Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Научные проекты
 II Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» проводилась в соответствии с решением Совета РГНФ от 18 марта 2005 года о предоставлении гранта (проект № 05–06–14017г) и планом научно-организационных мероприятий Московского гуманитарного университета.

Научная конференция работала в режиме пленарного и 9 секционных заседаний. Общее число участников конференции составило 350 человек.

В конференции приняли участие  12 академиков РАН и РАО, 86 докторов наук, 79 профессоров, 173 кандидата наук, 19 ректоров и проректоров вузов,  36 заведующих кафедрами.

Участники конференции представляли 27 городов России, в том числе С.–Петербург, Новосибирск, Волгоград, Тулу, Тамбов, Нижний Новгород Казань, Тюмень, Владимир, Кемерово, Вологду, Орел, Ставрополь.

Были аккредитованы 43 авторитетных журнала и средств массовой информации.

В  работе конференции приняли участие  Геннадий Андреевич Месяц – вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК, академик РАН, лауреат Международной энергетической премии «Глобальная энергия»;Олег Николаевич Смолин – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке, доктор философских наук, профессор; Геннадий Иванович Васин, начальник отдела образования Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ, Александр Владимирович Мартыненко – начальник отдела науки и высоких технологий Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой  социальной медицины Московского гуманитарного университета; Александр Александрович Зиновьев – директор Исследовательского центра МосГУ, доктор философских наук, профессор; Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов – заместитель директора Института философии РАН, академик РАН; Анатолий Лактионович Журавлев, директор Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор; Павел Семенович Гуревич – заведующий сектором Института философии РАН, Константин Константинович Колин  – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, Захаров Владимир Николаевич, заместитель директора РГНФ, доктор филологических наук, профессор; Вадим Михайлович Межуев   – главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор МосГУ, доктор философских наук, профессор; Ирина Алексеевна Зимняя – заведующая сектором гуманизации образования Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов при МИСиС, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

В работе конференции приняли участие Национальный союз негосударственных вузов и Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, которые выступили ее соорганизаторами. Всего приняло участие более 100 представителей 30 негосударственных вузов России. Среди них известные ректоры  негосударственных вузов Владимир Петрович Буянов, Михаил Петрович Карпенко,  Сергей Иванович Плаксий,  Ирина Наумовна Сухолет.

На  конференцию были приглашены  представители посольств Китайской Народной Республики, Московского представительства Германских академических служб обменов, Советник по культуре Швеции,  сотрудник отела культуры Польши и атташе по вопросам образования Франции и ряд других участников.

 Заседания секций

Секция № 1 Негосударственный сектор высшего образования: проблемы развития

Руководители секции:

Ильинский И.М., ректор Московского гуманитарного университета, Президент Национального союза негосударственных вузов, Президент союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктор философских наук, профессор

Ученый секретарь:

Камалдинова Э.Ш., исполнительный директор Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктор философских наук, профессор

Накануне II Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» Национальный союз негосударственных вузов по итогам прошедшей в 2004 году I-й конференции по обозначенной теме выпустил книгу «Высшее образование для XXI века. Научная конференция Москва 22-24 апреля 2004 года. Доклады и материалы, М., 2005», объем 19,5 п.л., тираж 1000 экз. Книга была направлена всем негосударственным вузам, входящим в НСНВ и СНВ Москвы и Московской области, авторам и ведущим российским ученым в области науки и образования.

На пленарном заседании  с докладами  выступили ректоры ведущих вузов (Московский гуманитарный университет, Национальный институт бизнеса, Современная гуманитарная академия, Институт современного искусства). Ими были подняты вопросы реформирования высшего образования России в современных условиях, проблемы и прогнозируемые перспективы, особенности и специфика функционирования негосударственных вузов в современных условиях, проблемы определения и осуществления приоритетов в области повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации.

Наиболее обстоятельно обозначенные вопросы рассматривались на заседании секции.

Во вступительном слове И.М. Ильинский – президент НСНВ и СНВ Москвы и Московской области, ректор МосГУ обратил внимание на существенное обострение ситуации в сфере негосударственного высшего образования, на процессы, характеризующие ухудшение положения этих вузов, на актуальность выработки на основе анализа происходящих процессов конструктивных предложений в адрес законодательных и исполнительных органов власти всех уровней по изменению положения дел.

