Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Положение о научно-исследовательской работе студентов МосГУ
Положение о Научно-исследовательской работе студентов МосГУ утверждено приказом ректора Университета №94 от 21.02.2011 г.

Положение о Научно-исследовательской работе студентов составлено в соответствии с Уставом Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет» и требованиями Системы менеджмента качества Университета.


1. Общие положения

1.1 Научно-исследовательская работа студентов (далее – НИРС) является неотъемлемой частью подготовки специалистов в Московском гуманитарном университете и входит в число приоритетных задач МосГУ, решаемых на базе единства учебного и научно-исследовательского процессов.

1.2 НИРС предполагает осуществление научно-исследовательской, научно-организационной, научно-проектной, координационной, внедренческой и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Университета, Миссией и политикой Университета, приказами и распоряжениями ректора Университета, а также Положением о Студенческом научном обществе МосГУ и настоящим Положением. Общая организация НИРС основывается на базовых документах и основных документированных процедурах Системы менеджмента качества Университета.

1.3 НИРС выстраивается на принципах открытого характера деятельности, духа взаимного уважения и культуры научного общения студентов, преподавателей и сотрудников Университета.

1.4 НИРС осуществляется в соответствии с современными требованиями совершенствования образовательного процесса, развития фундаментальных и прикладных наук, базируется на многолетнем отечественном и зарубежном опыте в данной сфере научной деятельности.

1.5 Общая координация НИРС возложена на Управление научной работы.


2. Цель и задачи НИРС

2.1 Основной целью организации и развития системы НИРС является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, выявление наиболее талантливых студентов, склонных к научной деятельности, для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научно-педагогических кадров Университета, сохранение и восполнение на этой основе интеллектуального потенциала МосГУ, дальнейшее развитие интеграции науки и образования.

2.2 Задачи организации и развития системы НИРС:

2.2.1 Воспитание творческого отношения студентов к своей специальности через исследовательскую деятельность, содействие развитию личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.

2.2.2 Создание условий для формирования будущего специалиста и ученого, включая воспитание высоких моральных качеств.

2.2.3 Развитие интереса у студентов Университета к исследованиям как основе для создания новых знаний.

2.2.4 Развитие студенческих научных коммуникаций в Университете.

2.2.5 Диагностика и развитие научного потенциала студентов МосГУ.

2.2.6 Выявление, обучение и поддержка способных и талантливых студентов МосГУ, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.

2.2.7 Формирование мотивации у студентов к более углубленному и творческому освоению учебного материала через участие в исследовательской работе.

2.2.8 Распространение среди студентов Университета различных форм научного творчества в соответствии с принципами единства науки и практики.

2.2.9 Обучение студентов методике самостоятельного решения научных проблем, навыкам научного познания и работы в исследовательских коллективах, ознакомление с методами организации их деятельности.

2.2.10 Содействие эффективному профессиональному отбору наиболее способных студентов для различных форм послевузовского образования.

2.2.11 Поддержка и содействие развитию научных школ МосГУ через внедрение в практику научной и педагогической деятельности результатов научного творчества студентов.

2.2.12 Содействие повышению имиджа Университета.


3. Организация НИРС

3.1 Основным принципом организации НИРС в Университете является ее комплексность, предполагающая интеграцию учебного и научно-исследовательского процессов, а также синтез теоретического и практического обучения в области НИРС с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, апробированные технологии и т. д.

3.2 Система НИРС должна обеспечивать возможность непрерывного участия студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения с учетом профессиональной подготовки.

3.3 Организацию НИРС Университета обеспечивают проректор по научной и издательской работе, начальник Управления научной работы, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители научных подразделений, Студенческое научное общество МосГУ.

3.4 Основным субъектом организации НИРС является конкретная кафедра или научное подразделение Университета.

3.5 Каждая кафедра (научное подразделение) Университета обязана обеспечить возможность последовательного (от курса к курсу) развития конкретного студента в рамках соответствующего научного направления (научной школы) с целью восполнения и наращивания научного потенциала Университета.

3.6 Организация НИРС в Университете выстраивается последовательно в соответствии с логикой учебного процесса, с постепенным (от курса к курсу) усложнением выполняемых научных работ.

3.6.1 На 1-м и 2-м курсах основным содержанием НИРС должно быть:
• выявление студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
• ознакомление с основными научными направлениями и школами Университета, их принципами, традициями, достижениями и т. д.;
• ознакомление студентов с возможностями их реализации в научно-исследовательской, научно-организационной, координационной, научно-проектной, внедренческой и иной деятельности Университета (с деятельностью Студенческого научного общества, научных кружков, дискуссионных клубов, Русского интеллектуального клуба, возможностью участия в студенческих научных конкурсах и т. д.);
• формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы;
• обучение основам самостоятельной работы;
• обучение правилам оформления справочного научного материала и конспектированию научной литературы;
• развитие аналитических способностей и нестандартного мышления (реферативная работа, научные исследования в рамках лабораторных работ и т. д.);
• представление научных результатов в виде выполненной реферативной, лабораторной (курсовой) работы в рамках учебного процесса либо в форме научного доклада на конференции, «круглом столе», заседании научного кружка и т. д.

