Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Праведничество

Обсудить тему проекта на форуме

Содержание проекта

Художественная реализация тех или иных концепций праведничества — это всегда сфера культурологии, место наиболее тесного взаимодействия социокультурного контекста, авторского сознания и собственно художественного текста, разделение которых умножает возможности неадекватных толкований. Исследование феномена праведничества через литературную рецепцию позволяет определить доминирующее светское представление о праведничестве. Творчеством А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя положено начало художественного осмысления феномена праведничества. Русская литература второй половины XIX в. профессионально занялась исследованием представлений о высшей правде. Применительно к этому периоду русской литературы и, шире, культуры можно говорить о наличии категории праведничества.

Основное внимание будет уделено жизни и творчеству Л.Н.Толстого. Такое решение обусловлено фактором наибольшего влияния на социокультурную ситуацию в России рубежа XIX—ХХ вв. Сам писатель воспринимался некоторыми современниками как духовный вождь, старец, носитель высшей правды. Его имение Ясная Поляна функционировало по существу как святое место, куда совершались многочисленные паломничества. Анализу подвергнутся различные формы борьбы Толстого с православным миропониманием, формы утверждения собственного идеала и результаты этой деятельности. Важно выявить соотношение христианских и нехристианских образов, сюжетов и мотивов в творчестве писателя. Существенным разделом исследования является изучение творчества Ф.М.Достоевского, его влияния на светскую культуру в отстаивании православного понимания праведничества, церковного взгляда на мир. Художественные произведения А.П.Чехова важны для изучения сугубо «светского» варианта понимания феномена праведничества. Творчество И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Н.А.Некрасова исследуется в рамках сравнительного анализа с литературными текстами указанных выше авторов.

Вторая часть исследования посвящена современной картине мира, представленной через анализ текстов, «выложенных» в сети Internet. Будут задействованы поисковые системы Yandex, Google, MSN, Yahoo, Rambler, Апорт, сайты Русской Православной Церкви, другие сайты, посвященные религиозной тематике. Особое внимание будет уделено научным публикациям в сети Internet по обсуждаемой теме. Анализу подвергнется и такие специфические формы осмысления феномена праведничества как анекдоты о праведниках, дискуссии о праведничестве на форумах. В рамках исследования предполагается изучить содержание более 100 000 сайтов.

В исследовании применяются историко-типологический, структурно-функциональный, системный, феноменологический, герменевтический, семиотический, аксиологический методы. По итогам исследования планируется опубликовать ряд статей, подготовить рукопись монографии, выступить с докладами на международных научных конференциях, разместить краткую информацию в сети Internet. Результаты исследования можно использовать в учебном процессе школ и вузов, в работе по набору и обучению персонала в государственных учреждениях и частных компаниях, в деятельности политических партий и движений.

Результаты проекта

Результаты аналитического обзора около 20000 сайтов, проведенного в рамках работы по гранту в 2005 г., отражены в научных публикациях, на сайте Московского гуманитарного университета, в материалах Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». В методологическом плане важнейшим результатом стало использование тезаурусного подхода применительно к изучению феномена праведничества, его понимания, отраженного в русской литературе XIX века и сети Internet XXI века. Актуальное значение указанного подхода определяется возможностью быть объективным, выражая субъективное. Центральное понятие тезурологии — тезаурус — представляет собой «структурированное представление и общий образ той части мировой культуры, которую может освоить субъект» (Вал. А. Луков и Вл. А. Луков). Руководители научной школы тезаурусного анализа мировой культуры Вал. А. Луков и Вл. А. Луков обозначили ряд существенных признаков тезауруса, среди которых необходимо для работы по гранту наиболее существенны следующие: − восприятие мировой культуры сквозь призму ценностного подхода; выделенные приоритеты составляют определенную подсистему — ядро тезауруса; − творческое пересоздание, переосмысление, вводящее герменевтический аспект в характеристику тезауруса; − ориентирующий характер тезауруса; − действенность тезауруса, который влияет на поведение, другие проявления субъекта; воспитывающий (социализирующий) характер. Знание, понимание тезаурусного подхода и умение применить его на практике, особенно при исследовании взаимодействия светской и религиозной культуры, представляется одним из самых серьезных достижений современной гуманитарной науки. Ставя перед собой задачу изучения процесса моделирования мира праведничества через литературную рецепцию, стремясь определить своеобразие светского представления о праведничестве, необходимо, на наш взгляд, опираться на десятилетнюю традицию использования тезаурусного подхода. В ходе выполнения работы по гранту впервые предпринимается попытка научного описания и определения феномена праведничества, представляется анализ результатов отражения феномена праведничества в художественной литературе XIX века через изучение творчества Л. Н. Толстого и сопоставление полученных данных с материалами о праведничестве и праведниках, размещенных в сети Интернет. В опубликованных по гранту статьях дается культурологический комментарий к художественному наследию Л. Н. Толстого. В целях объективного, научного освещения обозначенной в исследовании тематики и проблематики светский и духовный взгляд на феномен праведничества не противопоставляются, а сопоставляются и используются одновременно. На основе работы, проведенной по гранту и отраженной в публикациях, можно сделать первые определенные выводы. Во-первых, праведничество − феномен, являющий собой веру в идеал, в высшую правду, реальность воплощение идеала, постоянно реализуемую на практике в повседневной жизни. Во-вторых, праведничество представляет собой социокультурный феномен. Суть этого явления, как, впрочем, и старчества, и монашества, заключается в гармоничном сочетании уединения, сосредоточенности на деле личного спасения с открытостью миру, значительному влиянию на отдельных людей и на социальные общности. В-третьих, праведничество в онтологическом плане является нерефлекторным переживанием себя в истине при отсутствии отождествления себя с истиной. В-четвертых, в сознании современного массового читателя доминирует образ Толстого-бунтаря, сектанта и даже богоотступника, активно расшатывающего церковные и государственные устои. В узких «интеллигентских» кругах все более популярной становится идея Толстого как религиозного учителя всего человечества, идея «духовного экуменизма» писателя, стремящегося к объединению всех религий. Однако при исследовании праведничества как социокультурного феномена через художественный текст Толстого, мы убеждаемся в том, что существенным в художественном мире писателя следует признавать православное понимание правды и праведничества.
Научные работы по гранту 2005 г.:
Культурология праведничества: новый аспект в научном и вузовском изучении творчества Л.Н.Толстого // Высшее образование для XXI века. II Международная научная конференция. Высшее образование и мировая культура: Материалы докладов секции. — М., 2005.

Моделирование мира праведничества: тезаурусная парадигма Л.Н.Толстого // Тезаурусный анализ мировой культуры. — Вып. 1. — М., 2005.

Моделирование мира «нового» праведничества: тезаурусы А. Платонова и М. Цветаевой // Тезаурусный анализ мировой культуры. — Вып. 2. — М., 2005.

Праведничество в художественном мире Л. Н. Толстого // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4.

Воспитание через моделирование мира праведничества: от сети Internet к русской культуре // Высшее образование для XXI века. − М., 2006. − С. 322−333.

 

Посетите наш форум