Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Галерея нотных портретов

Идея фактически нового жанра («Нотные Портреты») заключается в привлечении внимания, интереса к русской поэзии. Музыка поможет студентам запомнить стихотворения - это первый этап изучения творчества поэта. После чего должно последовать более глубокое изучение творчества (быть может, способствовать раскрытию и развитию собственного музыкального и поэтического потенциала).

Для получения более подробной информации следует обращаться по тел. 374-75-80
или по e-mail korenblit@mosgu.ru

Процесс создания "Нотных Портретов" и их музыкальные особенности

Содержание жанра «Нотный Портрет» составляет раскрытие индивидуального творческого облика поэта через комплекс музыкальных выразительных средств (главным образом, интонации, ритм), находящихся в соответствии с содержанием творчества поэта, его стихотворений, составляющих литературно-музыкальный альбом.

1. Изучается творческое наследие поэта, его жизненный путь.
2. Происходит отбор стихотворений, которые дают представление об обобщенном литературном герое, который «сливается» с творческим обликом поэта.
3. Определяются музыкальные выразительные средства: мелодия, гармония, ритм, жанр, темп, размер, инструментальное сопровождение, чтобы музыкальный образ был адекватен поэтическому.
4. Песни составляются в цикл, композицию по содержанию и развитию внутреннего сюжета, образуя единую литературно-музыкальную линию. Каждый альбом имеет свою музыкальную драматургию, в которой отдельные песни объединяются в циклы или «песенные спектакли», где происходит раскрытие образа поэта. Поэтому, можно было бы рассматривать циклы, как «музыкальные новеллы», «музыкальные рассказы», «музыкальные повести». Но наше название циклов – «Нотный Портрет», как единый творческий облик поэта.
5. Последовательность песен подчинена литературно-музыкальной композиции, сюжетному развитию цикла, а не хронологии, творческому развитию поэта или другим задачам.
6. В основу циклов положены, на наш взгляд, одни из лучших стихотворений данного поэта; цикл песен представлен в среднем 20–30-ю стихами одного поэта, распетых в различных по характеру песнях, романсах, музыкальных зарисовках-эссе, балладах, одах, гимнах и т.п.
7. Каждое «стихотворение-песня» ставит определённый эмоциональный и смысловой акцент, одновременно являясь частью всего литературно-музыкального сюжета;
8. Песни в основном небольшие по объёму (звучание 1-1,5, реже – более 2-х минут, хотя баллады и былины звучат и до 10 мин.).
9. Песня может иметь куплетную форму, но чаще – свободное развитие, когда музыка следует за текстом.
10. Цикл строится по принципу контрастного чередования песен с обязательной сменой тональностей, с одной стороны, а с другой – присутствие общих музыкальных интонаций создает единый музыкальный образ – литературно-музыкальный портрет поэта. Таким образом, «Нотный Портрет» поэта складывается из нескольких стихотворений, распетых в разнохарактерных песнях, причём каждая песня становится штрихом к портрету.
11. Названия песен не всегда совпадают с названиями (если они есть) стихотворений, обычно они объясняют позицию композитора или угол зрения, под которым желательно прослушивать данную песню (к тому же, по первой строчке легко найти стихотворение, взятое за основу песен).
12. Музыкальные выразительные средства (интонационно-мелодическая линия, ритм, гитарное или оркестровое сопровождение, исполнение) направлены на раскрытие образа стиха, творческой индивидуальности поэта. При создании музыки сохранялись интонации, ритм, эмоциональные акценты поэзии.
13. Преобладает «говорящая песенная» мелодия, т.к. она рождается из мелодекламации стихотворения.
14. Проблема соотношения поэзии и музыки во все века оставалась актуальной как для композиторов, так и для исследователей песенного творчества. Решалась эта проблема по-разному: поэзия «подчиняется» музыке, музыка «подчиняется» поэзии, или композитор находит «золотую середину».
15. Идея распевания стихов не нова для истории музыки. В классической музыке это, так называемые, «стихотворения с музыкой» писали С.Танеев, С.Рахманинов, Н.Метнер, С.Прокофьев, К.Дебюсси. В песнях авторских, бардовских – поэзия (точнее – смысл) тоже является главной по отношению к музыке.
16. Песенные циклы сложились ещё в классической музыке (Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, И.Брамс, Г.Малер, Г.Вольф, М.Глинка, М.Мусоргский, Д.Шостакович, Г.Свиридов и другие композиторы). Есть циклы и в современной музыке. Но принципиальное отличие «Нотных Портретов» заключается в том, что они созданы не по законам создания песенных циклов, подчинённых законам развития музыкальных произведений, а по закону развития драматургии сюжетов литературных составляющих этих циклов (о чём свидетельствует патент на «Способ создания музыкального произведения» № 2159965 от 27 ноября 2000 г.)
17. Разнообразие стихов определило и разнообразие их музыкальных воплощений. Содержание, характер, ритм и т.д. стихотворения определяют разнообразие музыки: шутливая, ироничная, лирическая, повествовательная и т.д. В песнях стихи получают современную музыкальную окраску. Современное музыкальное изложение русской поэзии – путь к душе и разуму студентов. Таким образом, это один из способов, методов изучения и обучения поэзии подрастающим поколением. Кроме того, в этом жанре происходит диалог эпох (время создания поэзии и время создания музыки); поэтому возникает необходимость проследить соотношение поэтического и музыкального образов в их авторской трактовке.

Каталог "Нотных Портретов"

Александр Блок (demo-версия)