Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Студенческий альманах «Кто мы?» (выпуск 2)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет международных отношений
Управление научной работы
Кафедра истории

Общероссийский молодежный журнал «Наша Молодежь»


СТУДЕНЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
«Кто мы
? Взгляд сквозь призму глобализации»
(выпуск 2)

 

Составитель и шеф-редактор:

ВАСИЛЬЕВ Юрий Альбертович
- профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор











Ответственные секретари:

     

Лана ТАРАДАЙ
- студентка 2 курса факультета
международных отношений МосГУ,
группа Рег-201


Алина ЧЕРНЫШЕНКО
- студентка 1 курса факультета
международных отношений МосГУ,
группа Рег-101



Предлагаемый электронный студенческий альманах «Кто мы? Взгляд сквозь призму глобализации. Выпуск 2» является продолжением издания 2010 г., опубликованного на сайте МосГУ («Кто мы? РЕГ- 2: взгляд сквозь призму глобализации», объем текста 3,5 п.л. и фотогалерея: URL: http://mosgu.ru/nauchnaya/ss/text/mo1/. 7.01.2010 г.).

Студенческий альманах 2010 г. явился основанием для подготовки студенческих дебатов, которые состоялись 22 марта 2010 г. Дебаты стали одним из основных мероприятий Недели студенческой науки в МосГУ. Материалы дебатов отражены в журнале «Наша молодежь» (2010. № 9 и № 10) и в «Вестнике РФО» (2010. №1).

Материалы второго выпуска альманаха, как и предыдущего, являются завершением программы учебного курса «Основы глобализации: теория и практика» для студентов дневного отделения факультета международных отношений (специальность «регионоведение», 1-й и 2-й курсы 2010/2011 учебного года) в Московском гуманитарном университете. Для студентов важно в процессе учебно-исследовательской (УИРС) и исследовательской (ИРС) работы развитие аналитического мышления и умения творчески применять полученные знания в исследовательской работе, экспертных оценках и практической деятельности. Попытка соединения учебного процесса с исследовательской работой студентов представлена в виде подготовленных студентами творческих работ в форме эссе, направленных на самоидентификацию личности молодого человека в современном мире, позиционирование его в условиях глобализирующегося мира.

Содержание альманаха построено по алфавитному принципу. Не только текст, но и фотографии отражают авторский образ.

Форма студенческих дебатов, которые успешно прошли в прошлом учебном году, уже трансформировалась в дискуссионный клуб «Кто мы?», очередное заседание которого проводится 23 марта 2011 г. совместно с общероссийским молодежным журналом «Наша молодежь», признанным лучшим молодежным журналом 2010 года в России.

Заседание дискуссионного клуба является одним из основных мероприятий Недели студенческой науки в Московском гуманитарном университете.

Основные понятия и определения:

Глобалистика - междисциплинарная область научного знания и научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых ею глобальных проблем и поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов. В более широком смысле термин употребляется для обозначения совокупности научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований, а также практическую деятельность по их реализации в экономической, социальной и политической сферах, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе.

Глобальная цивилизация - словосочетание, связывающее представления о цивилизации как явлении, имеющем глобальный, планетарный характер, т.е. охватывающем весь глобус - земной шар.

Глобальный - охватывающий весь глобус, т.е. распространяющий свое влияние (воздействие) на всю планету Земля; мыслимый синтетически (нерасчлененно) относительно всей планеты в целом.

Глобализация - процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни; совокупность практических действий (правительственных решений, политических акций, общественных движений и т.п.), ориентированных на анализ и разрешение противоречий общечеловеческого характера.

Глобализм - явление, характеризующее целостность мира, а также мировоззренческая установка, тип сознания, способ видения окружающего мира, когда глобальная компонента оказывается доминирующей.

Глобальность - состояние, свойство, качество, отличительная черта, присущие тому или иному процессу, явлению, событию и показывающие его планетарную значимость.

Глобальные проблемы - трудности, опасности, угрозы, вызовы, проявляющиеся в каждом регионе планеты и имеющие принципиальное значение для различных форм жизни на Земле.

Глокализация - синтетический термин, образованный путем совмещения слов «глобализация» и «локализация». Использование данного понятия позволяет отразить сложный процесс переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей развития культуры тех или иных народов, когда глобальное и локальное не исключают, а взаимодополняют друг друга.

Многоаспектная глобализация - стадия процесса становления универсальных связей, когда они начинают охватывать, помимо проблем взаимодействия природы и общества, также практически все основные аспекты общественной жизни, от экономики до духовной сферы, включая культуру, образование, язык, идеологию, мировоззренческие, ценностные установки и др., которые в совокупности с основными атрибутами глобальной цивилизации (масс-медиа, Интернетом, мировыми экономическими, политическими, финансовыми связями и т.п.) наиболее ярко выражают суть современной глобализации.

