Л.В. Цветлюк

 

МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОВЕТСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В политической структуре общества существенную роль играет молодежное (юношеское) движение. Во-первых, оно отражает интересы значительной части населения, граждан страны, во-вторых, является организованным объединением. Для характеристики молодежного движения определяющим, наиболее важным является, с одной стороны, его самостоятельность, самоорганизация, с другой - положение в обществе, участие в управлении делами общества и государства. Все это предопределяет борьбу политических партий за влияние на молодежное движение и борьбу самих юношеских объединений за влияние на общественную жизнь страны.

В 1917 г. и затем до второй половины 1920-х гг. в России существовало большое количество различных союзов молодежи, они имели разнообразные программные цели и уставные нормы, само движение на этом этапе было стихийным, инициативным со стороны самой молодежи. В Воззвании бюро по созыву Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи говорилось: «Стихийным движением нарастают по всей Советской России Союзы Рабочей и Крестьянской Молодежи» (Первый Всероссийский съезд РКСМ. 29 октября  – 4 ноября 1918 года. М., 1924. С.21).

Для молодежного движения в большей мере, чем для других общественных явлений, имеет значение инициатива основания и развития. Юношеские организации создавались для удовлетворения интересов и отстаивания прав молодых людей. Молодежное движение зачастую возникает стихийно, на основе самоорганизации. Вместе с тем многие советские ученые, руководствуясь партийной идеологией, отвергали исторические факты стихийного возникновения молодежного движения в России, конструировали историю таким образом, что всем процессом зарождения и организации молодежного движения руководила РСДРП(б), а затем РКП-ВКП(б). Из истории можно сделать вывод: элемент стихийности – объективная реальность молодежного движения в свободном, демократическом, не тоталитарном обществе.

Молодежное  движение в России организованные рамки начало приобретать в конце ХIХ в., хотя проявлялось в разрозненных малочисленных союзах. Важным для истории российского молодежного движения стал 1917 г. Импульс дала Февральская буржуазно-демократическая революция. Это время исследовано явно недостаточно, многие оценки делались по схеме «Краткого курса истории ВКП(б)», само молодежное движение «обольшевичивалось». Молодежь самоорганизовывалась, стремилась к созданию самостоятельных организаций. Вместе с тем политические партии, в том числе большевики, оказывали влияние на образование юношеских союзов, на объединение молодежи под своим политическим знаменем.

Февральская революция привела в движение все категории юношества, наиболее активными были пролетарские слои. И, наоборот, Октябрьская революция не дала нового «всплеска» юношеского движения, более того, оно явно пошло на спад. В литературе дается различное толкование этого явления. Может быть, более логично его представление как осознание молодежью, прежде всего пролетарской, что начатая в феврале революция завершилась, окончилась победно для пролетариата и, следовательно, молодежи уже не нужны были пролетарские организации для защиты своих интересов. Нельзя исключить и другого мнения: Октябрьская революция не взбудоражила молодежь, в немалой степени даже охладила ее революционность.

Зарождение российского молодежного движения и его первоначальное развитие имели свои особенности, вызывавшиеся политической ситуацией в период революции от Февраля до Октября и на начальном этапе формирования нового социалистического общества, его общественно-политической системы. Большевики в борьбе за новую в их понимании жизнь  вели непримиримую борьбу со всеми политическими оппонентами, допускали в этой борьбе попрание демократических и моральных норм.

Исследуемый материал приводит к выводу, что 1917 г. и последующий период определили как одну из главных причин создания и развертывания деятельности молодежных организаций – защиту трудовых, общегражданских прав молодого человека, борьбу за выход из тяжелейшего экономического положения, в котором находился народ. На начальном этапе молодежное движение имело такие характеристики, как массовое, самостоятельное, самоорганизующееся, множественное по характеру объединений. Оно включало в себя политические, националистические, религиозные, патриотические, образовательные, культурно-просветительные, спортивные и иные организации. Объединения создавались и действовали в городах, рабочих поселках, в сельской местности, в масштабе России, отдельных ее регионов, в национальных образованиях. В этом одним из уроков истории российского молодежного движения.

Исторический опыт России и западных стран свидетельствует о существовании в молодежном движении различных по численности организаций. Из исторического опыта следует сделать вывод об общественном признании любых форм объединений юношества, созданных на основе волеизъявления молодежи. Тем более ненаучно и политически несостоятельно противопоставлять организации, считать, что одни из них имеют право на существование, а другие - нет.