3.6.2 На 3-м курсе с учетом усложняющихся задач и форм научно-исследовательской работы, увеличения ее объема НИРС приобретает все более ярко выраженный творческий характер. В ходе выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, основным содержанием НИРС должно быть: • формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов;
• участие во внутривузовских конференциях, конкурсах научных работ;
• поиск и выбор темы исследования по соответствующим научным направлениям (научным школам);
• представление научных результатов в виде выполненной курсовой работы в рамках учебного процесса либо в форме научного доклада на конференции, «круглом столе», заседании научного кружка и т. д.

3.6.3 На 4-м, 5-м (6-м) курсах в ходе выполнения самостоятельных исследований и заданий творческого характера основным содержанием НИРС должно быть:
• дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков;
• развитие творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовывать решения;
• использование студентом полученных знаний на практике в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию;
• участие студента в научных конференциях, конкурсах всех уровней, научных исследованиях под руководством профессорско-преподавательского состава и сотрудников научных подразделений Университета;
• выбор темы дипломной работы (в рамках научного направления, научной школы конкретной кафедры или научного центра), которая впоследствии может стать основой при выборе темы диссертационного исследования в аспирантуре Университета;
• представление научных результатов в виде выполненной лабораторной (курсовой или дипломной) работы в рамках учебного процесса либо в форме научного доклада на конференции, «круглом столе», заседании научного кружка и т. д.


4. Основные виды и формы организации НИРС

4.1 НИРС Университета подразделяется на следующие виды:
• НИРС, встроенная в учебный процесс;
• НИРС, дополняющая учебный процесс.

4.2 НИРС, встроенная в учебный процесс, выполняется в соответствии с учебными планами и программами, обеспечивается методическими пособиями и предусматривает учебно-исследовательскую работу в рамках программы высшего профессионального образования по учебному плану конкретной специальности.

4.2.1 Основными наиболее действенными организационными формами НИРС, встроенной в учебный процесс, являются:
• научный реферат, лабораторная, курсовая или дипломная работа;
• индивидуальные научно-исследовательские работы студентов;
• научно-исследовательская работа в ходе прохождения учебной или производственной практики.

4.3 НИРС, дополняющая учебный процесс, предусматривает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы высшего профессионального образования и способствует наиболее полному освоению методов и специфики научно-исследовательской работы.

4.3.1 Основными наиболее действенными организационными формами НИРС, дополняющей учебный процесс, являются:
• Студенческое научное общество;
• студенческие научные кружки, клубы, группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
• студенческие научно-методологические семинары, факультативы, специальные курсы, «открытые кафедры», научно-исследовательские и научно-организационные программы, занятия с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
• студенческие научные конференции, секции, «круглые столы», дебаты;
• студенческие конкурсы научных работ, олимпиады, интеллектуальные игры и викторины;
• студенческие научные публикации;
• индивидуальные научно-исследовательские работы студентов;
• научные проекты, финансируемые из внутренних (средства Университета) и внешних (договорные работы, гранты и т. д.) источников.


5. Технологии организации НИРС

5.1 Технологии организации НИРС, встроенной в учебный процесс:

5.1.1 Научный реферат, лабораторная, курсовая или дипломная работа представляют собой законченный проект на заданную тему с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера, выполненный студентом под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедры или научных сотрудников научного подразделения в рамках программы высшего профессионального образования по учебному плану конкретной специальности.

5.1.2 Индивидуальные научно-исследовательские работы студентов представляют собой участие студентов в разработке определенной проблемы в рамках получаемой специальности высшего профессионального образования под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедры или научных сотрудников научного подразделения.

5.1.3 Научно-исследовательская работа в ходе прохождения учебной или производственной практики представляет собой конкретные задания научно-исследовательского характера, выполняемые студентами в рамках получаемой специальности высшего профессионального образования под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедры или научных сотрудников научного подразделения.

5.2 Технологии организации НИРС, дополняющей учебный процесс:

5.2.1 Студенческое научное общество является научным объединением студентов МосГУ, активно участвующих в научно-организационной и исследовательской работе, а также молодых исследователей из числа аспирантов. Деятельность Студенческого научного общества регулируется соответствующим Положением.