Фундаментальная глобализация - стадия процесса становления универсальных связей, когда мир в важнейших параметрах (географическом, экономическом, политическом) окончательно оформляется в качестве единого целого, т.е. становится сформировавшейся системой, а человечество в полном смысле этого слова глобальным.


Азарова Анна, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я – патриотка. Патриот – тот, кто любит свою Родину, готов служить ей и защищать её. К таким людям я отношу и себя. Я люблю свою Родину –Россию, люблю саму страну и людей, которые в ней живут.

Сейчас наступило время, когда молодые люди стремятся уехать за границу в поисках «лучшей жизни». Они говорят: «Россия - отсталая страна», «В России нечего делать», «За границей жить лучше, чем в России». Они считают, что у нашей страны нет никаких перспектив в развитии, что скоро страна развалится. Такая опасность существует. Но не из-за самого факта, что «это - Россия», а потому, что менять Россию к лучшему будет просто некому: ведь молодежь, наш двигатель прогресса, хочет поскорее уехать в более развитые страны, а старшее поколение уже просто не успеет ничего изменить.

Конечно, у меня тоже бывают моменты, когда я говорю, что хочу уехать из России, жить, к примеру, в Японии или Южной Корее, но прежде чем уехать, я хочу попытаться изменить свою страну к лучшему. Может быть, это несбыточная мечта, но я верю, что если мы, молодое поколение, объединимся с целью создания новой России, развитой и ведущей страны мира, то у нас всё получится. Ведь в прошлом было много таких примеров: наши прадеды и деды смогли построить Советский Союз после долгой Гражданской войны, а во время войны 1812 года и Великой Отечественной войны мы объединились для защиты нашей Родины. Конечно, сейчас люди уже не те, что были раньше. Глобализация и информационная революция сделали своё дело: мы теряем свою культуру, свою индивидуальность. Люди стали думать только о себе, о своём благе. И это проявляется даже в мелочах. К примеру, сейчас большая редкость, когда в общественном транспорте уступают место, а ведь совсем недавно всё было по-другому. И дело даже не в том, что люди стали более невоспитанными, хотя это действительно так, а в том, что им просто ВСЁ РАВНО. Всё равно, что другому человеку может быть плохо, всё равно, что думают о них другие люди, им всё равно, что будет потом. Большинство людей сейчас не живут, они просто существуют, бесцельно и бессмысленно. А те, кто живёт, живут по принципу: «После нас хоть потоп». Я считаю, что это неправильно.

Нужно жить так, чтобы о тебе помнили, и помнили только хорошее. А для этого у человека обязательно должна быть цель в жизни, и не просто цель, а ИДЕЯ, ради которой он будет жить, в которую вложит все свои силы и душу. Но эта ИДЕЯ не должна быть причиной ненависти и насилия. Для меня эта ИДЕЯ – помощь людям, я хочу изменить Россию, чтобы все люди в ней смогли не просто существовать, а ЖИТЬ. Жить в стране, где не будет преступлений, где не будет несправедливости, где не будет расовых, национальных, религиозных и каких-либо других предрассудков, где родители не будут бояться за своих детей, где дети смогут обеспечить своим родителям достойную старость, где люди будут добрее и более толерантны друг к другу. И я верю, что когда-нибудь Россия станет такой. Пусть не при нашей жизни, но наши дети и внуки будут жить в стране, которой смогут гордиться»


Атаева Отага, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я не считаю себя глобалистом. Глобализация неизбежна, учитывая распространенность и вездесущность способов коммуникаций - телефонии Интернета, спутниковых технологий, телевидения, радио, авиапутей и т.д. Эти средства являются своего рода экспортом-импортом, обменом идеями и культурой, что впоследствии переходит в константное смешение идей. Человек - не только объект, но и субъект глобализации, он способен регулировать, корректировать и направлять ее.

База движения антиглобалистов велика, она способна к расширению, и она разрастается, вбирая в себя различные слои общества, людей недовольных глобализацией как в развивающихся, так и в развитых странах. В демонстрациях протеста стали все активнее участвовать представители профсоюзов и лиц интеллектуального труда. Они, в отличие от радикалов, в большинстве своем являются носителями реформистских тенденций и обладают способностью к ведению диалога.

Несмотря на несовершенство современной системы глобального управления, существующие международные организации оказывают весьма ощутимое регулирующее воздействие на процессы мирового рынка и осуществляют определенные, хотя далеко недостаточные социальные функции. Принимаются весьма серьезные, хотя и неадекватные с точки зрения потребностей меры по расширению продовольственной, медицинской и других видов помощи отдаленным регионам.

