На правах рукописи

 

 

 

 

Алексеева Ирина Алексеевна

 

 

 

Всемирное христианское

молодежное движение

 в России

в конце XIX – начале XX вв.

 

 

Специальность – 07.00.02 – отечественная история

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

 

 

Москва – 2006

 

 

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре истории Московского гуманитарного университета.

 

 

Научный руководитель:      доктор исторических наук, профессор,

                                               заслуженный деятель науки РФ

                                               Королев Анатолий Акимович

 

 

Официальные оппоненты:    доктор исторических наук, профессор

                                                  Бледный Сергей Николаевич

                                                  кандидат исторических наук, доцент

                                                  Ливцов Виктор Анатольевич

 

Ведущая организация:            Российский государственный                           технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ)             

 

 

 

Защита диссертации состоится «2» ноября 2006 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 524.004.01 при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, Москва, ул. Юности, д. 5/1, корп. 3, ауд. 511.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета по тому же адресу.

 

Автореферат разослан   «  »    сентября  2006 г..

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                        Мацуев А.Н.

 

 

 

 

Актуальность темы исследования. Молодежь всегда была объектом пристального внимания государственных и общественных институтов, так как традиционно принимала самое активное участие в социальных и политических процессах, особенно в переломные моменты развития общества.

В современных условиях становится особенно актуальным обращение к опыту молодежного движения в дореволюционной России, когда влияние различных общественных институтов на молодежь заметно преобладало над государственным. Во второй половине XIX – первой четверти XX вв. молодежные общественные организации продемонстрировали способность содействовать разностороннему развитию молодых людей, вовлекая их в активную политическую, духовную, социальную деятельность. К таким организациям относился Христианский союз молодых людей (ХСМЛ), объединивший в себе светское и религиозное начало, и Студенческий христианский союз. Актуальность темы заключается в том, что в отечественной историографии христианское молодежное движение в России конца XIX – начала XX вв. впервые стало самостоятельным объектом специального исследования.

В настоящее время в России различные социальные институты, в том числе Русская православная церковь, проявляют повышенный интерес к молодежной проблематике. На семинаре «Молодежь и будущее России», который прошел в апреле 2006 г. в рамках X Всемирного русского народного собора в Москве, говорилось, в частности, о том, что духовная сторона жизни молодежи находится в серьезном упадке. Однако, подчеркивалось участниками семинара, решение этой проблемы не состоит лишь в воспитании морали, а скорее в создании благоприятных условий для социализации молодежи, ее духовного, профессионального и физического совершенствования[1].

По мнению ряда исследователей, в христианской культурной традиции, которая является одной из основ для созидания всех институтов современного гражданского общества, проблема молодежи как таковая не стоит. Это культура, которая зиждется в первую очередь на уважении к старчеству, преклонении перед авторитетами, поэтому специфических молодежных проблем в ней не существует[2].

Именно поэтому такая позиция официальной церкви стала одной из причин возникновения христианского молодежного движения в России не в рамках Русской православной церкви, а как части всемирного христианского молодежного движения. В таком виде оно появляется в начале XX в. и возрождается уже в новой России в начале 1990-х гг. На сегодняшний день Христианский союз молодых людей  (Young Men s Christian Association) является самой многочисленной организацией молодежи на Земле, а его мировая история насчитывает более 150 лет.  Христианское молодежное движение в дореволюционной России – яркий пример взаимодействия общества и государства в деле воспитания молодежи.

Изложенное выше предопределяет актуальность изучения истории создания и деятельности христианских молодежных организаций в нашей стране и возможности использования их опыта в современных условиях в России начала XXI в.

Историография исследуемой проблемы. Проблематика диссертации практически не разработана в отечественной историографии. Отсутствуют исторические монографические исследования, специально рассматривающие деятельность христианского молодежного движения в России. 

В историографии проблемы диссертант выделяет несколько направлений: общие работы, рассматривающие историю молодежного движения в России в целом или его отдельные этапы и организационные формы, а также специальные исторические исследования по смежным проблемам, в которых упоминаются отдельные направления деятельности всемирного христианского молодежного движения. Отдельно следует назвать литературу биографического жанра.

В советский период разработка проблем истории молодежного движения, в том числе и начала XX в., велась достаточно активно, но исследовалось, главным образом, пролетарское и коммунистическое юношеское движение, а также революционно-демократическое студенчество. Наибольший интерес представляют монографии и исследования по общественно-политической жизни России начала века, изданные в 1920 – 1930-е гг., т.е. непосредственно по следам  событий[3]. Как правило, проблемы молодежи и молодежного движения исследовались в них с классовых, марксистских позиций. Большинство некоммунистических течений, организаций и союзов молодежи рассматривались авторами как антисоветские, враждебные интересам рабочего класса. Показательна в этом отношении вступительная статья В. Гросса в книге «На большевистском пути» 1932 г. В приложении к этому изданию имеется целый раздел, посвященный петербургскому отделению Христианского союза молодых людей - «Маяку». Деятельность Общества оценивается резко критически: «Круг деятельности... и его «официальные» цели хорошо видны... Современному читателю не трудно прочесть между строк подлинные стремления «Маяка». Ни слова о политике... Саморазвитие умственное, нравственное и физическое – вот все, что разрешало общество своим членам... Глубочайшая реакционность «Маяка» очевидна»[4]. Сам факт упоминания христианского молодежного движения в работах подобного рода говорит о широкой известности организаций Христианского союза молодых людей в России и значительной роли общества «Маяк» в общественном движении начала XX в.  

В работах советских историков периода 1940 – 1980-х гг., посвященных молодежной проблематике, в том числе российскому студенчеству конца XIX – начала XX вв.[5], вопрос о христианском молодежном движении не рассматривался вообще в силу марксистского подхода к изучению истории. В 1990-е гг. в России впервые начали появляться работы общего характера по проблемам молодежного движения конца XIX – начала XX вв., написанные на основе новых методологических позиций. Ведущим центром изучения молодежной  проблематики в это десятилетие был Институт молодежи (г. Москва). Его сотрудниками был опубликован ряд исследований. Одной из первых таких работ в 1993г. стала книга «Очерки истории  молодежного движения», которая охватывала период со второй половины XIX в. по 1920-е гг. Тогда же вышел сборник «Молодежное движение в России (1917-1928 гг.). Документы и материалы»[6], где во вступительной статье А.А. Алексеева обстоятельно рассматривалась деятельность ХСМЛ и студенческого христианского движения в России. В 1997 г. опубликована монография В.К. Криворученко, В.А. Родионова, О.В. Татаринова «Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории», в которой  исследовалось молодежное движение с февраля 1917  по 1991гг.

В новых общественно-политических условиях эти работы явились первой попыткой системного и беспристрастного изучения темы молодежного движения в России. В них представлен материал о возникновении и развитии Общества «Маяк», студенческого христианского движения, дана объективная оценка деятельности Христианского союза молодых людей в России, впервые введен в научный оборот ряд архивных источников[7]. Однако авторы указанных работ не ставили перед собой задачу специального исследования этой проблемы, и многие стороны ее остались неосвещенными.

Среди исследований молодежного движения, опубликованных в последние годы, особый интерес представляет труд В.И. Соколова «История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI в.». Автор подробно рассматривает деятельность юношеских организаций, в том числе христианские организации молодежи и организации под эгидой ХСМЛ[8].