В ходе работы секции обсуждалась совокупность актуальных проблем в сфере деятельности негосударственных вузов. Среди них:

 – проблемы и перспективы реформирования и развития высшего образования ( Плаксий С.И. – ректор Национального института бизнеса, Карпенко М.П. – ректор Современной гуманитарной академии);

 – возможности и особенности деятельности творческого негосударственного вуза в российской культурной среде (Сухолет И.Н. – ректор Института современного искусства);

– проблемы и особенности развития высшего образования в условиях глобализации в опыте зарубежных стран (Ивановский З.В. – проректор Московского гуманитарного института имени Е.Р. Дашковой);

– своеобразие и сложности комплексной оценки деятельности вузов (Карпиченко Н.П. – 1-й проректор Московского нового юридического института);

– актуальность системного развития вузов, входящих в СНВ Москвы и Московской области (Иванькович Г.И. – проректор Института сферы социальных отношений);

  опыт научной работы в негосударственном вузе с привлечением международных грантов (Никитин А.Т. – проректор Международного независимого эколого-политологического университета);

  проблемы развития креативного мышления студентов (Петрова В.Н. –профессор кафедры педагогики Университета Российской академии образования);

  стратегия и технологии развития креативного мышления студентов (Швырев А.В. – доцент, зав. научно-исследовательской лабораторией Московской академии экономики и права).

Особое внимание было уделено обсуждению вопросов совершенствования образовательного процесса в вузе.

Развитию системы управления качеством учебно-методической работы в Московском банковском институте были посвящены выступления Геронина Н.Р. – ректор этого института, Легонькова Н.М. – проректора и Андреева А.Б. – зав. научно-методическим кабинетом данного вуза.

Об опыте подготовки и реализации учебно-методических комплексов в Московского социально-гуманитарном институте говорили Карев П.Н. – проректор и  Борисова В.В.- начальник учебного управления МСГИ.

Вопросы организации, учета и контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период нашли свое отражение в выступлении Якушкина Н.И. – зав. кафедрой истории журналистики и литературы Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.

Проблемам корректировки государственных образовательных стандартов в высшем профессиональном образовании посвятил свое выступление проректор Университета Российской академии образования Шестаков Г.К.

В выступлениях зав. кафедрой режиссуры Гуманитарного института радиовещания и телевидения имени М.А. Литовчина Хвоиной О.Б. и старшего преподавателя того же института Ермишевой М.Н. рассматривались требования современного госстандарта и особенности их реализации в творческом вузе.

 Развития  новых технологий обучения особенности методики преподавания правовых дисциплин в современном вузе касалось выступление  доцента кафедры уголовно-правовых дисциплин Института сферы социальных отношений Елина В.М.

Об особенностях учебного проектирования в непрерывном образовании говорила доцент Московского института предпринимательства и права Шаталова Л.И.

Особое внимание стратегии и технологиям развития научно-исследовательской работы в современном негосударственном вузе уделил  доцент, заведующий отделом планирования и координации НИР Российской международной академии туризма Капустин В.С.

Предметом обсуждения на секции были и общие вопросы различных сторон образовательной деятельности в вузе.  Среди них:

современное телевидение как воспитатель иллюзий и проблемы воспитания студентов (Гамалея Г.Н. – профессор, проректор Института современного искусства);

 опыт международного сотрудничества Национального института бизнеса и Бременского университета Германии (Пеньковский Д.Д. – доцент, зав. отделом Национального института бизнеса);

 проблемы реализация развивающего обучения в современном вузе (Камалдинова Э.А. – профессор, исполнительный директор НСНВ и СНВ Москвы и Московской области);

 особенности управления образовательной системой как элемент развития рыночной экономики (Окулич – Казарин В.П. – профессор кафедры управления и менеджмента Института сферы социальных отношений).

На заседании секции выступило 20 человек, представляющих негосударственные вузы.

Одновременно 15 преподавателей негосударственных вузов, представляющие НСНВ и СНВ, выступили на заседаниях других секций конференции.

Секция № 3 «Экономика высшего образования»

Руководители секции:

Катульский Е.Д. проректор МосГУ по научной и издательской работе, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ

Ученый секретарь:

Меньшикова О.И.зам. зав. кафедрой экономических и финансовых дисциплин МосГУ, д.э.н., профессор

В работе секции приняли участие представители высших учебных заведений России, научно-исследовательских центров, профсоюза работников народного образования и науки РФ, преподаватели и аспиранты кафедры экономических и финансовых дисциплин, кафедры социальной политики и социальной работы МосГУ – всего 25 человек.

С докладом «Мониторинг экономики образования: информационно-аналитическое сопровождение разработки образовательной политики и управления системой образования» выступила Директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета – Высшей школы экономики,  кандидат экономических наук Ковалева Наталья Васильевна.

В докладе освещены результаты мониторинговых исследований и представлены оценки, характеризующие экономические параметры сферы образования.

С конкретизацией представленных результатов мониторинговых исследований применительно к отдельному образовательному учреждению выступил исполнительный директор Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой Сподах Г.Г., сделавший доклад на тему: «Результативность деятельности университета: измерение и оценка».

