Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТЕЗАУРУСНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Центр социального проектирования и тезаурусных концепций cоздан в 2017 г. Он не должен был с самого своего начала идти по неведомым дорожкам социальных и гуманитарных наук в надежде открыть невиданные доселе объекты, теории, технологии. Напротив, создание Центра закрепляет возникшее в МосГУ направление социального проектирования и развитое в нем, и прежде всего в ИФПИ, понимание общеметодологического принципа субъектной ориентации во всем том, что создано человеком и стало для него «своим» в его мире, иначе говоря, понимание широкой применимости в современном социальном и гуманитарном знании тезаурусного подхода. Эти начинания МосГУ вошли в отечественную и мировую науку в этом веке, они дали ключ ко многим исследованиям общества, человека в нем, его многообразной инициативной деятельности. Они получили признание в научных сообществах.


Директором Центра в результате конкурса стал известный российский социолог доктор философских наук, профессор Валерий Андреевич Луков, о котором можно прочитать и в Википедии, и в таких изданиях, как энциклопедический словарь «Социология молодежи» (первый в мире), и в биобиблиографическом справочнике «Социологи России» (М., 2014), и даже в Новой Российской энциклопедии, но здесь, на сайте МосГУ, самая точная и обширная информация о нем. Это один из наиболее цитируемых отечественных авторов: по данным Российского индекса научного цитирования, он входит в число 14 наиболее цитируемых российских социологов из 13079 социологов, представленных в РИНЦ, а также в число 36 наиболее цитируемых российских философов из 13512 лиц, имеющих отношение к философскому знанию, и в число 7 наиболее цитируемых культурологов из 10428 зафиксированных РИНЦ специалистов в этой области, имеющих публикации. Ему принадлежит субъектно ориентированная версия социального проектирования, которая вошла в программы по подготовке специалистов по социальной работе и в 9-ти изданиях разошлась по России в виде учебного пособия с грифом министерства образования РФ. Изданная на этой базе книга Вал. А. Лукова и Е. А. Туринцевой «Основы социального проектирования и моделирования» (Москва–Иркутск, 2017) показала, что тезаурусный подход к социальному проектированию активно осваивается не только в столице, но и в регионах, где в самое последнее время он все более популярен.


Новое понимание тезауруса (а до того оно широко применялось в лингвистике, информатике и ряде других наук) было предложено им и его братом выдающимся филологом и культурологом Владимиром Андреевичем Луковым (1948–2014) в начале 1990-х годов, но в ИФПИ оно получило гораздо более полное и широкое применение и именно в таком виде было представлено в обобщающих трудах по тезаурусам, которое разошлось по стране и по миру: например, книгу Вал. А и Вл. А. Луковых «Тезаурусы» (М, 2008), по данным американской аналитической системы «Academia» (Сан-Франциско) в последнее время читали в 31 городе России, а еще в 30 странах, включая США, Германию, Испанию, Австрию, Нидерланды, Турцию, Южную Корею, Кению и т. д.


Центр только начал свою работу, но уже в 2018 году вышли три тома энциклопедических очерков Вл. А. Лукова «Европейская культура в русском тезаурусе», подготовленные в Центре, обширная четырехтомная монография Вал. А. Лукова «Тезаурусная социология», книги и статьи по научной школе молодежных исследований МосГУ, проблемам становящейся междисциплинарной научной области «Биосоциология молодежи» и многое другое. Междисциплинарность Центра позволяет ему с одинаковой результативностью участвовать в эмпирических социологических исследования студенчества, культурологических проектах, связанных с изучением современного литературного процесса, работах по выявлению влияний биомедицинских технологий на будущее человека и человечества, формирование стратегий воспитания и т. д. Но в центре всех этих проектов стоит молодежь, ее прошлое, настоящее и будущее в аспекте основного назначения Центра — развития теории и практики социального проектирования и применения в социальном и гуманитарном знании тезаурусных концепций как в отдельных науках (социологии, психологии, этнографии, филологии и т. д.), так и в би-науках (совмещающих две научные дисциплины, достаточно далеко стоящие друг от друга, что наблюдается, например, в биоэтике) и научных комплексах, где естественные и гуманитарные науки, наконец, сближаются, дополняя друг друга и принося новые результаты.


В планах Центра реализация замыслов работавших в ИФПИ многие годы вплоть до кончины корифеев науки Вл. А. Лукова, Б. Г. Юдина, обозначившиеся проекты соединения наук в период работы в ИФПИ всемирно известного математика академика РАН Ю. И. Журавлева, философа и культуролога профессора П. С. Гуревича, других сотрудников ИФПИ — знаменитых в своих областях знаний и совсем молодых, но перспективных. Так, появятся работы по субъектной культурологии, персональным моделям писателей, оставивших яркий свет в мировой литературе (это идет от Вл. А. Лукова), возможностям и опасным последствиям «улучшения» человека биомедицинскими средствами (это — от Б. Г. Юдина), применения в социальном и гуманитарном знании математического и компьютерного моделирования ( это — от Ю. И. Журавлева) и т. д. Планируются общие проекты с Шекспировским центром, Центром социологии молодежи, другими центрами ИФПИ, кафедрами МосГУ, институтами РАН, Международной академией наук, вузами столицы и регионов. Если основы социального проектирования в версии МосГУ ясны, то в сфере социокультурного проектирования не вполне, надо эту связь осознать в ее тезаурусном преломлении и представить на обсуждение. Новые аспекты появятся и в сфере воспитания, внимание к которому возрастает с 2014 года. Их предстоит выявить, увидеть их связь с системой образования, в том числе высшего, представить в проектах и публикациях. Как и характеристику современного общества, для чего в разворачивающихся вокруг нее работах ИФПИ тезаурусные концепции дают и аргументацию, и методологические ключи для обобщений.


Значение этих и других проектов повышается, когда они внедряются в учебный процесс университета и восприняты новыми поколениями студентов. А уже осуществленные проекты Центра попадают в обновленные рабочие программы дисциплин (РПД) сразу после их завершения, а иногда и в ходе работы, в которую включены студенты. Такие проекты уже есть в РПД по теориям молодежи, по процессам в молодежной среде в новых социальных условиях и др. В соединении ведущих ученых со студентами есть глубокий смысл: студенты, перехватывая инициативу, не дают заснуть новым идеям, а раз эти идеи связаны с осмыслением в формах науки новых поколений, студенты выступают и как эксперты по теориям и концепциям молодежи, а значит — и будущего.