Особое место среди работ общего характера занимает книга по истории христианства, предназначенная для библейских курсов Евангелической церкви, написанная А.В. Каревым и К.В. Сомовым в 1967 г. В разделе по истории христианства XX в. авторы рассматривают деятельность одного из основателей Всемирного христианского студенческого союза и экуменического движения Джона Мота, делают вывод о том, что экуменическое движение зародилось и первоначально развивалось в рамках Всемирного христианского студенческого союза (ВХСС), который в свою очередь был частью Христианского союза молодых людей[9]. Этой же точки зрения придерживается В.А. Ливцов в монографии «Русская православная церковь и экуменическое движение в XX в.»[10], а также английский исследователь студенческого христианского движения Татлоу Тиссингтон[11].

Среди специализированных исторических исследований по смежным проблемам следует выделить три работы  историков спорта – Л. Куна, А. Суника, В. Григоревича[12]. Авторы впервые затронули одну из существенных сторон деятельности ХСМЛ – работу по физическому воспитанию и пропаганде спорта и здорового образа жизни. Они считают, что среди религиозных организаций, покровительствовавших физической культуре и спорту, наиболее значительную деятельность проводил  Христианский Союз Молодых Людей;  многие виды спорта, популярные в XX в., такие как баскетбол, волейбол, плавание, подводное плавание и др., массовый студенческий спорт получили свое развитие в России в первую очередь благодаря  христианскому молодежному движению.

При написании диссертации использована литература биографического жанра, представленная рядом публикаций, как научных, так и научно-популярных, написанных на английском и русском языках о деятелях христианского молодежного и студенческого движения[13]. Особый интерес представляют книги финского общественного деятеля Пола Гундерсена о Павле Николаи и Ю.С. Грачева о своей матери и ее брате Анне и Петре Чекмаревых – участниках и активных деятелях студенческого христианского движения. Работы написаны в научно-популярном стиле и сопровождаются иллюстрациями.

Современная публицистика о христианском молодежном движении принадлежит, в основном, перу религиозных деятелей. Статья члена редакционной коллегии журнала «Религия и право», консультанта Европейского Альянса ХСМЛ М.Д. Гуськова[14] наиболее полно и последовательно рассказывает о возникновении, развитии и современном положении христианского молодежного движения в мире и в России. Эта статья опубликована также на официальном сайте русского отделения ХСМЛ[15]. Кроме того, интернет-ресурсы представлены сайтами английского и американского отделений ХСМЛ, а также европейского и международного альянса[16]. На их страницах содержится богатейшая информация об истории и деятельности ХСМЛ в разных странах, но отсутствуют материалы по истории российского христианского молодежного движения.   

Таким образом, можно сказать, что практическое отсутствие в отечественной историографии специальных работ по истории христианского молодежного движения в России делает изучение этой проблемы с современных позиций науки особенно актуальным.

Источниковая база. Отсутствие литературы по теме исследования компенсируется наличием большого количества опубликованных и неопубликованных источников, позволяющих достаточно полно и достоверно показать деятельность христианского молодежного движения в России  на рубеже XIXXX вв.

В процессе исследования использованы материалы Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург). Основная работа проведена в фонде Департамента общих дел Министерства внутренних дел Российской империи (ф. 1284). Неопубликованные источники представлены распоряжениями, циркулярами, инструкциями, докладами, уставами, отчетами, перепиской, списками обществ, донесениями, прошениями и др. В частности были найдены документы, подтверждающие намерение организаторов русского ХСМЛ открыть отделение в Москве и «Женский Маяк».

В работе над диссертацией в качестве рукописного источника использованы мемуары известного историка спорта профессора Д.А. Крадмана, являвшего непосредственным участником событий, описанных в исследовании. Рукопись под названием «Как долго прожито и много пережито» (1982 г.) хранится в фондах музеев истории спорта РГУФК (Москва) и города Тарту (Эстония), а также в семейном архиве автора диссертации.

Источники по истории всемирного христианского молодежного движения представлены прежде всего статьями того времени в отечественных периодических изданиях и опубликованными выступлениями лидеров Христианского союза молодых людей и Всемирного христианского студенческого союза. Статьи в религиозных периодических изданиях, освещающие период возникновения и развития ХСМЛ и ВХСС, задачи и методы их деятельности, относятся в основном к первым годам XX в.[17] Авторы в целом дают объективную оценку деятельности этих организаций, сетуют на отсутствие таковых в русской православной традиции.

Доклады и лекции руководителей всемирной организации ХСМЛ и ВХСС Джона Мотта, Руфь Раус, переведенные на русский язык,  публиковались в виде брошюр небольшими тиражами[18]. Они распространялись среди участников движения, а также рассылались в библиотеки, в том числе Библиотеку практических занятий Московской духовной академии. В числе источников подобного рода можно выделить публикации идеолога и лидера русского студенческого христианского движения П.Н. Николаи[19].

В 1929 г. в Париже вышла брошюра на русском языке «Основы Христианского Союза Молодых Людей», представлявшая, по существу, программу и устав ХСМЛ. В ней изложены идейные и организационные основы этого движения, история его возникновения и распространения по всему миру. Отдельный раздел брошюры посвящен деятельности ХСМЛ в России; впервые приводятся сведения, хотя и скудные, о работе организации сразу после революции 1917 г.

Опубликованные источники по деятельности ХСМЛ в России – это прежде всего ежегодные отчеты общества «Маяк». Они выходили с 1903 вплоть до 1918 г. отдельными книгами; всего было опубликовано 16 томов. Отчеты имеют единую структуру, что позволяет проследить динамику развития Общества. Все тома печатались с фотографиями, таблицами и приложениями.

Определенный интерес в качестве источника представляют программы курсов, прочитанных в «Маяке»[20], которые дают дополнительные сведения о содержании образовательного процесса в Обществе; а также брошюра, выпущенная, видимо, в рекламных целях и содержащая краткие сведения по каждому направлению деятельности общества «Маяк»[21]. В 1916 г. был издан «Каталог книг библиотеки общества «Маяк», из которого мы узнаем о достаточно широком диапазоне интересов его членов. В брошюре «Письма «маячников» с фронта» (Пг., 1917) публикуются письма бывших членов Общества с фронтов Первой мировой войны, в которых содержатся их воспоминания о времени, проведенном в «Маяке». Но, что особенно важно, – это голоса «живых маяковцев», а не язык официальных документов.

Особую группу источников составляют сборники документов и материалов по истории молодежного движения в России, в которых содержатся разделы относящиеся к деятельности ХСМЛ в России в 1917-1919 гг.[22]. К таким документам можно отнести: печатную афишу общества «Маяк», расклеивавшуюся на улицах Петрограда (1917); заметку из «Рабочей газеты» (апр. 1917 г.); письмо патриарха всея Руси Тихона с благословлением деятельности христианского союза молодых людей в России (май 1918 г. и письменный доклад князя Г.Н. Трубецкого Главнокомандующему генералу А.И. Деникину о деятельности Христианского союза молодых людей (не ранее ноября 1919 г.). Последние два документа были опубликованы впервые в сборнике «Молодежное движение в России (1917–1928 гг.)». В этом сборнике, пожалуй, впервые в отечественной историографии молодежного движения в России наиболее полно представлен весь спектр организаций и объединений юношества – политических и неполитических, действовавших в России в первое послереволюционное десятилетие.