В развернувшейся дискуссии приняли участие: начальник отдела по вопросам профессионального образования Аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Полубятко Любовь Иосифовна; профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ, доктор экономических наук Зяблюк Римма Трофимовна; старший научный сотрудник Института макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ, кандидат экономических наук Арбузова Татьяна Иосифовна; декан факультета социальной работы и информационных систем МосГУ доктор экономических наук Щипанова Дарина Григорьевна.

В результате обсуждения  актуальных вопросов экономики высшего образования  участники заседания секции  пришли к единому мнению – современный уровень и качество образовательных услуг в России должны быть приведены в соответствие с потребностями в специалистах различного профиля и финансовыми возможностями всех субъектов  рыночных отношений, предъявляющих спрос на услуги образования

Секция № 4 «Психологические проблемы высшего образования»

Руководители секции:

Журавлев А.Л., директор Института психологии РАН, главный редактор «Психологического журнала» РАН, доктор психологических наук, профессор

Носкова О.Г., заведующая кафедрой психологии развития и акмеологии Московского гуманитарного университета, доктор психологических наук, профессор

Ученый секретарь:

Олейник Ю.Н., заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии, кандидат психологических наук, доцент

В работе секции приняло участие 17 человек, представляющих различные учебные и научные учреждения Москвы и Германии, в том числе Московский гуманитарный университет, Московский гуманитарный институт  им.Е.Д.Дашковой, Международный институт дифференциальной психологии (Дилленбург, Германия), Институт психологии РАН, Современный гуманитарный университет, Московский государственный университете им. М.В.Ломоносова, а так же практические психологи. В числе участников были 3 доктора наук и 12 кандидатов наук. На секции выступили с докладами и сообщениями 8 чел.

 Ю.А.Самоненко (МГУ), д.пед.н., профессор, в докладе «Цели и задачи личностно-ориентированного образования» рассмотрел особенности построения системы обучения исходя из модели структуры познавательного действия (цель - предмет деятельности – средство - субъект деятельности -продукт). По его мнению, именно такой подход позволяет формировать стратегию личностно-ориентированного обучения и освоения в ходе данного обучения не отдельных операций, а целостных психотехнологий. Им дана характеристика рефлексивной и афлексивной ориентации в освоении учебного материала.

Н.Л.Нагибина, (Институт дифференциальной психологии, Германия) д.п.н., профессор, рассмотрела возможности типологического подхода в оптимизации учебного процесса при подготовке психологов. Она дала краткую характеристику основных типологических особенностей личности - рациональный, иррациональный и гармоничный. По результатам эмпирического исследования проведенного автором, эффективным вариантом  дифференцированного подхода в обучении является совмещение стилей познавательной деятельности и учения преподавателя и студента.

Н.Г.Артемцева (Институт психологии РАН), к.п.н., доцент, показала возможности практической реализации знаний о типологических особенностях студента в конкретном учебном процессе. Было подчеркнуто, что успешность обучения зависит не от типа обучающегося, а от возможностей преподавателя учитывать эти особенности в ходе учебного взаимодействия со студентом. Были приведены конкретные примеры,  подготовки психологов иллюстрирующие доказываемые положения.

А.В.Воронина (МГИ им. Дашковой), к.п.н., доцент, заведующий кафедрой психологии управления в докладе «Формирование этических норм и нравственного потенциала предпринимателей как психолого-педагогическая задача высшего образования» рассмотрела сущность понятия «этический потенциал личности» и рассказала об основных результатах исследования по анализу формирования этого потенциала в процессе обучения в вузе.  Особый интерес участников секции вызвала программа самого исследования и ее методическое оснащение. Было высказано предложение провести подобное исследование на модели подготовки профессиональных психологов.

И.В.Богданов (СГУ), директор Института психологии обучения, к.п.н., профессор кафедры психологии Военного университета поделился опытом организации индивидуализированного обучения в условиях дистанционной  формы подготовки специалистов на основе использования возможностей информационно-спутниковых и мультимедийных технологий. Предложенная им модель выявления типов обучающихся на основе учета освоения ими специально фиксируемых таксонов обучаемости, позволила выстраивать индивидуальные образовательные траектории и оптимизировать процесс обучения средствами психологии.

Н.Д.Линде (МосГУ), к.п.н., доцент, остановился на перспективных возможностях использования курса «Психологическое консультирование» в университетской подготовке. Им было показано, что обучение консультированию как одной из ведущих форм практической деятельности психолога требует многовариантности в реализации, в том числе и через систему мастер-классов. На примере разработанного и проводимого автором мастер-класса были проанализированы перспективные возможности освоения студентами основ консультационной деятельности.