5.2.2 Студенческий научный кружок, клуб, группа по проблемам, лаборатория и иные творческие объединения – основные структурные единицы организации НИРС на кафедре (в научном подразделении), деятельность которых предусматривает проведение исследований по проблемной теме и носит регулярный характер. Привлечение студентов в эти объединения проводится сотрудниками Университета из числа профессорско-преподавательского состава кафедры или научных сотрудников научного подразделения на лекциях, практических занятиях, при индивидуальных беседах. План работы подобного объединения (с указанием тематики, времени и места проведения) и пофамильный список участников (включая сведения о научном руководителе) подаются в Управление научной работы МосГУ в начале учебного года. Информация об очередном заседании объединения (включая тематику заседания, время и место проведения) подается в Управление научной работы Университета не позднее, чем за неделю до его проведения.

5.2.3 Студенческие научно-методологические семинары, факультативы, специальные курсы, «открытые кафедры», научно-исследовательские и научно-организационные программы, занятия с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности, представляют собой основные научно-организационные мероприятия кафедры (научного подразделения) или Студенческого научного общества, деятельность которых носит обучающий характер.

5.2.4 Студенческие научные конференции, секции, «круглые столы», дебаты являются основными научно-организационными мероприятиями кафедры (научного подразделения) или Студенческого научного общества, в рамках которых проходит представление итогов исследовательских работ студентов. Главное студенческое научно-организационное мероприятие Университета – Конференция «Образование и образованный человек в XXI веке», которую проводит Управление научной работы совместно со Студенческим научным обществом. Конференция ежегодно завершает «Неделю студенческой науки МосГУ».

5.2.5 Студенческие конкурсы научных работ, олимпиады, интеллектуальные игры и викторины являются основными научно-организационными мероприятиями кафедры (научного подразделения) или Студенческого научного общества, носящими состязательный характер. Главное студенческое научно-организационное мероприятие Университета, носящее состязательный характер – Конкурс на лучшую научную работу студентов МосГУ, организуемый Управлением научной работы МосГУ и проводимый ежегодно в течение календарного года. Конкурс на лучшую научную работу студентов МосГУ регулируется соответствующим Положением, ежегодно утверждаемым приказом ректора МосГУ. Кафедра (научное подразделение) обязана(-о) ежегодно обеспечивать подготовку и участие студентов, принимающих участие в НИР кафедры в рамках научного направления или школы, в Конкурсе на лучшую научную работу студентов МосГУ по соответствующим отраслям науки (разделам Конкурса).

5.2.6 Студенческие научные публикации – одна из форм представления научных результатов НИРС в рамках научного направления или школы кафедры (научного подразделения). Студенческие научные публикации могут быть также представлены кафедрой (научным подразделением) в Управление научной работы для их последующего размещения на научных Интернет-ресурсах.

5.2.7 Индивидуальные научно-исследовательские работы студентов представляют собой участие студентов в разработке определенной проблемы, не связанной с получаемой специальностью высшего профессионального образования, под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава.

5.2.8 Научные проекты, финансируемые из внутренних (средства Университета) и внешних (договорные работы, гранты и т. д.) источников, представляют собой один из возможных инструментов НИРС, в рамках которого студенты могут получить определенные навыки НИР на конкретных примерах, а также рационально использовать свои творческие способности при решении научно-исследовательских задач на практике.


6. Финансовое и материально-техническое обеспечение НИРС

6.1 Выделение и расходование финансовых средств на проведение НИРС осуществляется в соответствии с конкретными условиями ее организации, Уставом МосГУ, и на основании соответствующих приказов ректора Университета.

6.2 Студентам, участвующим в научно-исследовательской работе, может быть предоставлена возможность использования компьютерного и лабораторного оборудования кафедр и научных подразделений Университета.


7. Стимулирование развития НИРС

7.1 Основными формами стимулирования НИРС являются:

7.1.1 Учет результатов НИРС при оценке знаний (зачеты, экзамены) на различных этапах обучения.

7.1.2 Публикация научных работ студентов.

7.1.3 Выдвижение на конкурсной основе студентов, внесших наибольший вклад в развитие НИРС Университета, на соискание именных и иных стипендий Университета.

7.1.4 Представление лучших студенческих научных работ на конкурсы и конференции различных уровней.

7.1.5 Рекомендация для обучения или стажировки за рубежом.

7.1.6 Рекомендация для обучения в аспирантуре.

7.1.7 Моральное и материальное поощрение студентов с объявлением благодарности, награждением грамотами, дипломами, ценными подарками за высокие результаты в НИРС.

7.1.8 Соответствующие меры материального и морального поощрения преподавателей и научных сотрудников Университета.




«РАЗРАБОТАНО»


Начальник Управления научной работы МосГУ        

              В. В. Воробьев


31.01.2011 г.

Заведующая отделом научных проектов
Управления научной работы МосГУ

Ю. А. Крылова


31.01.2011 г.



«СОГЛАСОВАНО»


Проректор МосГУ по научной и издательской работе       

        Вал. А. Луков


31.01.2011 г.