Сборник «Русское и советское молодежное движение в документах 1905 – 1937 гг.», изданный в 2002 г. под эгидой Комитета Правительства Москвы по делам семьи и молодежи, новых документов не содержит. Более того, во вступительной статье к первой главе диссертантом обнаружен ряд фактологических ошибок. Так, например, сообщается, что «Общество («Маяк» - И.А.) было зарегистрировано в 1905 г. в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан. По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес»[23]. Однако известно, что устав «Маяка» (см. Приложение) официально был зарегистрирован в 1903 г. Барон П.Н. Николаи покинул государственную службу, чтобы посвятить себя общественной деятельности, но главное, что он являлся вдохновителем и руководителем студенческого христианского движения и ни организационно, ни финансово не был связан с деятельностью русского отделения ХСМЛ в России.

Среди сборников документов и материалов выделяются три брошюры, опубликованные в 1999–2001 гг. в ИМКА России к 100-летию русского отделения ХСМЛ[24]. Выпуски подготовлены редактором периодического информационного издания ИМКА России газеты «YMCA-Вести» Г. Я. Кочетковой на основе документов, отчетов, статей, воспоминаний и являются единственным сборником материалов, посвященных исключительно деятельности Христианского союза молодых людей и Всемирного христианского студенческого союза в России.    

Источники по деятельности студенческого христианского движения представлены публицистикой и мемуарной литературой[25]. В данной работе использовались статьи ежемесячного журнала студенческого христианского движения «Студенческий листок»[26], который издавался с 1909 по 1917 гг. Журнал информировал о деятельности студенческих союзов в России и за рубежом, печатал резолюции студенческих конференций, статьи руководителей и действительных членов союза, публиковал стихи и «товарищескую переписку» членов кружков, воспоминания бывших кружковцев.

Труды русских философов и религиозных деятелей, которые принимали участие в деятельности Русского студенческого христианского движения (Р.С.Х.Д.) в эмиграции за рубежом, использовались при написании диссертации[27]. Их статьи публиковались, в частности, в периодических изданиях Р.С.Х.Д. «Духовный мир студенчества», «Вестник русского студенческого движения», в издании Религиозно-философской академии, органе русской религиозной мысли журнале «Путь»[28], а также в издательстве YMCA-Press[29]. Это прежде всего работы активного участника и одного из руководителей студенческого христианского движения в России и за рубежом В.Ф. Марцинковского[30]; общественного деятеля, богослова Н.М. Зернова[31]; историка церкви, философа, деятеля экуменического движения Г.П. Федотова[32]; психолога, религиозного философа В.В. Зеньковского[33].

В целом использование источников позволило автору диссертации раскрыть цели и задачи, поставленные в исследовании.

Объектом исследования выступает христианское молодежное движение в России как часть всемирного христианского молодежного движения в конце XIX – начале XX вв.

Предметом исследования является история российского отделения Христианского Союза Молодых Людей, в частности Общества «Маяк», и студенческого христианского движения.

Цель исследования состоит в изучении предпосылок, генезиса, основных этапов развития христианского молодежного движения в России на рубеже XIXXX вв. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

·        исследовать деятельность Всемирного христианского молодежного движения, выявить и проанализировать причины его появления в России в конце XIX в.;

·        исследовать деятельность общества «Маяк» как одной из основных составляющих молодежного христианского движения в России;

·        изучить основные направления и сферы деятельности студенческого христианского движения, его структуру, отношения с официальной Православной церковью и место в системе общественного движения в России;

·        рассмотреть взаимоотношения христианских молодежных организаций с государственными структурами;

·        показать вклад христианских молодежных организаций в гармоничное воспитание и образование молодых людей того времени;

·        изучить возможность использования опыта деятельности ХСМЛ в современных условиях.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до начала 20-х гг. XX в. Нижняя граница определяется появлением Всемирного христианского студенческого и молодежного движения в России. Верхняя совпадает с прекращением деятельности всех христианских организаций на территории советской России. 

Методологической основой диссертационного исследования стали ведущие принципы исторической науки – историзм, объективность, системность, комплексность при выявлении, отборе, классификации и критическом анализе исторических источников.

Диссертация выполнена в парадигме исторического исследования с использованием общеисторических методов. Автор стремился исследовать проблему в ее исторической эволюции и динамике. Это потребовало использования таких методов, как историко-сравнительный, историко-генетический, статистический, хронологический. Для выявления особенностей всемирного и российского христианского молодежного движения применялся метод компаративистского анализа. Так как в работе акцентируется внимание на персонализацию истории общественного движения в России, используется биографический метод исследования.

Научная новизна и научные результаты.  Диссертация является первым специальным комплексным историческим исследованием христианского молодежного движения в России в конце XIX – начале XX вв.  Его деятельность рассматривается, с одной стороны, как часть всемирного христианского молодежного движения, а с другой – как часть общественного движения России в конце XIX – начале XX вв. В диссертации раскрываются общие и особенные черты, свойственные организациям всемирного и российского христианского молодежного движения.  К общим — автор относит принципы деятельности, идейные и организационные основы. Автором выявлено и доказано, что особенности движения в России вытекали из сложившихся конкретных исторических условий. Они проявились прежде всего в тесном переплетении религиозных, духовно-нравственных начал с общественно-значимой, гражданской направленностью движения.

Исследуется принципиально новая для России того времени самодеятельная форма организации молодежи на определенной идейной основе, единстве задач духовного, нравственного и физического воспитания, ее позиционирование в системе государственных, религиозных и общественных структур, роль последних в социализации молодежи. Выявлена и обоснована особенность ХСМЛ в России, которая состояла в том, что в финансировании его деятельности принимали участие не только частные лица, предприниматели, общественные организации, как это было на Западе, но и государственные институты.

Впервые в отечественной историографии с современных методологических позиций дана оценка деятельности студенческого христианского движения в России как неполитического, религиозного, интерконфессионального. Рассматривается проблема ортодоксального отношения официальной православной церкви к организациям молодежи, стоящим на одной с ней идейной основе, но находящимся вне сферы ее влияния. Как установлено, она заключалась в первую очередь в неприятии интерконфессионального характера студенческого христианского движения и его организационной самостоятельности.

В работе делается акцент на персонализации истории общественного движения в России, подчеркивается роль конкретной личности в процессе объединения молодых людей на основе собственной убежденности, нравственного примера, самоотверженного служения идее. Подробно рассматривается подвижническая, просветительская, философская и организационная деятельность лидеров студенческого христианского движения Дж. Мотта, П.Н. Николаи, В.Ф. Марцинковского.

 Исследование основано на широком круге источников, в том числе впервые используемых и малоизвестных. В работе используются архивные документы, впервые вводимые в научный оборот. Автором осуществлен подробный анализ и систематизация материалов годовых отчетов за всю историю Общества «Маяк». Фактологические сведения оформлены в сводные таблицы и графики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что исследование может быть использована при написании обобщающих трудов по истории общественного движения, а также при осуществлении сравнительно-исторических исследований по истории международного и российского юношеского движения. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных и специальных курсов по социальной истории России XIX и ХХ вв.

Данная работа представляет большой интерес для современных организаций ХСМЛ – ИМКА в России.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации представлены в публикациях, в выступлениях на научных конференциях аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета в 2002-2006 гг. и участии автора в международном семинаре «Молодежь и политика. Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. («Березовая Роща» - Плёс, сент. 2005 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Московского гуманитарного университета.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, восьми параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложения.