Уже сейчас становится, очевидно, что из стихийного процесса глобализация начинает превращаться в институционально оформленный, содержащий элементы так называемой управляемой глобализации. Нехорошо, когда в целях глобализации одна ценность доминирует над другими. Например, если концепт глобализации одобряет недорогую рабочую силу, приводящую к концентрации производства или сорсингу материалов только в странах, которые оскорбляют или плохо обращаются с рабочей силой, тогда глобализация плоха, и я против этого. Бескомпромиссная ориентация к глобализации действительно не очень хорошо. Поскольку каналы передачи информации безвозвратно открыты и обмен идеями будет лишь продолжаться и расширяться. С моей точки зрения, на мировом рынке не помешало бы внести ряд корректировок к правилам, регламентирующим нормативы рабочих часов, гарантии справедливости, права голоса рабочих, регулировку заработной платы, безопасности и сохранности окружающей среды. С точки зрения политической глобализации, существуют определенные принципы, которым нужно дать глобальное выражение - право человека к самовыражению, право выбора правительства, право свободной речи, право на физическую целостность и репродуктивную свободу и т.д. Мы должны удостовериться, что глобализм не станет средством экономического, культурного или морального империализма, несмотря на многочисленные преимущества этого движения»


Дудукалова Александра, студентка 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Могу сказать, что не отношу себя ни к глобалистам, ни к антиглобалистам. И это несмотря на то, что являюсь, пусть даже не имея желания, участником этих процессов. Процесс глобализации представляет собой совокупность экономической, политической и культурной интеграции, а основными задачами являются: распространение капитализма в мировых масштабах, мировая миграция всех ресурсов, сближение культур разных стран, глобальное разделение труда, стандартизация экономических процессов и законодательства.

Основной проблемой современности является глобализация коммуникаций, то есть знание материально обеспеченных людей о проблемах живущих бедно, и наоборот, необеспеченных, которые знают, что в других странах общество богато. Очевидней эта проблема становится с пониманием общества, что эта ситуация неизменна, что, в свою очередь, порождает гнев, приводящий в итоге к угрозам национальной и международной безопасности. И она же «вербует» новых сторонников глобализма, ведь его значение заключается в «стирании границ» между странами и улучшением коммуникаций между народами. Антиглобалисты выступают за пресечение процесса глобализации, что является нежелаемым и нереализуемым. Но этот процесс имеет свои плюсы: укрепление демократии и гражданского права, улучшение здравоохранения в больших объемах.

Однако главным минусом является способ реализации глобализации, несущий в себе проблемы таких организаций, как МВФ, ВТО и ВБ. Эти структуры способны сильно помочь развитию беднейших стран, но занимаются навязыванием собственной политики. Пути решения этих проблем разработал профессор Джозеф Стиглиц. По его мнению, необходимо провести несколько реформ: реформу «банковского сектора» (дерегулирование финансового сектора); реформу «управления рисками» (необходимо создание нормативно функционирующих рынков страхования); реформу «финансовой помощи» (активное финансирование бедных стран, опираясь не только на программы «помощи»).
Процесс антиглобализации отражает борьбу людей за индивидуальность культур, традиций своих стран, собственную индивидуальность и образ жизни.
Человечество сегодня стоит перед выбором: пойти по пути патриотизма и национализма или же принять глобализацию и воспринимать общность людей, как «единый организм», справедливо распределяющий мировые ресурсы и продвигающий мировую экономику. Большинство выбирает последнее»


Куделин Виталий, студент 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Я - реалист. Что я из себя представляю? Кто я в этом мире? Как он выглядит в моём понимании? О всех этих вопросах я, если честно, раньше редко задумывался и не уделял им достаточно внимания. Меня эти мало интересовало, до недавнего времени…

Как я позиционирую себя в этом мире? Я стал размышлять о нашем мире, о процессах, происходящих в нём, о роли людей. Ведь действительно: кто и как часто задумывается об этих вопросах?

Лично я позиционирую себя в этом мире как реалист. Я привык объективно видеть и рассматривать процессы, происходящие в нашем обществе, не поддаваясь на какие-либо провокации. Нужно понимать суть происходящих событий: не воспринимать поверхностную информацию, а больше анализировать происходящие события.

Наше время - это сложное время. Мы живём в эпоху развития информационных и компьютерных технологий. Это, я считаю, скорее минус, чем плюс. Сейчас люди, особенно не слишком сильные в анализе, воспринимают всё то, что им "преподносят на блюдечке с голубой каёмочкой" в выпусках новостей, как правду. Идёт массовое "задурение" людей. Особенно это касается людей старших возрастов и младших поколений. Им просто пудрят мозги. Создаётся иллюзия порядка, спокойствия и развитости страны. А на самом деле это далеко не так.