Е.В.Гурова (МосГУ), к.п.н., доцент, охарактеризовала роль и значение современных технологий университетского образования в подготовке психологов. Она продемонстрировала авторские мультимедийные учебно-методические комплексы по некоторым дисциплинам стандарта подготовки специалиста-психолога, поделилась опытом их создания, остановилась на проблемах их использования в реальном учебном процессе, обосновала их возможности как инструмента организации самостоятельной работы студентов.

О.Г.Носкова (МосГУ), д.п.н., профессор, дала развернутое описание результатов исследования ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников МосГУ, проведенного совместно с коллегами с факультета психологии МГУ.  Показано, что в ценностной сфере вчерашних школьников происходит снижение значения общественных ценностей по сравнению с индивидуализированными, выявлены особенности морального сознания и уровня его зрелости у студентов разных факультетов, получены данные, свидетельствующие о различной степени выраженности уровня интернальности/экстернальности в зависимости от осваиваемой специальности (например, у психологов отмечен минимально низкий уровень интернальности, по сравнению со студентами других специальностей). Исследование будет продолжено с акцентом на динамику исследуемых показателей с точки зрения их динамики в процессе обучения.

По материалам выступлений была организована дискуссия, которая показала, что потенциал психологии в совершенствовании учебного процесса в вузе достаточно высок. Но еще недостаточно используется в реальной практике.

В целом, можно констатировать, что во многих вузах накоплен достаточно интересный и конструктивный опыт совершенствования вузовского образования и построения учебного процесса на основе новых и современных технологий. Следует отметить так же заинтересованность участников в обсуждении выступлений и их активность в дискуссии. По материалам работы секции подготовлен сборник материалов, который передан в оргкомитет для публикации.

Секция № секции № 5  «Философия высшего образования

Руководители секции:

Воскобойников А.Э., заведующий кафедрой  социальной и политической философии, доктор философских наук, профессор

Ученый секретарь:

Седов И.Н., заместитель заведующего кафедрой социальной и политической философии, кандидат философских наук

В работе секции приняли участие 25 учёных, преподавателей, аспирантов российских вузов и научных центров. В их числе представители Института философии, Московского гуманитарного университета, Российского университета дружбы народов, Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственного университета управления, Международного независимого эколого-политологического университета, Лингвистического университета, Университета российской академии образования, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), Федерального центра Минздрава РФ.

Участники секции констатировали, что в последние годы в России происходят существенные трансформации системы высшего образования, а также содержания самого образования. Процесс развития высшей школы происходит крайне противоречиво и содержит как положительные, так и отрицательные тенденции. Формирование современной философии образования не может осуществляться вне учёта объективных тенденций и проблем развития высшего образования, а также потребностей современного общества.

Участники секции, заслушав доклады, представленные на секции, в ходе их обсуждения и дискуссии сформулировали ряд принципиальных положений, на основе которых должна строится как философия современного образования, так и деятельность в области образования.

1. В современных условиях высшая школа стала основным институтом образования. В связи с этим значение и функции высшей школы в российском обществе чрезвычайно возрастают. Современная высшая школа призвана готовить не только профессионала, но и гражданина.

Участники секции считают, что образовательная и молодёжная политика являются необходимым условием построения конкурентно способной и динамично развивающейся экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях.

2. В условиях рыночных отношений и конкуренции, в процессе государственного регулирования в сфере высшего образования, необходимо учитывать специфический характер деятельности образовательных учреждений.

Участники секции считают, что современная образовательная и молодёжная политика должна предусматривать комплекс законодательно закреплённых гарантий и мер  экономической, правовой, организационной, информационной, политической поддержки развития системы высшего образования государством и муниципальными органами власти.

3. В системе высшего образования  сложились два сектора высшего образования – государственного и негосударственного Появление негосударственного сектора образования обусловлено объективными тенденциями и потребностями современного российского общества. Вклад негосударственного сектора образования в развитие всей системы и содержание образования усиливается в качественном и количественном отношениях. Поэтому при проведении реформ, правовом и экономическом регулировании в сфере высшего образования недопустим раскол единого образовательного пространства.

В этой связи  участники секции считают, что государственное регулирование в сфере высшего образования должно основываться на принципах единства системы высшего образования, коллегиального и равноправного участия представителей всех сфер образования в выработке и принятии значимых решений в области образования.

4. Участники секции считают, что наиболее актуальной проблемой высшей школы является проблема качества образования. Актуальность данной проблемы  обусловлена:

а) вхождением России в Болонский процесс, который предусматривает реализацию международных стандартов высшего образования, повышенные требования к уровню и качеству образования, создание системы контроля качества образования и образовательной деятельности;

б) повышением требований к уровню знаний и профессиональной подготовки выпускника вуза на внутреннем рынке труда;

в) усилением конкуренции на  рынке образовательных услуг.