Во Введении содержится обоснование актуальности темы диссертационной работы, рассматривается степень разработанности проблемы в научной литературе, обеспечение источниками, определяются цели и задачи исследования, его объект и предмет, хронологические рамки. Сформулирована методологическая основа исследования, указана научная новизна и практическое значение.

Первая глава «Возникновение всемирного  христианского молодежного движения» состоит из двух параграфов. В первом – «Причины зарождения и деятельность Христианского союза молодых людей» - рассматриваются факторы возникновения христианского молодежного движения в Европе и Америке, к которым автор, в частности, относит новые идейные течения, появившиеся в середине XIX в., консерватизм и замкнутость католического и православного духовенства, их незаинтересованность в решении социальных проблем; а также история появления первых юношеских христианских обществ, кружков и оформление их в единую организацию – Христианский союз молодых людей (ХСМЛ) – Young Men`s Christian Association  (YMCA).

Появившись в 1844 г. в Лондоне христианское молодежное движение стало быстро развиваться, и к началу XX в. оно распространило свое влияние практически во всех странах Европы, странах Азии и Африки, Латинской Америки, в Соединенных Штатах Америки и Австралии.

Параллельно с Христианским союзом молодых людей возникает и развивается Христианский союз молодых женщин (ХСМЖ) - Young Womens Christian Association (YWCA), цели и направления деятельности которого, были идентичны ХСМЛ,  поэтому диссертант рассматривает работу ХСМЖ в конце XIX – начале XX вв. как часть деятельности ХСМЛ.

В 1855 г. во Франции состоялась Первая всемирная конференция ХСМЛ, на которой было официально объявлено о появлении новой международной христианской молодежной организации, основанной на федеративных принципах управления, и принят главный документ ХСМЛ – «Парижский Статут» (Paris Basis).

Союз представлял собой независимую самоуправляющуюся организацию, существовавшую за счет пожертвований, сборов от различных мероприятий, а также членских взносов. Руководители ХСМЛ считали, что его работа, являясь важной и полезной для общества, должна быть поощряема и поддерживаема самим обществом.

В основе всей деятельности Союза лежала христианская духовно-нравственная и просветительская работа. Организаторы ХСМЛ исходили из того, что не словесная проповедь религии и морали является лучшим и вернейшим способом воздействовать на молодых людей, а создание для них добропорядочной среды, действие которой менее наглядно дает себя чувствовать сразу, но зато при длительном влиянии приводит к наиболее плодотворным результатам.

Кроме главной цели – развитие нравственное, умственное и физическое – отдельные союзы ставили перед собой частные задачи, такие, например, как предоставление приюта одиноким молодым людям, соотечественникам или иностранцам; объединения молодых людей – христиан, независимо от церквей, с целью общей христианизации молодежи и т.д. П. Верховской предлагал условно разделить христианские союзы на два типа – «американский» и «немецкий». Критерием такого деления он считал приоритет решаемых задач. В союзах немецкого типа главнейшее внимание обращено на религиозно-нравственное развитие, при игнорировании двух других целей. Напротив, в союзах американского типа все цели пользуются совершенным равенством[34].

В диссертации подробно рассматривается деятельность северо-американских организаций ХСМЛ, поскольку именно оттуда в 1897 г. Джемсом Стоксом была привезена идея создания подобного общества в России.

Второй параграф носит название «История возникновения студенческого христианского движения». Студенческое христианское движение появилось одновременно в Англии и в США в середине XIX века и, хотя по времени совпадало с возникновением Христианского союза молодых людей, изначально не было связано с ним ни идейно, ни организационно. Скорее на его возникновение повлияло оживление в английской церковно-общественной, миссионерской жизни периода 1859-1861 гг.

 Основной своей целью организаторы студенческого христианского движения считали объединение студентов всего мира и воспитание их в духе христианской морали.

Оформившись в конце XIX в. в международную организацию Всемирный христианский студенческий союз (ВХСС), оно стало частью международной организации ХСМЛ. ВХСС позиционировал себя как международную интерконфессиональную организацию на федеративных началах. Вступая в состав ВХСС, союз отдельной страны не должен был отказываться от своей национальной и религиозной самобытности.

Связующим звеном объединения стал Джон Мотт. Его харизматическая личность повлияла и на становление экуменизма. Автор диссертации уделяет большое внимание биографии Джона Мотта, особенно его деятельности на пользу студенческого христианского движения.

Рассмотрев первый этап развития всемирного христианского молодежного движения, диссертант делает следующие выводы. В середине XIX в. в Европе и США возникло христианское молодежное движение, которое во второй половине XIX в. оформилось в международные организации – Христианский союз молодых людей и Всемирный христианский студенческий союз. Студенческое христианское движение представляло собой особый отдел ХСМЛ, организационно и финансово самостоятельный. Деятельность ХСМЛ и ВХСС строилась на принципе интерконфессионализма, уважения национальной и религиозной самобытности стран, входящих в состав союзов. Цель всемирного христианского молодежного движения была едина: объединение верующих молодых людей, воспитание их в духе христианской морали. Задачи и методы работы ХСМЛ и ВХСС расходились. Спецификой Студенческого христианского союза было то, что оно было ограничено по времени воздействия на молодых людей временем их учебы, поэтому студенческие христианские организации сосредоточили свое внимание исключительно на религиозном воспитании, тогда как организации Христианского союза молодых людей предоставляли возможность, кроме развития нравственного, развиваться физически и умственно, решали насущные проблемы молодых людей на этапе их социализации.

Вторая глава «Христианский союз молодых людей в России» состоит из четырех параграфов. В первом«Начало деятельности Христианского союза молодых людей в России» – рассматривается возникновение принципиально нового явления в общественной жизни России начала XX в. – христианского молодежного движения.

Некоторые исследователи утверждают, что за период с 1900 по 1910 годы отделения ХСМЛ появились «почти на всей территории империи от Вильны до Томска и от Одессы до Архангельска. В 1914 году их насчитывалось уже около ста»[35]. Но, на взгляд диссертанта, такие утверждения безосновательны, поскольку пока не обнаружены документы, подтверждающие этот факт. Достоверно известно лишь об одном из них – Обществе «Маяк» (Санкт-Петербург), открытие которого состоялось 22 сентября 1900 г. Была создана первая неполитическая, некорпоративная, светская молодежная организация, находящаяся не под эгидой государства, а под попечительством самого общества, которое впервые принимало на себя часть забот по решению проблем воспитания молодого поколения.

Во втором параграфе  «Идейные и организационные основы деятельности общества «Маяк». Материальное положение Общества» указывается, что деятельность ХСМЛ в России строилась на тех же принципах, что и в других странах. Цели, основные направления и формы деятельности общества «Маяк» в России сформулированы в уставе Общества, приведенном в приложении диссертации. Они соответствовали общепринятым нормам Всемирного христианского союза молодых людей.

Открывая Общество в 1900 году, американский миссионер и основатель петербургского Общества «Маяк» Джемс Стокс дал молодым людям четыре совета, которые впоследствии стали неуклонно соблюдаться администрацией и посетителями «Маяка»: содействовать умственному, нравственному и физическому развитию трудящихся молодых людей; воспитывать их религиозно в духе господствующего в стране вероисповедания – православия; помнить, что в стенах «Маяка» не может быть места политике; вести дело в духе взаимной любви и доверия. Эти принципы и были положены в основу всей деятельности Общества.

