Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
09-06-12148в

Российские предприниматели в изменяющемся обществе:
Возобновляемая электронная база данных социально-психологического мониторинга

Проект представляет важный этап комплексного исследования становления и развития предпринимательства в России, которое должно завершиться изданием Интернет-ресурса «Российские предприниматели в изменяющемся обществе: Возобновляемая электронная база данных социально-психологического мониторинга».

Целью предлагаемого проекта является создание возобновляемой электронной базы данных социально-психологического мониторинга для расширения информационных возможностей изучения особенностей социальной психологии российских предпринимателей с учетом региональной специфики и различий, обусловленных региональной и гендерной принадлежностью.

Актуальность проекта заключается в том, что эмпирический материал позволит валидизировать теоретическую концепцию и основанную на ней методику анализа и прогноза деловой активности предпринимателей.

Прикладное значение проекта заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы центральными и региональными органами власти в работе по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России.

Актуальность предполагаемого проекта обусловлена необходимостью получения системных знаний о социально-психологических закономерностях и механизмах формирования относительно новой социальной группы российского общества - российских предпринимателей. Экономическая и политическая активность представителей этой группы оказывает значительное влияние на динамику социально-экономических изменений. Однако сами российские предприниматели до сих пор не стали объектом полномасштабных, регулярных социально-психологических исследований. Высокая динамичность межрегиональных и международных контактов в современной экономике ставит перед обществом важную задачу – оптимизации делового и межличностного взаимодействия в сфере бизнеса. Включение в бизнес все большего числа предпринимателей – женщин актуализирует необходимость изучения гендерных аспектов делового и межличностного взаимодействия в предпринимательской среде. В связи с этим встает важная научная проблема – изучения социально-психологических особенностей российских предпринимателей, в том числе обусловленных региональной спецификой социально-экономических условий экономической деятельности и их гендерной принадлежностью. Важной социальной проблемой современного российского общества является оптимизация взаимоотношений между представителями различных социально-экономических групп: предпринимателей, наемных работников, государственных чиновников и т.д. Для решения этой проблемы чрезвычайно актуальной научной задачей является изучение взаимных образов, групповых стереотипов, складывающихся в процессе взаимодействия между представителями этих социальных групп с целью последующей их коррекции и повышения.

Фундаментальное значение проекта заключается в том, что при его реализации предполагается впервые показать возможность системного изучения социально-психологических характеристик предпринимателей как представителей большой социальной группы. Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований, выполненных по единой программе с временным интервалом, позволит проследить тенденции и выявить закономерности становления новой социальной группы с учетом влияния региональных и гендерных особенностей предпринимателей.

Предлагаемый проект направлен на решение как сугубо научных, так и прикладных проблем. В результате реализации проекта будет создан информационный ресурс, имеющий задачей систематизированное представление данных социально-психологических исследований, проводимых группой научных сотрудников Института психологии РАН и Московского гуманитарного университета на протяжении последних 15 лет, то есть фактически с самого момента появления представителей этой социальной группы в российском обществе. За это время группой исследователей под руководством члена-корреспондента Академии Наук А.Л. Журавлева и профессора В.П. Познякова проведено 9 полномасштабных «срезов», в ходе которых было опрошено свыше 1500 российских предпринимателей, представляющих разные регионы России и различные сферы бизнеса (см. список публикаций, выполненных в рамках реализации проекта). Поэтому вторая, отчасти техническая проблема, решаемая в рамках данного проекта, связана со сбором, хранением, систематизацией и распространением в электронной форме больших объемов эмпирических данных, полученных в ходе обследования представителей такой трудно доступной для исследования социальной группы как предприниматели.

Создание электронной базы данных позволит предоставить доступ к собранной и систематизированной научной информации широкому кругу потенциальных пользователей в глобальной сети Интернет: исследователей, преподавателей, политиков, экономистов, менеджеров, издателей, студентов и др.

В настоящее время в рамках проекта подготовлены три информационных модуля:

· Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития психологии предпринимательства. В данном модуле представлены результаты теоретического анализа современного состояния исследований по психологии предпринимательства.

· Избранная библиография. В данном модуле представлена избранная библиография по психологии предпринимательства на русском языке.

· Программа исследования социально-психологических особенностей российских предпринимателей. В данном модуле представлен базовый вариант методики стандартизированного опроса российских предпринимателей и изменения, вносившиеся в него на разных этапах исследования.

Российские предприниматели в изменяющемся обществе: Возобновляемая электронная база данных социально-психологического мониторинга (навигация по сайту):

Сведения об авторе научного проекта

О научном проекте

Список публикаций 

Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития

Извлечение из библиографии отечественных публикаций по психологии предпринимательства

Программа исследования социально-психологических особенностей российских предпринимателей

Описание программы исследования