Мы рады приветствовать Вас на форуме Московского гуманитарного университета. Нам важно ваше мнение.
В университете действуют центр творчества молодежи, театральная, вокальная и танцевальная студии, лига КВН.
На главную Карта сайта Адреса и контакты Форум
Студентам Абитуриентам Выпускникам Родителям

Главная > Студенческая жизнь > Учись учиться
Здравствуй, 1 курс!
Мы ими гордимся
Учись учиться
Советы преподавателей
Советы стипендиатов
Рекомендации практикующего психолога
Самостоятельная работа - залог успешной учёбы
Мастер-классы именных стипендиатов
Стипендии и стипендиаты
Несколько слов на прощание
Культурный центр
Студенческий совет
Совет общежития
Студенческое коммуникационное агентство
Творческие коллективы
Творческие события года
Театр-студия
Центр содействия трудоустроству
Экскурсионная программа
Форум
Студенческая наука

Образовательная программа Just English День открытых дверей Московского гуманитарного университета

Самостоятельная работа

В чем залог успешной учебы? В тщательном изучении учебного материала, усвоении основных разделов учебного курса…

Как это возможно? Возможно, и не очень сложно, но при соблюдении нескольких простых условий. Помните: главное – видеть цель!

Что такое «Учебная работа студента»? Учебная работа и есть основной труд, и залог успеха не только в студенческие годы, но и в грядущей трудовой деятельности.

Из чего состоит учебная работа? Из аудиторной работы, самостоятельной проработки разделов программы, написания и защиты рефератов, подготовки и сдаче зачетов и экзаменов.

Аудиторная работа

1. Лекционные занятия дают возможность познакомиться с различными концепциями, мнениями по наиболее сложным или спорным вопросам учебного курса.

2. Семинарские занятия способствуют развитию самостоятельного мышления, включают проработку новейших материалов, решают практические задачи, используют компьютерные программы

Семинарские занятия могут проводиться в виде:

· развернутой беседы – творческой дискуссии, основанной на подготовке всей группы по вопросам семинара и максимальном участии в обсуждении вопросов

· устных докладов с последующим их обсуждением

· обсуждения письменных рефератов или докладов, подготовленных одним или несколькими студентами по определенной теме

Самостоятельная работа

Этот вид деятельности студента очень многогранен, наиболее широко используются следующие формы самостоятельной работы:

· подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;

· подготовка к опросу, коллоквиуму;

· подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе;

· выполнение домашних контрольных работ и заданий;

· написание рефератов, докладов, эссе;

· подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;

· курсовая работа;

· написание отчета по практике;

· дипломная работа.

Подготовка к практическим и семинарским занятиям — традиционная форма самостоятельной работы студентов, включает отработку лекционного материала, изучение рекомендованной литературы, конспектирование учебников и статей.

Подготовка к опросу, коллоквиуму, проводимому в рамках практического или семинарского занятия, требует уяснения вопросов, вынесенных на конкретное занятие, подготовки выступлений, повторения основных терминов, запоминания формул и алгоритмов.

Подготовка к тестированию требует более тщательного изучения материала по теме или блоку тем, акцентирования внимания на определениях, терминах, содержании понятий, датах, алгоритмах, именах ученых в той или иной области.

Подготовка к аудиторной контрольной работе аналогична предыдущей форме, но акцент делается на изучение методик и формул расчета, уяснение содержания расчетных показателей.

Домашние контрольные работы проводятся с целью отработки материала, выносимого на самостоятельное изучение, закрепления знаний по крупным темам или блоку тем.

Домашние задания являются разновидностью контрольных работ; например, по дисциплине «Политология» это может быть подготовка информации по политической тематике.

Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников (например, нормативного права). Их цель научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде.

Общие требования, предъявляемые к реферату

· реферат должен представлять собой самостоятельную разработку актуальной проблемы по изучаемой дисциплине

· основой реферата должны служить современные научные публикации, нормативные материалы по соответствующей проблеме

· источниковая база исследования формируется на основе монографий, научных статей, справочно-информационного материала

· план и материалы реферата должны раскрывать актуальность выбранной темы

· содержание раскрываемых вопросов должно сопровождаться ссылками на источники, использованные автором, и в конце работы прилагается список этих источников

Основные этапы подготовки реферата

· выбор темы

· консультации научного руководителя

· подготовка плана реферата

· работа с источниками, сбор материала

· написание текста реферата

· оформление рукописи и предоставление ее научному руководителю

· защита реферата

Доклады, по сути своей, близки к рефератам, однако их область существенно уже. Подготовка доклада позволяет студенту основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы.

