Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты

Обсудить тему проекта на форуме

Результаты аналитического обзора произведений русских писателей второй половины XIX века и около 30000 сайтов, проведенного в рамках работы по гранту, отражены в научной монографии, докторской диссертации, научных статьях и научных докладах на международных и российских конференциях, а также на сайте Московского гуманитарного университета.

В методологическом плане важнейшим результатом стало подтверждение эффективности использования тезаурусного подхода применительно к изучению феномена праведничества, его понимания, отраженного в русской литературе XIX века и сети Internet XXI века.

В ходе продолжения работы по гранту в 2006 г. защищена докторская диссертация по теме «Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого», предприняты выступления с докладами на трех конференциях и участие без доклада в одной конференции, организовано и проведено на полуострове Афон (Греция) полевое исследование по теме гранта.

Работа по гранту в 2006 г. на примере творчества Толстого, Чехова, Достоевского, Страхова, Лескова подтвердила выводы, сделанные в 2005 г., и привела к актуализации и развитию новой темы исследования с использованием литературных текстов, текстов сети Internet , а также фактов социокультурной реальности − «Проблема духовного здоровья (качества духовной жизни) и методы его оценки и измерения». Постановка научной проблемы по указанной теме была осуществлена в рамках участия во Всероссийской научной конференции « Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения » (г. Санкт-Петербург) и Международной научной конференции « Феномен русской духовности: история, словесность, культура» (г. Калининград), а также в ходе полевого исследования.

При проведении полевого исследования использовались следующие методы: наблюдение условий, созданных для качественной духовной жизни (с пометками в полевом дневнике и фотофиксацией), скрытое интервьюирование с целью выявления понимания сути духовной жизни и праведничества (через беседы с монахами и паломниками афонских монастырей и скитов), эксперимент с собственным участием (жизнь в течение пяти дней по уставу афонских монахов). Результаты данного исследования анализируются, обобщаются и будут представлены в виде статьи (предположительно в декабре 2006 г. или январе 2007 г.).

На основе работы, проведенной по гранту в 2005−2006 гг. и отраженной в научных публикациях, можно сделать следующие выводы:

− праведничество — социокультурный феномен, соединяющий в себе опыт напряженной духовной жизни, онтологической причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни;

− в гносеологическом плане праведничество является поиском человеком себя в истине, а не истины как таковой, в онтологическом — является непосредственным переживанием себя в истине при отсутствии отождествления себя с истиной;

− в гносеологическом плане праведничество открывает человеку его ресурсы, необходимые для преодоления социального эгоизма и для обретения способности позитивно влиять на все стороны жизни как отдельных людей, так и социальных общностей, народов; в онтологическом — являет глубинную открытость человека другим людям и миру в целом, эффективное служение ему на духовном, душевном и материально-телесном уровнях;

− существенной стороной литературного процесса XIX века в России является опыт художественного изображения мира праведничества;

− литературные образы мира праведничества оказывали существенное влияние на духовный климат русского общества XIX века, тем самым реализовывалась с оциокультурная функция художественного текста;

− высшая жизненная правда для русских писателей заключалась не только в разоблачении и осуждении зла, но и в художественном утверждении конкретных образов добра — правда-утверждение являлась одним из существенных творческих принципов Толстого, Достоевского, Чехова, Лескова;

− важным источником для интерпретации современного понимания феномена праведничества и качества духовной жизни в целом является сеть Internet ;

− в сети Internet сосуществуют антихристианское и христианское понимание феномена праведничества;

− анализ текстов, демонстрирующих антихристианское понимание феномена праведничества, показал, что объектом критики, осмеяния, дискредитации являются не христианские ценности как таковые, а существенным образом искаженное представление об этих ценностях.

Научные работы 2006 г. по гранту:

− Тарасов А. Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью. − М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2006. – 106 с. <Научная монография> (6,75 п. л.);

− Тарасов А. Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. −М., 2006. − 36 с. (1,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Воспитание через моделирование мира праведничества: от сети Internet к русской культуре // Высшее образование для XXI века: Сб. научных трудов. − М., 2006. − С. 322−333. (0,7 п. л.);

− Тарасов А. Б. Ученый-гуманитарий как носитель социального идеала // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006. — С. 47–58. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Духовная жизнь человека: современный опыт научного осмысления (религиозное литературоведение) // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006. — С. 331–348. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Моделирование тезаурусов: мир праведничества в тезаурусной парадигме Л. Н. Толстого // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. — М.: Национальный институт бизнеса, 2006. — С. 609–625. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Понимание праведничества // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 41–48. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Праведники А. П. Чехова — образ религиозных сомнений и веры писателя // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. — Вып. 5. — М., 2006. — С. 16–24. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Н. Н. Страхов в поисках идеала: между литературой и реальностью // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. — Вып. 5. — М., 2006. — С. 24–29. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. «Моделирование» мира праведничества: опыт Л. Н. Толстого, Русской Православной Церкви и сети Интернет // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2006. — Вып. 64. — С. 135−147. (0,8 п.л.);

− Тарасов А. Б. Праведники в системе образов А. П. Чехова // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 2. — С. 181–186. (0,5 п. л.);

− Тарасов А. Б. Праведничество как показатель духовного здоровья человека (постановка проблемы) // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. Сб. научных статей. — СПб., 2006 (в печати). (0,1 п. л. );

− Тарасов А. Б. Феномен праведничества в русской культуре(на примере творчества Л. Н. Толстого) // Феномен русской духовности: история, словесность, культура. Сб. научных статей. — Калининград, 2006 (в печати). (0,3 п. л. );

− Тарасов А. Б. Праведничество // Л. Н. Толстой. Школьный энциклопедический словарь (в печати). (0,2 п. л.).

Участвовал в работе следующих научно-организационных мероприятий:

− III Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» (400 участников, уровень: международный);

− Международная научная конференция « Феномен русской духовности: история, словесность, культура» (200 участников, уровень: международный) ;

− Всероссийская научная конференция « Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения » (70 участников, уровень: российский);

− Научный семинар «Тезаурусный анализ мировой культуры» (15 участников, уровень: российский).