В связи с этим участники секции подчёркивают, что принципиальным и необходимым условием устойчивого развития образовательных учреждений и высшей школы в целом является качество образования и образовательной деятельности.

5. Участники секции подчеркивают, что основным критерием качества образования является его фундаментальность и универсальность.

Фундаментальное и универсальное образование предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры. Интеллектуальная культура состоит не только в усвоении полученной информации, но основана на понимании, без которого невозможно развитие навыков практической реализации знаний в профессиональной деятельности. Поэтому современная парадигма образования должна быть основана на триаде «Знание-Понимание-Умение».

6. Участники секции считают, что современная парадигма фундаментального и универсального высшего образования должна строится на следующих принципах:

-    единства образовательной  и научно-исследовательской деятельности;

-    единства образовательного процесса и воспитания;

-   реализации учебных курсов и дисциплин, содержание которых отвечает социально-экономическим потребностям общества;

-   широкого применения информационных технологий в учебном процессе.

7. Участники секции отметили, что необходимой базой фундаментального и универсального высшего образования является университетская наука.

Необходимыми условиями развития университетской науки являются:

- концентрация научно-исследовательской деятельности на наиболее актуальных и перспективных направлениях;

-  создание условий объединения и концентрации деятельности студентов, аспирантов, доцентов, профессоров на наиболее перспективных научных направлениях и актуальных проблемах;

-   привлечение ведущих специалистов в той или иной области науки;

- организация на базе образовательных учреждений исследовательских центров и системы подготовки научных сотрудников.

8. Участники секции отмечают, что результаты работы конференции теоретически и практически способствует решению ряда актуальных проблем современного образования, и считают необходимым рекомендовать организаторам II Международной конференции «Высшее образование для XXI века»:

1) при организации подобных конференции более широко привлекать представителей государственных органов, коммерческих организаций и средств массовой информации;

2) провести аналитическую и исследовательскую работу  материалов конференции и подготовить аналитические доклады по результатам работы конференции.

Секция № 6 Педагогика и образование

Руководители секции:

Ситаров В.А., заведующий кафедрой  педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор

Ученый секретарь:

Онищенко Э.В., заместитель декана факультета психологии, доктор педагогических наук

Заседание было посвящена обсуждению проблем внедрения инновационных образовательных технологий при организации учебного процесса в Вузе.

 В работе секции приняли участие 14 человек.

Белинская А.Б. - д.ф.н., проф. кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Белогурова В.А. – к.фарм.н., вед. науч.сотр. Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова,

Гайманова Е.В. – к.п.н., доцент кафедры лингвистических наук Российской академии адвокатуры,

Коджаспирова Г.М. – д.п.н., проф. кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Кузнецова В.Е. – к.п.н., доц. кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Мещерякова М.А. – к.мед.н., доцент, проректор по учебной работе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова,

Онищенко Э.В. - д.п.н., проф. кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Подвойский В.П. - д.п.н., проф. кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Романюк Л.В. - д.п.н., проф. кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Тарновска-Якубец У. – докторант кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Карасик А.Л. – аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Щеглова С.Н. – аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Гузик Л.Г. – аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы,

Василенко О.В. – аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы.

На заседании секции прозвучали выступления  Белинской А.Б., которая  осветила современные подходы к организации процесса подготовки специалистов социальной сферы, были выявлены существующие сегодня общие тенденции в обеспечении психологической готовности к профессиональной деятельности, дана характеристика структуры готовности социальных педагогов к профессиональной работе. В контексте  обсуждения участниками секции заявленной проблемы встал вопрос о необходимости повышения качества профессиональной подготовки специалистов в высшей школе.

Это стало основанием для обсуждения проблем реформирования учебного процесса в Вузе посредством:

организации непрерывного образования (на примере работы Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова) в докладе Белогуровой В.А.,

повышения профессиональной культуры преподавателей высшего профессионального образования - Онищенко Э.В.,

реализации проблем деструктивности  в процессе профессионального развития специалистов - Подвойский В.П.,

создания условий для формирования антропологического педагогического сознания - Коджаспирова Г.М.,

развития творческого потенциала студентов - Щеглова С.Н.  

Продолжение работы секции было связано с обсуждением проблем внедрения инновационных педагогических технологий, оптимизирующих учебный процесс в Вузе. Дискуссия, развернувшаяся среди участников, определила возможные варианты интенсификации учебного и воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов в контексте учета и использования  европейского опыта в работе отечественных вузов (Тарновска-Якубец У.- Польша), а также реализации основных положений Болонской декларации в процессе перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов в условиях МосГУ. Были представлены основные результаты внедрения опыта подготовки бакалавров и магистров педагогики в РГПУ им. А.И. Герцена (Онищенко Э.В., Романюк Л.В.), а также в РГСУ (Подвойский В.П.).