Молодежные организации и политические партии стремились к расширению влияния молодежных организаций на массы молодежи  через развитие, расширение организационных структур, создание их по всей стране. В 1917 - начале 1920-х гг. такие цели ставили партии коммунистов, анархистов, эсеров, но в силу сложности реализации во всероссийском масштабе сложился только союз коммунистической молодежи. Здесь, безусловно, главенствующую роль играло то, что правящая партия сделала его своим помощником и резервом и через свои организации, которые широко действовали по стране, стимулировала создание территориальных организаций РКСМ.

Также определяющим фактором существования комсомола во всероссийском, затем – во всесоюзном масштабе было то, что комсомол уже к середине 1920-х гг. являлся единственной общественно-политической организацией советского юношества. Этим он принципиально отличался от всех других молодежных организаций, которые первоначально действовали на определенных территориях, разбросано, а потом, укрепляясь и объединяясь, стремились к созданию всероссийской организации.

Уже в 1917 г. четко обозначились различные подходы к организационной структуре союзов молодежи. Большевики отказались от формы припартийных и высказались за массовые  организационно самостоятельные союзы; меньшевики использовали любую организационную форму, лишь бы она способствовала объединению молодежи, в том числе молодежные фракции при партии; эсеровские были двух типов – организационно самостоятельные и при партийных организациях.

Теория молодежного движения предполагает принцип самоуправления; здесь исключением был комсомол — формально самоуправляемая организация, но в комитетах комсомола было значительное число штатных работников. Роль комсомольца, не взирая на нормы Устава, была незначительной. Управление в союзе строго регламентировалось компартией. Важнейшим принципом организации и деятельности юношеских союзов является самодеятельность, самоорганизация. Эти характеристики организации взаимосвязаны с ее самостоятельностью. Всеобщим для функционирования юношеских объединений является прямое, непосредственное участие в защите и реализации прав и интересов молодежи.

После Февральской революции молодежь активно выступала за объединение в союзы на культурнической основе. Со стороны молодых большевиков этот принцип организации не приветствовался, организаторов такого направления союзов именовали соглашателями, ученые рассматривали культурническое направление организации молодежи как увод молодежи от революционной борьбы.

Исторический опыт свидетельствует, что молодежные организации и объединения не всегда  должны соответствовать критерию «политическая». В то же время в круг их интересов могут и даже должны входить вопросы политики. Молодежные объединения с политическим характером деятельности, приверженностью к определенной политике имеют право на существование. Как правило, такие объединения имеют форму секций при партиях. Если молодежная организация видит своей целью участие в политической жизни, она становится партийной организацией; исторический опыт знает немало примеров, когда на базе молодежного союза формировалась политическая партия. Вместе с тем практически каждая организация не может быть изолирована от политики, политических процессов, происходящих в стране и обществе, а также на международной арене. Данное положение имеет общеметодологическое значение, касается всего молодежного движения.

Что же касается советской системы, то политизированность неполитических организаций была очевидна. В 1917 г. в России существовало 70 политических партий, 36 из них имели свои молодежные организации (Исторический опыт ВЛКСМ. Ч.1. М., 1988. С.68). Из этих данных видна их взаимная заинтересованность  в вовлечении молодежи в политическую жизнь.

Активную политику по отношению к молодежи проводили партии народной свободы, меньшевиков, анархистов, они определяли цели, задачи юношеских организаций. Молодежные организации этих политических ориентаций еще до середины 20-х гг. по разным причинам прекратили существование. В частности, меньшевистские организации прекратили свое существование не в результате кризиса идеологии, а под давлением ВЧК. Молодежные анархистские организации действовали в условиях, когда государственные органы преследовали партию анархистов, ее члены подвергались арестам. Несмотря на это, была создана Всероссийская федерация анархистской молодежи. В российском молодежном движении существенное место занимали организации эсеровской молодежи.

Во имя укрепления своих позиций в молодежном движении комсомол вел линию на разрушение даже близких по идеологии и политике юношеских организаций, перетягивал их членов в свои ряды. Наглядно видна эта позиция на примере организаций учащихся-коммунистов, юных коммунистов, социалистических и коммунистических объединений еврейской молодежи. К 1924 г. насильственно были ликвидированы или самораспустились все коммунистические, социалистические организации, существовавшие самостоятельно, вне рамок комсомола.

Комсомол откровенно негативно относился к скаутским организациям, к теории и методике скаутизма. Документы свидетельствуют, что в ликвидации скаутских, как и других некоммунистических организаций, прямое участие принимали партийные комитеты и органы ВЧК.

В политике на ликвидацию организаций еврейской молодежи проявилась тактика по отношению к организациям культурно-просветительной направленности. На примере организаций крестьянской молодежи, а также физкультурных организаций видна тактика комсомола, поддерживаемая компартией и государством, направленная на недопущение их существования.