Анализируя ежегодные отчеты общества «Маяк»,  диссертант сделал следующие выводы. Возникнув практически на пустом месте, «Маяк» постепенно расширял свою деятельность. Общее число посетителей Общества с каждым годом заметно увеличивалось. Согласно статистическим данным, большинство посетителей «Маяка» составляли молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет (в разные годы от 80 до 86%) и лишь менее 20% старше 30 лет. Этот факт еще раз подчеркивает, что Общество отвечало животрепещущим запросам именно молодежи. Постоянными посетителями «Маяка» были государственные, банковские, конторские и торговые служащие, ремесленники, в гораздо меньшей степени – рабочие заводов и фабрик. Подавляющее большинство членов имело низшее образование. Так как ХСМЛ –интерконфессиональная христианская, в известной мере экуменическая, организация, объединявшая представителей различных верований, то и «Маяк», на основании его устава, могли посещать представители различных конфессий, хотя, православные составляли около 80%.

Рассматривая организационные основы деятельности общества «Маяк», автор диссертации выделяет постоянных посетителей, почетных, пожизненных и действительных членов и сотрудников. Управление всеми делами Общества осуществлял Совет, состоявший из пятнадцати членов, из которых трое могли быть иностранными подданными, а один обязательно – православным священником. Двенадцать членов Совета приглашались на трехлетний срок почетным попечителем Общества принцем А.П. Ольденбургским. Совет избирал из своей среды председателя, секретаря и казначея на три года, а также оплачивал работу главного секретаря Общества. 

В уставе, утвержденном Министерством внутренних дел Российской империи, оговаривались права и обязанности Общества. Для достижения поставленной перед собой цели – содействие молодежи в достижении умственного, нравственного и физического развития – «Маяк» имел право как юридическое лицо иметь свою печать, приобретать и нанимать недвижимое и движимое имущество, устраивать для своих посетителей столовые, общежития, библиотеки, экскурсии, литературно-музыкальные вечера, заниматься издательской деятельностью, открывать отделения Общества в других городах, поддерживать сношения с подобными учреждениями за границей.

Важнейшим в деятельности «Маяка» был вопрос о денежных средствах и источниках их поступлений. В первые годы существования Общества его бюджет складывался исключительно из членских взносов, платы посетителей за обучение и частных пожертвований. Позиция «вне политики» и упор на просветительскую деятельность, физическое и нравственное совершенствование в политических условиях того времени не могли не привлечь к себе внимание высших государственных учреждений, членов императорской фамилии, общественных организаций. С 1906 г. бюджет «Маяка» растет за счет своей популярности именно в этих кругах. Общество получило возможность не только не ослаблять своей деятельности, но и значительно расширять ее во всех направлениях.

Таким образом, анализ идейных и организационных основ деятельности «Маяка» позволяет диссертанту сделать вывод, что они соответствовали сложившейся господствующей общественной идеологии; отражали потребности развивающегося капиталистического уклада и способствовали выполнению социального запроса общества. Это в свою очередь обеспечивало материальную поддержку деятельности «Маяка» как государственными, так и общественными институтами, а также отдельными прогрессивными людьми того времени.

В третьем параграфе «Основные направления деятельности общества «Маяк»: религиозно-нравственное развитие, образовательная деятельность Общества, физическое воспитание» диссертант подробно рассматривает три основных направления деятельности общества «Маяк» в их гармоническом сочетании.

Работа общества «Маяк» строилась на убеждении, что в жизни человека должна преобладать духовная сторона. Основою же нравственности они считали религию. С целью религиозно-нравственного развития молодежи общество «Маяк» с самых первых шагов своей деятельности организовывало духовные беседы и лекции на религиозные темы. Постепенно сложилось два типа таких занятий, имеющих свои особенности: так называемые воскресные духовные беседы и систематические собеседования по религиозным вопросам. Для прочтения воскресных лекций приглашались проповедники обязательно православного вероисповедания, которые обычно сами избирали вопросы для бесед, как правило, на темы Священного Писания. Много времени отводилось на изучение истории церкви и религиозной литературы, большим интересом пользовались темы общего характера, отвечающие вопросам того времени и освещающие такие аспекты, как религия и жизнь, религия и литература, вера и знание, безбожие и духовность. Наряду с воскресными существовали систематические духовные беседы для тех посетителей «Маяка», которые желали бы восполнить недостаток своего религиозного образования. Такие беседы обычно поручались постоянному лектору, как правило, магистру богословия и велись по четкой, разработанной на год программе.

Одной из главнейших задач «Маяка» считалось содействие молодым людям в самообразовании. Как упоминалось выше, посетители Общества были по большей части мужчины, получившие низшее образование. Восполнить пробел в знаниях, помочь не только узнать что-то новое, но и приобрести профессиональные навыки, продвинуться по службе и призвано было общество «Маяк». С этой целью в его стенах работали вечерние образовательные курсы, проводились систематические и воскресные научные лекции, тематические экскурсии, действовали читальня и библиотека. Под руководством профессора петербургского университета известного историка С.Ф. Платонова лекционная комиссия привлекала к чтению лекций профессоров университетов, знаменитых писателей, ученых и государственных деятелей. Общеобразовательные и счетоводные курсы «Маяка», результатом обучения на которых была реальная возможность улучшить свое материальное и общественное положение, пользовались большой популярностью. При Обществе было открыто «Бюро для приискания занятий» для посетителей «Маяка». Преобладающее количество вакансий приходилось на конторы разных торгово-промышленных предприятий, на втором месте стояли правления и конторы фабрик и заводов, но также имелись предложения и от правительственных учреждений, крупных банков, учебных заведений и проч.

Особое внимание уделялось физическому воспитанию молодых людей. Историки спорта Т. Андреева и М. Гусева говорят, что «Маяк» без преувеличения можно назвать центральным явлением российского спортивного движения начала XX в.»[36]. Обществу требовалась гармонически развитая личность, не только здоровая духовно, но и крепкая физически. Именно такую цель ставил перед собой «Маяк». Физическое воспитание носило сезонный характер. Каждый сезон имел свои особенности. Зимой превалировали занятия гимнастикой в зале Общества, а также экскурсии на лыжах по пригородам Петербурга и катание на коньках по Неве. Летом же деятельность физического отдела переносилась на открытый воздух, где устраивались занятия по легкой атлетике и различные спортивные игры. Такая игра как баскетбол получил свое развитие в России именно благодаря обществу «Маяк».

Большое внимание в обществе «Маяк» уделялось эстетическому развитию молодых людей и поддержке товарищеских отношений. С этой целью была открыта игровая комната, где посетители «Маяка» могли провести свободное время за игрой в шашки или шахматы; функционировал буфет, где цены были самые доступные, а обстановка располагающей. Были открыты классы обучения игре на разных инструментах (гитаре, мандолине, скрипке, рояле и др.), а также классы хорового и сольного пения и оркестровой игры на великорусских (балалайка, гусли и др.) и на медных духовых инструментах. В 1904 г. открылись курсы теории музыки и сольфеджио (т.н. регентские классы); прослушавшие их по окончании получали диплом с правом преподавания музыки.

Рассмотрев основные направления деятельности Общества «Маяк», диссертант делает вывод, что работа его отличалась большим разнообразием и богатством форм, а содержание деятельности соответствовало целям и задачам, которые Общество ставило перед собой в деле нравственного, умственного, эстетического и физического развития молодых людей.