Эссе краткое рассуждение на определенную тему. Отличительная особенность индивидуальность, необходимость самостоятельного, желательно творческого, осмысления той или иной проблемы, поставленной преподавателем. Темы эссе, предлагаемые для самостоятельной работы студентов, представляют собой конкретные вопросы по изучаемому предмету. Преподавателя интересует в первую очередь личное мнение студента по той или иной проблеме.

Эссе весьма разнообразны:

· в области социально-политических наук, исторических дисциплин они могут быть представлены философской или исторической автобиографией, историческими портретами выдающихся личностей, социологической автобиографией.

· в качестве эссе по статистике может выступать отработка того или иного статистического приема на конкретных данных публикаций.

· по дисциплинам специальности «Юриспруденция» студенты в эссе могут излагать личные взгляды и представления по отдельным вопросам (проблемам) теории права, нормативного регулирования и правоприменительной практики.

Подготовка к деловой игре связана с распределением ролей, сбором необходимого материала. Оформление результатов требует обобщения, анализа данных, определенных выводов и рекомендаций.

Курсовая работа самостоятельное научно-практическое исследование по определенной теме, в ходе которого студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и специальной литературой, документами, справочными и архивными материалами; овладевают методами поисковой деятельности, обработки, обобщения и анализа информации; получают знания по предмету и расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.

Отчет по практике требует от студентов систематизации изученного практического материала, является базой для написания курсовых и дипломной работ. Он должен иметь приложения (входные и выходные документы, инструкции, приказы, алгоритмы расчета показателей, организационные и структурные схемы, устав предприятия, показатели его деятельности).

Дипломная работа завершающая и важнейшая форма самостоятельной работы, отражающая соответствие выпускника квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта по специальности.

В зависимости от творческой индивидуальности, как студентов, так и преподавателей, прочие формы самостоятельной работы могут быть самыми разными:

- подготовка к литературному концерту;

- рецензирование спектаклей, научных статей;

- взаимное рецензирование студенческих рефератов, эссе, докладов;

- составление словарей и кроссвордов по терминам курса;

- решение задач повышенной сложности;

- формулировка и решение задач по данным специальной периодической печати;

- разработка учебного проекта;

- моделирование деятельности предприятия;

- составление аналитических справок (обзоров) по материалам экономической, юридической и иных видов профессиональной деятельности;

- анализ данных статистики и пр.

Самостоятельная работа включает в себя, прежде всего,

работу с учебной и научной литературой.

Как изучать литературу? Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать все написанное к сведению и излагать близко к тексту. Необходимо анализировать текст, думать над ним, т.е. превратить чтение в активный процесс:

· делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (т.е. создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике),

· составлять тезисы (цитирование наиболее важных, значимых мест статьи, короткое изложение основных мыслей автора)

· готовить аннотации (краткое обобщение проблемных вопросов работы)

· создавать конспекты (развернутые тезисы, которые содержат и доказательства).

Правила конспектирования

1. Укажите выходные данные источника – автор, наименование, год и место издания, количество страниц

2. Оставьте широкие поля – для уточнений, дополнений, собственных мыслей

3. Структурно разделите конспект на составные части в соответствии с планом

4. Записать нужно только самое главное, избегая сокращений (разобраться потом будет сложнее!)

5. Выделять наиболее важные положения изучаемого источника.

6. В конспект – особенно тематический – могут быть включены выписки, тезисы и из нескольких источников, монографий, посвященных изучаемой проблеме.

Постарайтесь не отступать с избранного студенческого пути

и успех вам обеспечен! Мы верим в вас!

.



Расписание занятий l Личный кабинет студента l Библиотека l Студенческая жизнь
Дополнительное образование l Научная деятельность l Физкультура и спорт l Международное сотрудн-во
Oб университете l Факультеты и кафедры l Колледж l Аспирантура
Главная l Карта сайта l Обратная связь l Форум

Наш адрес: г. Москва, ул. Юности, д. 5 (схема проезда), тел.: (499) 374-51-61, 374-51-71, 374-51-51;  e-mail: info@mosgu.ru 

Полезные ссылки: сайт Министерства образования и науки РФсайт РОСОБРНАДЗОР (федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; сайт ЦПТИ.рф (Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет); сайт НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТИВ ТЕРРОРА   
 

© Copyright . 2005-2017

Google+