Своеобразной была и тактика некоммунистических организаций по отношению к комсомолу, которая предусматривала развал его изнутри, различные акции политического, идеологического характера.

В многочисленных документах комсомола, в том числе в специальных письмах о некоммунистических организациях, определялись тактика, формы и методы борьбы комсомола с этими организациями. Стратегия и тактика комсомола дифференцировались в зависимости от организаций. Руководитель ЦК РКСМ, видный деятель международного юношеского движения Л. Шацкин на пленуме Центрального Комитета говорил в докладе: «По отношению к Всероссийской федерации анархистской молодежи и ее местным группам может быть только одна тактика: арест, разгон, суд, мы должны их разгонять. Он называл два способа борьбы с анархистской молодежью — в городе путем чрезвычайных мер и идейной агитации против анархизма, в деревне — взрывать эти организации изнутри, так как в сельских условиях репрессивные действия могли помешать (РГАСПИ. Ф.1-м. Оп.2. Д.1. Л.11, 14, 122).

Можно сделать вывод, что комсомол в своем отношении к некоммунистическим организациям руководствовался позицией, тактикой правящей партии. Что касается методов борьбы с некоммунистическими организациями, то комсомол обращался к органам ВЧК с просьбой принять меры к этим организациям. Пользуясь своим положением в обществе и непосредственной связью с партийными органами, РКСМ оказывал давление на ВЧК и прокуратуру, действовал совместно с карательными органами (РГАСПИ. Ф.1-м. Оп.3. Д.3. Л.75, 86, 96, 97). Комсомол имел прямые контакты и взаимодействие с органами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Уже в 1921 г.  в комитетах комсомола были созданы секретные отделы, в обязанности которых входило выявление некоммунистических организаций, слежка за их деятельностью и ликвидация с помощью ВЧК-ОГПУ.

Имеющиеся материалы говорят о том, что тактику борьбы с некоммунистическими организациями молодежи комсомол согласовывал с компартией.

Комсомол, прежде всего благодаря партии, занимал важное место в общественно-политической системе общества, являлся соучастником политического коммунистического режима. Коммунистическая партия вела работу по созданию в российских условиях в структуре молодежного движения коммунистического союза. Вся логика свидетельствует о последовательной работе партии в этом направлении, начиная с VI съезда РСДРП(б). Об участии большевиков в создании комсомола говорит состав делегатов Всероссийского съезда, основавшего комсомол, – 72% являлись коммунистами и сочувствующими компартии. Полностью компартийным был состав избранного первого ЦК – все его члены являлись коммунистами, из 7 кандидатов в члены ЦК было 6 членов компартии и 1 сочувствующий коммунистам (Первый Всероссийский съезд РКСМ. М., 1924. С.79, 81)

Х1 съезд РКП(б) дал определение комсомолу как массовой организации коммунистического воспитания, служащей для партии мощным орудием коммунистического воздействия на широкие слои молодежи (Наследникам революции: Документы партии о комсомоле и молодежи. М., 1969. С.77). Н.И. Бухарин называл комсомол «одной из самых важных организаций для большевистской партии». ЦК компартии, с одной стороны, давал определение комсомола как организации молодежи в принципе, а с другой – рассматривал его в плане полезности для партии, для проведения ее политики в массах молодежи. В Отчете ЦК РКП давалось такая формулировка: «самодеятельная, формально непартийная организация, но, по существу, являющаяся подсобной РКП организацией, школой коммунизма» (Известия ЦК РКП(б). 1920. №22. 18 сентября. С.4). Обращает на себя внимание тот факт, что еще при жизни В.И. Ленина партия дала определение комсомола как своей подсобной организации.

В 1924 г. после смерти Ленина И.В. Сталин дал такое определение комсомола: резерв из рабочих и крестьян, но вместе с тем и инструмент в руках партии, подчиняющий своему влиянию массы молодежи, подсобное орудие партии для воздействия на молодежь, находящуюся вне союза (Сталин И. Соч. Т.6. С.66). В этих определениях была реальная оценка роли комсомола, его положения в политической системе, в числе институтов, осуществляющих коммунистический режим.

По определению партии и высших органов Союза комсомол являлся политической организацией, более того, они вели линию на то, чтобы он был единственной политической организацией молодежи. Но данная формулировка выражала лишь то, что его деятельность носила политический характер, но в подлинном смысле он не был политической организацией. В данном случае заметим, что уже к середине 1920-х гг. формулировка «политическая» не использовалась ни партией, ни комсомолом, и лишь в 1968 г. впервые за этот период ЦК КПСС назвал комсомол общественно-политической (но опять же не политической) организацией. На протяжении всего своего существования (может быть, в определенной мере, исключая последний год существования) комсомол не был политической организацией в полном смысле слова.