Четвертый параграф «Деятельность Христианского союза молодых людей в военные и послереволюционные годы» посвящен последним годам деятельности международной организации на территории России.

Внутренняя работа «Маяка» продолжала развиваться по выработанной за четырнадцать лет схеме. Ежедневно функционировали все ветви учреждения: беседы на библейские темы, научные кружки, бухгалтерии, проводились образовательные экскурсии, спортивные занятия и состязания. В то же время в программы курсов и лекций были внесены некоторые изменения, отвечающие требованиям военного времени. Одним из самых важных моментов деятельности Общества в военную пору его администрация и посетители считали моральную и материальную поддержку «маячников», ушедших на фронт.

В целом после Февральской революции 1917 г. деятельность ХСМЛ на территории России активизировалась. Временное правительство А.Ф. Керенского попросило руководство ХСМЛ прислать 500 секретарей для работы в русской армии. Она принимала самые разнообразные формы: от снабжения необходимой специальной пищей больных в лазаретах – до постройки часовен, не говоря уже об ежедневных развлечениях для солдат, подобно тем,  какие обычно устраивались в помещениях Союза. 

В Советской России работа ХСМЛ была официально прекращена вскоре после октябрьских событий 1917 г. Однако в районах белого движения и действия союзнических армий на Дону, на севере России и в Сибири она продолжалась. В 1919 г. ХСМЛ имел свои отделения в Омске, Чите, Иркутске, Томске, Новониколаевске (Новосибирске), Красноярске, Челябинске, Хабаровске, Барнауле, Астрахани и Харбине. В Восточной Сибири – в Глазовском (около Иркутска), Канске, Ачинске, селах Енисейской губернии, в Ужуре, Заледеево, Шалинском, Устьянском и др. Работа ХСМЛ делилась на культурно-просветительскую и благотворительную. Союз организовывал образовательные классы, спортивные площадки, летние лагеря для мальчиков, показательные хозяйства в деревнях, бесплатные столовые. В мае 1918 г. патриарх всея Руси Тихон благословил деятельность ХСМЛ в России. Лидеры белого движения А.В. Колчак и А.И. Деникин с опаской относились к деятельности ХСМЛ на подвластных им территориях, старались ограничивать ее. Дольше всего (до 1923 г.) деятельность Христианского Союза Молодых Людей продолжалась на Дальнем Востоке, где в 1920 г. была создана демократическая Дальневосточная республика. Во Владивостоке весной 1922 г. был зарегистрирован Христианский Союз Молодых Женщин (общество «Женский «Маяк»).

В Советской России представители ХСМЛ продолжали еще благотворительную помощь студентам, профессорам и ученым выдачей медикаментов, продуктов питания, книг и т.д. Некоторое время представитель Союза содействовал проведению программы физического и спортивного воспитания среди московского студенчества. Окончательно всякая деятельность ХСМЛ на территории России была прекращена в 1926 г. 

Таким образом, рассмотрев деятельность ХСМЛ в России диссертант делает следующие выводы. Цели, основные направления и формы деятельности русских отделений ХСМЛ, в первую очередь общества «Маяк», были сродни общепринятым во Всемирном христианском союзе молодых людей. Общество «Маяк» было заметным явлением на фоне бурной общественной жизни России начала XX в. Чрезвычайная популярность Общества, видимо, объясняется его целями и формами деятельности. Сочетание духовного и физического воспитания с образовательной деятельностью – залог успеха «Маяка», но молодые люди находили в его стенах не только возможность гармоничного развития своей личности, но, что особенно важно, возможность теплого человеческого общения. В некотором роде это достаточно успешный прообраз молодежного клуба – принципиально новой формы досуга молодых людей для России начала XX в., но вполне приемлемой и даже желательной в современных условиях. 

Третья глава «Студенческое христианское движение в России» состоит из двух параграфов. В первом«Начало деятельности студенческого христианского движения» - рассматривается обстановка и причины появления студенческого христианского движения в 1900 г., выделяются особенности его работы в России. К последним автор диссертации в частности относит то, что  деятельность Всемирного христианского студенческого союза в России не была связана с русским отделением ХСМЛ (обществом «Маяк»). Скорее на его работу повлияли молодежные протестантские и сектантские организации, в первую очередь молокан и баптистов. Студенческое христианское движение в России было полулегальным практически во все время своего существования, в первую очередь из-за интерконфессиональности, которое оно проповедовало, что шло вразрез с позицией официальной православной церкви. Студенческие христианские кружки, появлявшиеся в России, призваны были дать возможность общения и между разными конфессиями, и между разными высшими учебными заведениями

 Организатором, идейным вдохновителем и руководителем студенческого христианского движения в России был Павел Николаевич Николаи. Автор диссертации подробно рассматривает его биографию и приходит к выводу, что практически вся жизнь выдающегося общественного и религиозного деятеля была посвящена служению молодежи и, в частности, студенчеству.

В рамках студенческого христианского движения активно развивалось движение курсисток, что отвечало тенденции изменения роли женщины в российском обществе того периода. Со временем это движение даже стало более многочисленным, чем мужское.

Таким образом, в начале XX в. в России появилось интерконфессиональное студенческое христианское движение. Своей главной задачей руководители движения считали возрождение духовной нравственности у студенчества путем изучения Евангелия.

  Во втором параграфе «Структура и основные направления деятельности студенческого христианского движения» диссертант рассматривает организационные формы работы студенческого христианского движения.

К 1908 г. самым массовым движение было в Петербурге и Москве, существовали организации в Казани, Воронеже, Одессе, Киеве, Харькове, Тарту и Риге. Разрозненные ранее, библейские студенческие кружки объединились в рамках одного города в студенческий христианский союз (СХС), который в свою очередь входил в студенческий союз страны. Во главе каждого кружка стоял действительный член СХС, который должен был разделять так называемый «Базис веры»: «Верю на основании Евангелия в Господа Иисуса Христа, Сына Божия; покаялся, отдался Ему и знаю, что Он принял меня». Других ограничений для того, чтобы стать действительным членом студенческого христианского союза не было. Во главе студенческого союза страны стоял секретарь – в России это был П.Н. Николаи. Слушатели кружков, действительные члены и другие участники движения (члены-сотрудники) один раз в неделю собирались на общее заседание.    

Раз в год студенческие христианские союзы городов собирались на конференцию, посвященную отчетам о деятельности кружков и союза за истекший год. Заслушивались доклады студентов – как действительных членов союза, так и слушателей кружков. На собрании рассматривались социальные и философские вопросы с религиозной точки зрения. С той же периодичностью – один раз в год – с 1908 г. собирались студенческие христианские съезды, на которые приезжали представители СХС из разных городов. Проводились они летом в течение двух-трех дней в Монрепо -  усадьбе семейства Николаи. В 1913 г. российский союз студенческого христианского движения приняли в международную организацию ВХСС.

  Еженедельные евангельские чтения были основной формой работы студенческого христианского движения. Но не только изучение Священного писания привлекало молодежь – общение, возможность новых знакомств и обсуждение насущных студенческих проблем стояли не на последнем месте. В целях развития  товарищеских отношений и поддержки друг друга в 1912 г. были организованы «студенческие уголки» в Петербурге на Конюшенной и Лесной улицах. В 1910 г. в Москве в Кречетниковском переулке было открыто общежитие для курсисток – членов студенческих христианских кружков. В 1916 г. там же был устроен фонд для больных и переутомленных товарищей, благодаря которому московское отделение студенческого христианского союза смогло летом предоставить некоторым студентам оздоровительный отдых на природе.

