов молодыми людьми и успешностью их социализации во время обучения в вузе.

Общее число студентов, прослушавших курс в 2005–2006 годах, — более 250 человек. За это время студентами было подготовлено и реализовано более 110 социальных и социокультурных проектов. Проекты имеют различный масштаб и охватывают самый широкий круг тем, интересующих студентов как в профессиональном, так и в личном плане.

В ходе занятий студентам был предложен теоретический и методологический аппарат разработки, анализа и реализации социальных проектов. Для повышения уровня социальной активности студентов и их ознакомления с различными инновационными формами ее реализации проведена серия практических экспериментов и полевых занятий. По итогам практических занятий со студентами были проведены многочисленные экспертизы предложенных студентами социальных проектов, осуществленные с привлечением экспертизы предложенных студентами социальных проектов, осуществленные с привлечением управленческого аппарата, преподавателей, научных сотрудников МосГУ.

Накопленный в результате обширный эмпирический материал был обработан и проанализирован. Проведена типологизация студенческих социальных проектов по масштабам проектирования, типам целевых аудиторий проекта, предмету проектирования, степени проработки и качеству презентации проектов.

Были проверены и подтверждены гипотезы о том, что низкий уровень социальной активности студентов определяется отсутствием знаний и опыта в реализации социальных проектов; практические занятия по курсу социального проектирования способствуют вовлечению студентов в процесс реализации социальных проектов и дают им инструментарий, применимый не только в рамках данной дисциплины, но и для создания желаемых жизненных условий и самореализации в целом; владение механизмами социального проектирования способствует успешной социализации студентов.

Результаты исследовательской работы обсуждены на II и III Международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века» и изложены в ряде опубликованных статей.