Абитуриенту Контакты Сведения об образовательной организации Мобильная версия
Научные проекты
Мониторинговое исследование «Российский вуз глазами студентов» было начато в 2000 г. и ставило своей целью выявить важные характеристики нового типа образовательных учреждений — негосударственных вузов, которые к тому времени имели менее чем десятилетнюю историю действия в правовом поле и в закрепленном законом статусе. Важно было установить, каковы проблемы этой новой подсистемы высшего образования, чего ей удается добиться, где ее нереализованные ресурсы и в чем состоят перспективы ее развития. Такое исследование должно было поставить негосударственные вузы в контекст российской высшей школы как таковой, и для  этого был избран принцип сопоставления двух групп вузов — государственных и негосударственных. Этот принцип применен на всех этапах мониторинга, причем сопоставлялись лучшие вузы той и другой группы. Исследовательские возможности поначалу позволили более или менее успешно проводить такое исследование в границах Москвы. Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области содействовал последовательному осуществлению целей исследования в ситуации, когда не всегда руководство вузов было готово открыть свои двери для независимого опроса студентов.

На нынешнем, пятом этапе исследования мониторинговая модель устоялась, и мы имеем данные, позволяющие характеризовать московскую ситуацию в ее динамике. Возникла база для расширения масштабов исследования, его выхода за пределы МКАД. Но, конечно, этап 2005 г. лишь намечает новые контуры мониторинга, и предстоит пробы перевести в режим более представительного исследования. Во всяком случае, в этом направлении разрабатывается программа шестого этапа мониторинга.

Не следует ожидать от мониторингового исследования «Российский вуз глазами студентов» полной картины состояния и проблем негосударственной подсистемы высшего образования. Оно ограничено тем, что первичная социологическая информация собирается от студентов, а круг их компетенции в вопросах управления вузом, содержания образовательных программ, качества образовательного процесса и т. д. ограничен. Опрос студентов не может заменить работу со статистикой, данными государственной аттестации и аккредитации вузов, анализ документов и т. п. Тем не менее это важный путь осмысления реальностей современного вуза, где студент — не периферийная, а — наряду с профессором, преподавателем — центральная фигура. Опросы студентов — и такие, как в рамках данного мониторинга, и преследующие утилитарные цели совершенствования внутривузовской работы (наподобие опросов о качестве преподавания тех или иных дисциплин, организации воспитательной работы, питания, условиях проживания в общежитии и т. д.) — позволяют лучше понять реальный процесс развития вузовской системы в России, в том числе и подсистемы негосударственного высшего образования.

Пятый этап настоящего социологического исследования проводился Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета при поддержке Национального союза негосударственных вузов и Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области временным творческим коллективом в составе:

Научный руководитель проекта: И. М. Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета, Президент Национального союза негосударственных вузов, Президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктор философских наук, профессор.

Руководитель исследования: Вал. А. Луков, директор Института гуманитарных исследований — заместитель ректора МосГУ по научно-иссле­довательской работе, доктор философских наук, профессор.

Рабочая группа: Васильева Н. В., заместитель заведующего кафедрой социологии МосГУ, кандидат социологических наук; Гневашева В. А., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, кандидат экономических наук; Захаров Н. В., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор философии; Камалдинова Э. Ш., исполнительный директор НСНВ, СНВ Москвы и Московской области, профессор кафедры социологии МосГУ, доктор философских наук, профессор; Канарш Г. Ю., младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ; Ковалева А. И., заведующая кафедрой социологии МосГУ, доктор социологических наук, профессор; Луков Вл. А., гл. научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор филологических наук, профессор; Намлинская О. О.,младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ; Ситников А. А., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, кандидат социологических наук.

Консультанты по инструментарию исследования: Катульский Е. Д., проректор Московского гуманитарного университета по научной и издательской работе, доктор экономических наук, профессор; Плаксий С. И., ректор Национального института бизнеса, Вице-президент Национального союза негосударственных вузов, Вице-президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктор философских наук, профессор.

На этапе сбора материала в исследовании участвовали: Агранат Д. Л., заместитель заведующего кафедрой социологии МосГУ, кандидат социологических наук; Болотин И. С., заведующий кафедрой социологии и управления персоналом МАТИ  — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, доктор социологических наук, профессор; Горбенко Т. В., заместитель декана социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, кандидат социологических наук; Даргын-оол Ч. К., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, кандидат философских наук; Кузнецов В. И., научный сотрудник Национального института бизнеса, кандидат философских наук; Полуэхтова И. А., доцент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат социологических наук, доцент; Тихонова Е. В., профессор Государственного университета управления, доктор социологических наук, профессор.