 В конце 1908 г. в Петербурге при студенческом христианском союзе открылось Бюро труда студенток и курсисток, которое предлагало в качестве репетиторов и воспитателей студентов различных высших учебных заведений.

 К просветительской деятельности студенческого христианского движения можно отнести работу среди детей, рабочих, солдат, крестьян, бродяг. В 1908 г. в Петербурге курсистками была организована воскресная школа для бедных детей. Кроме евангельских чтений детям предлагались занятия по математике и русскому языку. В Москве устраивались детские праздники. На летних каникулах члены кружков распространяли духовную литературу среди рабочих, крестьян и солдат. Кроме того, студенты устраивали по воскресеньям бесплатные народные чтения в рабочих районах. Кружковцы посещали ночлежные дома, устраивали при них бесплатные столовые, празднование Нового года. Студенческий христианский союз занимался также издательской деятельностью. Были переведены и опубликованы основные работы Джона Мотта и других руководителей ВХСС, труды П.Н. Николаи, брошюры религиозного содержания.

Декрет об отделении церкви от государства и провозглашение политической свободы совести в 1917 г. привели к официальному признанию христианского студенческого движения. Было получено разрешение на регистрацию устава Русского студенческого христианского союза, евангелическим городским кружкам было разрешено иметь свою печать, библиотеки и т.п. Центр студенческого христианского движения перемещается в конце 1910-х гг. из революционного Петрограда в Самару. На конец 1910 – середину 1920-х гг. приходится активная деятельность В.Ф. Марцинковского и В.А. Амбарцумова – руководителей и идейных вдохновителей студенческого христианского движения после смерти П.Н. Николаи. В 1924 г. по всей России официально были запрещены юношеские христианские кружки, воскресные школы. Студенческий христианский союз был снят с регистрации. Отдельные руководители приняли священство, большинство эмигрировали или были высланы из страны или репрессированы. Многие участники студенческого христианского движения примкнули к кружкам баптистов, сектантским молодежным организациям. В том или ином виде кружки по изучению Евангелия продолжали свое существование и в 1930-е гг., хотя утратили уже студенческий характер.

Таким образом, автор диссертации делает вывод, что на первом этапе своего существования студенческое христианское движение в России не было организационно оформлено, не имело своих программных документов и устава. Структура движения была аморфной и вытекала из тех задач, которые ставило перед собой движение, его демократического характера и полулегальных условий существования. По мере развития движения структура претерпела изменения. На базе разрозненных кружков оформился общероссийский союз, который в 1913 г. вошел в состав Всемирного христианского студенческого союза. Но только в 1917 г. был принят устав РСХС.

Основные направления деятельности студенческого христианского движения в России определялись идейными основами движения, его целями, социальным составом (студенческая молодежь), конкретно-исторической обстановкой на различных этапах его развития и включали в себя: 1) религиозно-нравственное воспитание внутри евангелических студенческих кружков; 2) работа со студенческой молодежью по вовлечению ее в движение; 3) миссионерско-просветительская деятельность среди различных социальных слоев; 4) развитие духовно-гуманитарных связей и укрепление товарищеских отношений  внутри движения.

 В Заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы обобщающего характера, отражено современное состояние христианского молодежного движения в России как преемника исторических традиций ХСМЛ начала XX в.

Всемирное христианское молодежное движение началось во второй половине XIX в. и к концу XIX в. оформилось в две международные организации – Христианский союз молодых людей (ХСМЛ) и Всемирный христианский студенческий союз (ВХСС). Последняя на федеративных началах вошла в состав ХСМЛ.

Цель всемирного христианского молодежного движения была едина: объединение верующих молодых людей, воспитание их в духе христианской морали. Задачи и методы работы ХСМЛ и ВХСС расходились. Спецификой Студенческого христианского союза было то, что оно было ограничено по времени воздействия на молодых людей временем их учебы, поэтому студенческие христианские организации сосредоточили свое внимание исключительно на религиозном воспитании, тогда как организации Христианского союза молодых людей предоставляли возможность, кроме развития нравственного, развиваться физически и умственно, решали насущные проблемы молодых людей на этапе их социализации.   

В общественной жизни России организации Христианского союза молодых людей и студенческое христианское движение появляются практически одновременно в самом конце XIX в. Однако,  русские отделения ХСМЛ и ВХСС не были связаны между собой ни организационно, ни финансово.

Общество «Маяк» – русское отделение ХСМЛ – являлось одним из самых ярких явлений общественной жизни Петербурга-Петрограда в начале XX в. «Маяк» был первой неполитической, некорпоративной, светской молодежной организацией, находящейся не под эгидой государства, а под попечительством самого общества, которое впервые принимало на себя часть забот по решению проблем воспитания молодого поколения.

Руководители студенческого христианского движения в России считали своей главной задачей возрождение духовной религиозной нравственности учащихся высших учебных заведений путем изучения Евангелия и личного примера христианского образа жизни. Задачи движения не совпадали с позицией официальной православной церкви до 1917 г. и совсем расходились с господствующей большевистской идеологией с начала 1920-х гг. Декрет об отделении церкви от государства и провозглашение политической свободы совести в 1917 г. привели к недолгому расцвету студенческого христианского движения. Начиная с середины 1920-х гг. материалы о студенческих христианских кружках систематически уничтожались, а выдающиеся деятели были репрессированы или высланы из страны. Поэтому нам сегодня трудно полностью восстановить картину этого движения.

Дальнейшее развитие русское христианское движение получило в эмиграции. В начале 1990-х гг. ХСМЛ снова начал свою работу на территории России. Основные цели и принципы движения ХСМЛ в России на современном этапе такие же, как и в начале XX в.

В Приложении приводится текст Устава Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» 1905г.

 

 

По теме диссертации автором опубликовано 5 работ общим объемом 2,7 п.л.:

Алексеева И.А. Христианский Союз Молодых Людей в России. Общество «Маяк» (1900-1917 гг.) // Научные труды аспирантов и докторантов / Факультет научно-педагогических кадров МГСА. Вып.3. М.: Социум, 2002. С.  0,8 п.л.

Алексеева И.А. Олимпийская идея и христианское молодежное движение в России на рубеже XIX-XX веков (на примере общества «Маяк») // Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность): XVI Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России, посвященная Международному году спорта и физического воспитания. 2-3 февраля 2005 г. Материалы докладов. М.: Советский спорт, 2005. С.  0,2 п.л.

   Алексеева И.А. Христианское образование в России: исторический опыт // Высшее образование для ХХI века. Международная научная конференция. 20-22 октября 2005 г. Материалы докладов. Часть 2. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005. 0,4 п.л.

Алексеева И.А. Студенческое христианское движение в России на рубеже XIX-XX вв. // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.72. М.: Изд. Московского гуманитарного университета, 2006. С.  0,6 п.л.

Алексеева И.А.  Студенческое движение в России в начале ХХ века // Официальный // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. Март 2006 г. 0,7 п.л.  http://www.mosgu.ru/  Адрес статьи:

http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Alekseeva/

 

 

Подписано в печать   4 сентября  2006 г.

Издательство Московского гуманитарного университета.

111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1, корп. 3.