В заключении работы секции была обсуждена Резолюция по результатам проведения II международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» и определены дальнейшие возможные  пути взаимодействия кафедры педагогики и психологии высшей школы с другими Вузами страны в соответствии с перспективным планом ее работы.

Секция № 7  Высшее образование и мировая культура

Руководители секции:

Луков Вл.А., главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Ученый секретарь:

Захаров Н.В., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор философии(PhD)

В работе секции приняли участие 26 человек. Среди них 11докторов наук, 10 профессоров, 12 кандидатов наук, 6 доцентов, 1 Заслуженных деятелей науки РФ, 1 Лауреат Государственной премии РФ, 4 Академика и чл.-корреспондентов международных академий, 3 директоров и заместителей директоров научных институтов, 1 Председатель НМС Минобрнауки РФ.

На заседании секции были представлены : Научные институты РАН — 2: Институт этнологии и антропологии РАН, Институт археологии РАН

Другие научные институты — 4: Институт гуманитарных исследований МосГУ, Институт образовательных технологий Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Институт общественного образования; вне России: Институт гуманитарных наук Памирского филиала Академии наук Республики Таджикистан

Вузов — 10: Московский гуманитарный университет (9), Московский педагогический государственный университет (4), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1), Российский университет дружбы народов (1), Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета (1), Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (1), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (1),  Международный славянский институт (1), Невский институт языка и культуры (1), Северный международный университет, г. Магадан (1).

Научные журналы: «Этнографическое обозрение» (при Институте этнологии и антропологии РАН)

Докторантов 2

Аспирантов 1

Студентов 1

В работе секции приняли участие аспиранты МосГУ.

С докладами выступили:

Луков Владимир Андреевич, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Мировая литература в контексте культуры (историко-теоретический и тезаурусный подходы в вузовской подготовке культурологов).

Захаров Николай Владимирович, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор философии(PhD)

Ученый: «повивальная бабка», Прометей или жрец.

Новосадов Борис Константинович, кандидат физико-математических наук, ст. научный сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Концепция современного естествознания в высшем образовании в XXI веке.

Терехов Виктор Петрович, научный редактор журнала «Этнографическое обозрение» при Институте этнологии и антропологии РАН.

Конфессиональная составляющая в высшем образовании в XXI веке: быть или не быть?

Каландаров Тохир Сафарбекович, кандидат исторических наук, докторант Института этнологии и антропологии РАН, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук Памирского филиала Академии наук Республики Таджикистан.

Модель высшей школы для горных регионов мира (по представлениям исмаилитов).

Шендрик Анатолий Иванович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии Московского гуманитарного университета, член Ученого Совета Академии государственной службы при Президенте РФ.

Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины.

Костина Анна Владимировна, доктор философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой культурологии Московского гуманитарного университета.

Глобализация и ее социокультурные аспекты в курсе культурологии.

Кузнецова Татьяна Федоровна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой культурологии Московского педагогического государственного университета, академик МАНПО и Российской гуманитарной академии, председатель Научно-методического совета по культурологии Министерства образования и науки РФ.

Картина мира как философская и культурологическая проблема (к вопросу о концептуальных основах построения вузовского курса культурологии).

Хорина Галина Петровна, кандидат философских наук, профессор, декан факультета культурологии и туризма Московского гуманитарного университета.

Судьба социалистической идеи в России как проблема современного курса культурологии.

Луков Валерий Андреевич, доктор философских наук, профессор, заместитель ректора Московского гуманитарного университета, директор Института гуманитарных исследований МосГУ, академик МАН (IAS) и МАНПО.

 Луков Владимир Андреевич, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

К вопросу об изучении констант мировой культуры в вузе XXI века: концепт «Любовь».

Трыков Валерий Павлович, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета.

Курс «История журналистики» в структуре филологического образования.

Ощепков Алексей Романович, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Практикум по зарубежной литературе как тип учебного издания для вузов.

Тарасов Андрей Борисович, кандидат филологических наук,  начальник Управления по координации научных исследований Московского гуманитарного университета,  старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, лауреат Государственной премии РФ, член-корреспондент МАН (IAS).

Культурология праведничества: новый аспект в научном и вузовском изучении творчества Л. Н. Толстого.

Калинникова Наталия Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, проректор Московского педагогического государственного университета.

Непрерывное педагогическое образование как парадигма.

Луков Михаил Владимирович, аспирант кафедры культурологии Московского гуманитарного университета.

Обыденная культура и культура повседневности (к концепции вузовского курса культурологии).