Вместе с тем само существование комсомола имело политическое значение. Стратегия партии была направлена на усиление политического значения Союза в жизни общества, в его политической системе.

Документы партии и комсомола свидетельствуют о скоропалительном проведении линии на превращение союза в единую и единственную организацию советского юношества, что не противоречило конституционным нормам. К середине 1920-х гг. комсомол имел полную монополию на молодежь, провозгласил себя единственным выразителем ее интересов, единственным представителем молодого поколения в государстве и в политической системе.

Платформа комсомола была строго коммунистическая. Для принятия Союзом коммунистической платформы принципиальное значение имело название правящей партии, влияние самой партии через своих представителей до I съезда и на самом съезде. Здесь существенную роль играли организаторы коммунистического союза, прежде всего Л. Шацкин, который (по оценкам многих исследователей и соискателя) был теоретически, марксистски образованным, имел опыт организации юношеского движения в стране и за рубежом. Первый съезд не только провозгласил коммунистическую платформу комсомола, но и заявил, что «вне коммунизма нет рабочего движения, все остальные течения в рабочем классе выброшены революцией за борт». В данном случае комсомол занимал крайне левую позицию.

Отсюда логика доказательства вела к тому, что рабочая молодежь может объединяться только в коммунистическом союзе. Эта линия привела к тому, что комсомол стал единственной организацией всей советской молодежи и так существовал до середины второй половины 1980-х гг.

Комсомол слепо копировал компартию по форме своей организации, программно-уставным нормам. И только последний. ХХI съезд ВЛКСМ провозгласил решительный отказ от слепого копирования партийной структуры, приводящей к подавлению самодеятельного характера молодежной организации.

Политическое значение имело то, что комсомол в советском обществе рассматривался как действенная сила строительства социализма, организатор молодежи на реализацию политических и народнохозяйственных программ. Широко развивалось взаимодействие комсомола с государством, профсоюзами, другими элементами политической системы. При официальном равенстве взаимодействующих организаций комсомол пользовался своим положением «первого помощника партии». Это выражалось и в широком представительстве комсомола в различных организациях политической системы. Пользуясь своим положением, комсомол вносил в законодательные органы законопроекты относительно молодежи; такой же порядок реализовывался и в отношении союзных органов труда, просвещения, социальной защиты. Как факт общегосударственного звучания, в трудовое законодательство вошли принятые по предложению комсомола правительственные решения об установлении брони рабочих мест во всех отраслях промышленности и во всех формах собственности для занятия их подростками, об открытии школ фабрично-заводского ученичества и др.

На базе значительного источникового материала можно сделать вывод о том, что комсомол действенно участвовал в формировании советского законодательства. Факты свидетельствуют и о том, что комсомол нередко превышал свои полномочия, принимал решения директивного характера в отношении государственных органов, навязчиво пробивал свою позицию в таких профессиональных вопросах, как, скажем, организация общеобразовательной системы. При направляющем влиянии компартии комсомол широко участвовал в деятельности различных контрольных государственных и партийных органов. Велика была его роль как кузницы кадров для политической и хозяйственной работы. Принципы взаимоотношения комсомола с государственными и общественными организациями, установившиеся в общественно-политической системе, предусматривали, что в случае разногласий комитеты комсомола должны были обращаться в партийные органы. Такие обращения были по принципиальным вопросам, но можно говорить также и о том, что комсомольские организаторы использовали партийные органы для давления на государственные структуры. Документы свидетельствуют, что главные разногласия вызывались стремлением комитетов комсомола превысить свои полномочия во взаимоотношениях с государственными органами, желанием присвоить себе государственные функции в работе с молодежью.

Комсомол получал субсидии вначале государственных органов (соцвоса, просвещения), а затем парторганов («Положение о взаимоотношениях РКП и РКСМ», сентябрь 1921 г.) предусматривалось, что партийные комитеты финансируют организационную и политическую работу РКСМ, при этом не учитывалась международная практика предоставления государственных субсидий всем юношеским объединениям.