Формат 60х84 1/16. Объем 1,5 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

 



[1] Выступление Председателя отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископа Костромского и Галичского АЛЕКСАНДРА на секционном заседании: «Молодежь и будущее России» в рамках X Всемирного Русского Народного Собора: Молодежный информационный ресурс Русской православной церкви МИР РПЦ: http://www.mir-rpz.ru/ru/news/index.php?id=137

[2] См.: Люкшин Д.,  Межведилов А. Поиски потерянного поколения в утраченном времени. Молодежь в политическом поле современной России: проблема инструментальной пригодности // Молодежь и политика. Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. Материалы семинара («Березовая Роща» - Плёс, сент. 2005). / Под ред. Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. М., 2006. С. 35-36.

[3] См.: Буллах В.С. Ремесленная и кустарная молодежь до и после революции. М., 1931; Левгур Г.Е. Юношеское движение на Западе и Востоке. М.-Л., 1924; Поздняков А. У истоков. Первые страницы истории юношеского движения на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1926; Полякова М. Религиозные организации молодежи (под общей рубрикой «Наши враги»). М, 1931; Против религии. Каталог книг. М.-Л., 1930; Путинцев В.Ф. Политическая роль и тактика сект. М., 1935; Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Л., 1925.

[4] На большевистском пути: Сб-ник документов 1917 г. по истории ленинградской организации ВЛКСМ. Сост. В. Гросс, Л., 1932,  с.303.

[5] См.: Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899-1907 гг. М., 1971;  Матвеев М. Студенты Сибири в революционном движении. Томск, 1966.

[6] См.: Молодежное движение в России (1917–1928 гг.). Документы и материалы. В 2-х частях. М., 1993.

[7] См.: Очерки молодежного движения. М., 1993; Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М., 1997.

[8] См.: Соколов В.И.: Молодежное движение в России: история, современность, перспективы, проблемы. В 3-х ч. Рязань, 1992-1994; История молодежного движения России (СССР). Вторая половина Х1Х - начало ХХ века. Очерки. В 2-х т. М., 1996; Российское молодежное движение: от многообразия к унитаризму 1917 – 1925 гг. Дис. … докт. ист. наук. М., 1996.

[9] Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1990.

[10] См.: Ливцов В.А. Русская Православная церковь и экуменическое движение в XX в. М., 2000.

[11] См.: Tatlow, Tissington The Story of the Student Christian Movement of Great Britain and Ireland. London, 1933.

[12] См.: Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер. с венгерского) М., 1982; Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIXXX вв. М., 2004; Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Гродно, 2005.

[13] См.: Hopkins C. H. John R. Mott, 1865-1955. Grand Rapids, 1979; Казим-Бек А. Джон Мотт // Журнал Московской Патриархии. 1965. №11. С. 53-60;  James Stokes: Pioneer of Young Menۥs Christian Association. N-Y, 1921; Джордж Вильямс. История одной жизни. Берлин, 1924; Арская Л.П. Нобели – приемные дети России. М., 1994; Степанец К.В. Просвещенные благотворители Ольденбургские // Петербургские чтения – 97. СПб. 1997; Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск, 1994.

[14] См.: Гуськов М.Д. «YMCA» в России: история и настоящее // Религия и право. 1999. №3. С.25-27.

[15] Официальный сайт отделения ХСМЛ – ИМКА Россия: http://www.ymca.ru

[16] Официальный сайт ХСМЛ – ИМКА Великобритании: http://www.ymca.org.uk/; официальный сайт ХСМЛ – ИМКА США: www.ymca.net/; официальный сайт Европейского альянса ХСМЛ: http://www.eay.org/start.html; официальный сайт Международного альянса ХСМЛ: www.ymca.int/ 

[17] См.: И.С. Христианское движение среди английских студентов // Странник. 1901. май-июнь. С. 782-799; иером. Христофор. Всемирный Христианский Студенческий Союз // Христианин. 1908. сент. С. 62-77; Верховской П. Всемирные Христианские союзы молодых людей // Православно-русское слово, 1902.  №19. С. 687-696.

[18] См.: Мотт Дж. Как ощутить в себе живое присутствие Иисуса Христа? Париж, 1923; Раус Р. Интерконфессиональный характер Всемирного Христианского Студенческого Союза. СПб., 1912.

[19] См.: П.Н. Всемирный Христианский Студенческий Союз. СПб., 1909; Николаи П.Н. Может ли современный, образованный, мыслящий человек верить в Божество Иисуса Христа? СПб., 1909.

[20] См.: Счетоводные курсы общества «Маяк». СПб., 1910; Общество «Маяк». Программа летних экскурсий на 1910 г. СПб., 1910; Программа организации просветительной деятельности  ХСМЛ среди русского населения / Сост. Ю.Ф. Геккер. N-Y. 1910.

[21] См.: Состоящее под почетным попечительством Его Высочества принца А.П. Ольденбургского Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. СПб., 1909.

[22] См.:  На большевистском пути. Сборник документов 1917 г. Л., 1932; Молодежное движение в России (1917-1928 гг.) Ч. 2. М., 1993; Русское и советское молодежное движение в документах. 1905-1937 гг. М., 2002.

[23] См.: Русское и советское молодежное движение в документах… М., 2002. С. 8.

[24] См.: История общества «Маяк» или Комитета содействия молодым людям в нравственном и физическом развитии в С.-Петербурге. М., 1999; История Русского Студенческого Христианского Движения. М., 2000; ИМКА России – YMCA of America. Из истории русско-американского сотрудничества. М., 2001.

[25] См.: Воронков М.И. Из жизни революционного студенчества. М., 1947; Выдрин Р. Основные моменты студенческого движения в России. М., 1908; Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. Париж, 1984; На переломе. Три поколения одной московской семьи. Семейная хроника Зерновых. 1812-1921. М.-Paris, 2001; Рачинская Е.Н. Калейдоскоп жизни. Воспоминания. Paris, 1990.

[26] В 1909-1910 гг. журнал назывался «Листок».

[27] См.: Карташев А. Русское религиозное движение XIX-XX вв. // Духовный мир студенчества. Прага. 1923. Октябрь. С. 7-14; Проблемы русского религиозного сознания. Сборник. Берлин, 1924; Бердяев Н. Два начала в христианском движении русской молодежи // Вестник Р.С.Х.Д. 1928. №6. С. 121-127.

[28] См.: Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев, 2000; CD ROM Путь. Орган русской религиозной мысли. Paris, 1925 – 1940.  М.: Business Forms Company. 1998.

[29] См.: Карташев А.В., Струве Н.А. 70 лет издательства «YMCA-Press». 1920-1990. Paris, 1990.

[30] См.: Марцинковский В. Записки верующего. Прага. 1929; Он же. Из истории моего религиозного опыта // Духовный мир студенчества. Прага. 1923. Октябрь. С. 6-12; Он же. Смысл жизни. М., 1996.

[31] См.: Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Paris, 1991 (2-е изд.); Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре. Бостон. 1973.

[32] См.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х т. СПб., 1991.

[33] См.: Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей // Путь. 1925. №1. С. 121-127.

[34] См.: Верховской П. Христианские Союзы Молодых Людей // Православно-русское слово. 1902.  №19. С. 692.

[35] См.: Спорт наших дедов. Страницы истории. Конец XIX – начало XX века. СПб., 2002 г.

[36] См.: Андреева Т., Гусева М. Спорт наших дедов. СПб., 2002. С. 198.