Были также представлены доклады:

Медынцева Альбина Александровна, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института археологии РАН.

Принятие христианства и развитие этнического самосознания Древней Руси (Х–XI вв.) в курсе истории культуры.

Мамонтов А. С., доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики Московского гуманитарного университета, Литвинов А. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения иностранным языкам Международного славянского института.

Сопоставительное лингвострановедение в системе подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации: цели, проблемы, перспективы.

Бондарь Л. Д., кандидат исторических наук, декан факультета дополнительных образовательных программ Невского института языка и культуры.

Фонетический аспект курса древних языков в системе подготовки лингвиста: номенклатура латинского алфавита.

Пинковский Виталий Иванович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы Северного международного университета, г. Магадан.

Поэзия французского сюрреализма в вузе: проблема жанрового   барьера.

Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета.

Mutatis mutandis!

Сергеев Игорь Станиславович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института общественного образования.

Нелинейная модель формирования профессиональной компетентности учителя в вузе

Мальковская И. А., кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов.

Эпистемы обучающего процесса в фокусе целей и ценностей общественного развития.

Мошняга Павел, студент Института стран Азии и Африки Московского государственного университета.

В. В. Розанов о творчестве Ф. М. Достоевского: Новые принципы литературной критики.

Pogosian V. A., Zakharov N. V.

The Given World: restricred autonimous actors and «terms»: convergence project.

С материалами докладов были предварительно ознакомлены и прокомментировали их представители вузов Москвы и других городов России, в том числе: И. В. Вершинин (ректор Самарского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор), О. М. Буранок (проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор), С. П. Толкачев (проректор Литературного института, доктор филологических наук, профессор), В. Ф. Чертов (профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ, председатель НМС по литературе Министерства образования и науки РФ, доктор педагогических наук, профессор), Г. А. Вострова (доцент кафедры философии и литературы Российской академии театрального искусства, заведующая кафедрой теории и истории культуры Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, кандидат философских наук, доцент), К. Н. Савельев (доцент кафедры теории и истории мировой культуры и литературы Магнитогорского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент).

Доклад Н. Г. Калинниковой был вынесен на пленарное заседание конференции 21 октября 2005 г.

В перечисленных выше докладах и сообщениях участники секции выявили модели высшего образования в разных профилях подготовки специалистов, дав этим моделям теоретическое обоснование. Наиболее детально проанализированы вопросы, связанные с культурологической подготовкой студентов, разработаны существенные темы, представленные в ГОС ВПО, предложены новые пути ознакомления студентов с теорией и историей мировой культуры, охарактеризованы типы учебных пособий, представлены примеры привлечения к научной работе студентов и т. д.

По вопросам взаимодействия гуманитарных и естественно-научных знаний развернулась плодотворная дискуссия.

В ходе обсуждения докладов участники заседания исходили из признания основополагающей роли высшего образования в развитии российского общества, необходимости установления диалога с другими мировыми культурами в свете новейших глобальных изменений.

Материалы докладов секции были опубликованы в двух сборниках и в журнале «Знание. Понимание. Умение» (2005, № 3).

Участники секции высоко оценили уровень проведения II Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века».

Секция № 8 Социальное образование

Руководители секции:

Никитин В.А., заведующий кафедрой социальной политики и социальной работы, доктор философских наук, профессор

Ученый секретарь:

Колков В.В., профессор кафедры социальной политики и социальной работы

Проблемы совершенствования высшего социального образования в целом, образования в области социальной работы в частности вызвали большой интерес среди научно-педагогических работников МосГУ и различных вузов страны. В адрес руководства секции (проф. Никитин В.А., проф. Павленок П.Д., проф. кафедры Колкова В.В.) поступило около 60 заявок от преподавателей различных вузов на участие в ее работе. В томчисле из таких вузов, как Российский государственный социальный университет, Московский государственный университет сервиса, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Ульяновский государственный университет, Казанский государственный медицинский университет, Саратовский государственный технический университет,Орловский государственный институт искусства и культуры, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Псковский государственный педагогический университет, Владимирский государственный университет (Муромский филиал), Военно-технический университет, Бурятский государственный университет, Русско-американский христианский институт и др.

Заседание секции проходило в формате «круглого стола» по проблемам,которые были поставлены соруководителем секции - зав. кафедрой социальной политики и социальной работы МосГУ проф. Никитиным В.А., - об идентификации социального образования как относительно самостоятельной области высшего образования в стране, о содержании и направлениях модернизации современного образования в области социальной работы и т.п.

Первой выступила с сообщением об опыте работы факультета социальной работы и информационных системе МосГУ по разработке и

реализации вузовской образовательной программы «Стандарт плюс» по специальности «социальная работа» декан факультета д.э.н., проф. Щипанова Д.Г.