В методологическом плане принципиальное значение имеет термин «огосударствление комсомола». Автор сопоставил определение комсомола, данное на III Всероссийском съезде РКСМ и в выступлении работников ЦК ВЛКСМ в последние годы (Третий Всероссийский съезд РКСМ. 2-10 октября 1920 г.: Стенограф. отчет. М.-Л., 1926. С.202; Строканов А.А., Фронин В.А. Пять первых съездов. М., 1990. С.31). По нашему мнению, комсомол участвовал в реализации функций государства вплоть до того, что брал на себя несвойственные молодежной организации государственные вопросы (например, по системе организации школьного обучения), но это, во-первых, ни в коем случае не свидетельствовало о том, что он превращался в государственную структуру, а во-вторых, именно  участие в государственном  и хозяйственном строительстве поднимало союз как выразителя и защитника интересов молодежи, делало его авторитетным в молодежной среде. Это суждение подкрепляется документальным материалом об участии комсомола в сооружении объектов промышленности, ликвидации неграмотности и др., вплоть до строительства вооруженных сил. Эта работа проводилась по указанию или согласованию с компартией и при поддержке государства.

Широко участвовал комсомол в политической жизни, организации политической пропаганды и просвещения, коммунистическом воспитании. Правомерен вывод — комсомол непосредственно участвовал во всей политической жизни общества, принимал деятельное участие во всех политических кампаниях. Деятельность комсомола характеризовалась общегосударственностью, общенародностью, общепартийностью.

В 1930-х гг. комсомол все активнее включался в «классовую борьбу», в борьбу с инакомыслием. Нагнетание борьбы с «классовыми врагами» в молодежной среде, в комсомоле началось после выступления (призыва) И.В. Сталина на VIII съезде ВЛКСМ в мае 1928 г. (заметим - раньше, чем он выдвинул этот тезис на пленуме ЦК партии.) – «поднимать боевую готовность рабочего класса против его классовых врагов». Эта страница отечественной истории разрабатывалась исследователями (Криворученко В.К. В тисках сталинщины. Трагедия комсомола. М., 1991; Последствия культа личности Сталина в жизни комсомола и молодежи. М., 1988), вместе с тем вводится в оборот новый материал, который был закрыт для исследователей.

По данному историческому сюжету правомерно сделать вывод (автор присоединяется прежде всего к мнению А.А. Алексеева, В.К. Криворученко), что комсомол (прежде всего в лице его генерального секретаря ЦК) непосредственно участвовал в «разоблачении» невинных комсомольских вожаков, активистов, в обвинении их врагами народа. Все эти действия направлялись, контролировались, подталкивались ЦК компартии, лично Сталиным, но при всех ссылках «на» организация ВЛКСМ несет свою ответственность за государственную, партийную, всенародную трагедию. Для Союза может быть особенно характерно, что «разоблаченные» и разоблачители в конце концов удостаивались одной участи.

Об ошибках (следовательно, о людских судьбах) сделаем выводы по официальному документу – постановлению V пленума ЦК ВЛКСМ (март 1938 г.). В нем признавалось, что комитеты комсомола проявляли бездушный, формальный подход к судьбам комсомольцев при рассмотрении вопросов об их исключении или восстановлении в комсомоле. Допускались массовые огульные исключения из рядов ВЛКСМ. Даже после восстановления неправильно исключенных им подолгу не возвращали комсомольские билеты, к ним проявлялось недоверие. Допускалось шельмование и причисление к врагам народа честных и преданных делу коммунизма комсомольцев. Решения об исключениях принимались даже в отсутствие комсомольцев и формально списками утверждались решениями комитетов. Широко была распространена клевета на комсомольцев. Исключенных из комсомола по инициативе комитетов ВЛКСМ увольняли с работы, исключали из учебных заведений (Постановления V пленума ЦК ВЛКСМ, февраль-март 1938 года. М., 1938. С.14-24).

Добавим, что через восемь месяцев после этого состоялся пленум ЦК ВЛКСМ с участием Сталина и других руководителей партии, на котором были сняты генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, другие секретари и члены ЦК, многие из которых тут же были репрессированы и расстреляны. Из 93 членов ЦК, избранного Х съездом,  было исключено из его состава 81, или 86,9%; из 36 кандидатов - 29, или 85,3%; из 17 членов ЦРК - 15, или 82,2%. Из состава ЦК ВЛКСМ было выведено больше, чем из ЦК ВКП(б). В 1937-1938 гг. из 71 члена ЦК компартии было выведено 47 человек, или 66,2%, из 68 кандидатов - 53, или 80,8% (Известия ЦК КПСС. 1989. №12. С.87-118).

Можно сделать вывод, что комсомол на всем исследуемом периоде был верным помощником партии, являлся ее подсобной организацией, проводившей ее политику в массах молодежи. Комсомол был активным участником строительства новой жизни, проявлял героизм и допускал ошибки вместе с компартией и под ее руководством. При всех формальных атрибутах самостоятельности комсомол самостоятельности не имел, вся его жизнедеятельность протекала под прямым руководством и контролем компартии.