Идеи ее выступления получили развитие в выступлениях коллег с кафедры социальной политики и социальной работы МосГУ. Проф. Мошняга В.П. поставил вопросы о необходимости повышении статуса социальной политики как социально-политического и образовательного института в стране в органической связи с социальной работой. Проф. Худавердян В.Ц. говорил об усилении внимания научной и педагогической общественности вузов к проблемам межнациональных отношений и организации социальной работы в этносфере, с национальными меньшинствами.

Опираясь на опыт своего вуза, декан факультета социальной работы Казанского государственного медицинского университет к.э.н., доц. Максимова М.Н. подчеркнула важность усиления связи образования в области социальной работы с практикой, с запросами населения, являющегося объектом социальной работы. В этом контексте она рассказала о периодически проводимых в Татарстане конкурсах «Человек - золотое сердце».

Зав. кафедрой социальной работы Тюменского нефтегазового университета к.ф.н., доц. Скок Н.И. рассказала о плодотворном сотрудничестве университета с администрацией Тюменской области по подготовке дипломированных специалистов социальной работы по заказу органов социальной защиты населения, о развитии волонтерского движения и необходимости повышения внимания к подготовке специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями.

Директор Регионального центра повышения квалификации при Псковском государственном педагогическом университете к.ф.н., доц. Цветкова И.А. считает необходимым формировать новых социальных работников, способных вести эффективную практическую социальную работу с различными группами населения. В этой связи она    поделилась опытом повышения квалификации практических социальных работников Псковской области по проблемам семьи.

Зам. директора Института социологии и социальной работы Тамбовского государственного университета д.п.н., профессор кафедры Дьячек Т.П. рассказала об опыте сотрудничества с преподавателями и студентами Индианского университета США. В названном университете, рассказала она, применяется ряд образовательных технологий (дистанционный способ и модульный принцип обучения, кредитная система и т.п.), которые представляют интерес и для российских вузов. Но при этом, по ее мнению, российским вузам нужно глубже понять свои сильные стороны в подготовке специалистов социальной работы и использовать зарубежный опыт с учетом этих моментов.

Доц. Мехришвили Л.Л. (Тюменский государственный нефтегазовый университет) и доц. Джагарова Г.М. (Военно-технический университет) выступили также за то, чтобы использование опыта зарубежных вузов гибко и эффективно сочеталось с позитивными тенденциями и достижениями российских вузов по подготовке дипломированных специалистов социальной работы.

Профессор кафедры социальной политики и социальной работы МосГУ Колков В.В. обратил внимание участников секционного заседания на то, что в условиях непрерывных изменений в социальной сфере надо постоянно обновлять или разрабатывать стандарты и оценки рисков технологий в области социальной работы, повысить внимание к разработке гибкой системы конкретных образовательных технологий с учетом изменяющихся условий социальной работы в стране.

Участникам заседания было приятно выслушать выступление заместителя начальника главы Управы «Марьино» Калачевой А.Я. о ценности сотрудничества органов социальной защиты населения района с вузом.

Участники заседания положительно высказались о ходе международной конференции в целом и выразили пожелание подобного рода встречи в области социальной работы проводить и дальше.

Секция № 9 Воспитание и развитие личности студентов в современном вузе

Руководители секции:

Луков Вал. А., заместитель ректора, директор Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор

Белый Е. А., заместитель ректора Московского гуманитарного университета, кандидат исторических наук

Ученый секретарь:

Тарасов А. Б., начальник Управления координации научных исследований, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, кандидат филологических наук

 В работе секции приняли участие около 30 человек. Среди них: 2 директора, 4 проректора, 1 лауреат Государственной премии, 2 академика (РАО и МАН), 1 член-корреспондент (РАЕН), 5 докторов наук, 10 кандидатов наук, 1 аспирантка и 5 студентов. Были представлены 3 региона РФ (Москва, Челябинская область, Ставропольский край) и такие ведомства, как Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, МГУ им. М.В.Ломоносова, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области.

Участники заседания обсуждали опыт, накопленный как в государственных, так и в негосударственных организациях. Основными темами выступлений были следующие:

объекты, субъекты и институты воспитания,

концептуальные подходы к планированию воспитательной работы и их реализация;

государственная политика в области воспитания;

научное определение духовности, способы развития духовной жизни;

формы воспитательной работы и степень их эффективности.

На повестку заседания секции были вынесены 13 докладов. Однако по решению участников мероприятия работа секции проводилась в формате «круглого стола». Слово было предоставлено не только запланированным программой докладчикам, но и практически всем присутствующим на заседании, в том числе студентам Московского гуманитарного университета.