Армии по сути нет. Техника устарела и просто стоит в боксах (если она есть). Некому следить за ней. Хороших дорог просто не существует. Собираются сократить 200 тысяч учителей, чтобы соотношение учителей и учащихся было, как в Америке. Закон о полиции развяжет руки недоброжелательным сотрудникам милиции. Про коррупцию и взяточничество я вообще молчу. И это далеко не все проблемы.

Вы спросите меня: откуда я всё знаю? А я отвечу, что у меня свои проверенные источники информации. Помимо этого, я обладаю способностью анализировать и делать выводы из той информации, что нам преподносят.

Мне всё-таки по душе быть реалистом, чем оптимистом, пессимистом или кем-либо ещё. Оптимисты и пессимисты предвзято оценивают происходящие события - слишком эмоционально, в отличие от реалистов, объективно оценивающих ту или иную ситуацию»


Куцова Екатерина, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Однажды я наткнулась на фразу в социальной сети: «Молодых россиян часто упрекают в том, что они во всем подражают Западу. А я думаю, что их бы стоило упрекнуть в том, что они, наоборот, катастрофически отстали от западной молодежи. На современном Западе дорогие костюмы, места менеджеров в банках, фаст-фуд уже лет десять как не в моде. На смену всему этому пришли флаги с Че Геварой, антибуржуазные прокламации в Интернете и горящие чучела Мишеля Камдессю». Я задумалась о подлинном смысле широко распространенного ныне слова «глобализация». Средства массовой информации позиционируют начало процесса глобализации как толчок к формированию новых представлений о том, каким должен быть современный мир. Видоизменение как внутренней, так и внешней политики стран стало катализатором мирового развития. Появились различные подходы к пониманию процесса глобализации, однако почти все они были направлены на достижение одной цели - сохранения и совершенствования мира. Но если цель была одна, то подходы разные. Это привело к тому, что мир вместо единения пришел к разделению и экономическому неравенству. Одни страны, в основном западные, пользовались преимуществами своей цивилизации и в дальнейшем получили название стран «золотого миллиарда». Другие оставались на обочине цивилизации и относились к странам так называемого «третьего мира», значительно отстающим от ведущих держав по уровню жизни населения.

Я - антиглобалист. Но не призываю к тому, что нужно обособляться от мира, выступаю не против «глобализации» как таковой, а против тех форм, какими она навязывается человечеству, за то, чтобы, наконец, многие проблемы были урегулированы мирным путем. Чтобы состоялась ликвидация растущего разрыва в доходах, уровне потребления и жизни населения в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира». Я за ограничение массовой поп-культуры, способствующей «стандартизации ума» и грамотное решение экологических проблем.

По моему мнению, России глобализация «нужна» куда меньше, чем любой европейской стране. У нас гораздо более богатая культура, чем в странах Запада. А если грамотно организовать экономику, то мы можем более или менее автомономно существовать от остального мира. Политика должна быть такова - мы должны впитывать у иностранцев только нужное и лучшее – передовые технологии, достижения в области науки, проверенные произведения искусства, чтобы использовать это для нашего же блага. Я также принимаю сторону антиглобалистов, потому как весь смысл «глобализации» заключается в стремлении сохранить свое господство тех же США в мире и закрепить его на веки вечные, поделив мир на господ и рабов. А для этого необходимо исключить всякую возможность технологического развития стран, «определенных» в рабы, оставить им единственную возможность для существования в современном мире – экспорт сырья.

Следует упомянуть о том, что уже около десяти лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Достаточно вспомнить события в Генуе, произошедшие в июле 2001 года, ставшие без преувеличения апогеем антиглобалистских протестных акций. В город съехалось тогда около 150 тысяч молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря чему лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выражению итальянской газеты «Ла Реппублика», «в восемь мандаринов, забаррикадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордонами полицейских и армии. На уровне европейских правительств стали раздаваться голоса о целесообразности проведения такого рода международных мероприятий в будущем. Разве стоит превращать целый город в осажденную крепость только для того, чтобы несколько человек мило побеседовали, поулыбались перед фотоаппаратами и подписали заранее подготовленные документы?

Движение антиглобалистов интересно и важно, прежде всего, упорным стремлением разбить вдребезги красивую сказочку западной пропаганды о наступлении эпохи гуманизма, прогресса и согласия, о некоем хэппи-энде истории. Антиглобалисты совершенно справедливо указывают, что шикарная жизнь богатых и среднего класса «развитых стран», которую усиленно пропагандируют западные и прозападные СМИ как эталон жизни – лишь красивый фасад, за которым грязь, кровь и страдания миллионов и миллиардов человек»


Левятов Тимофей, студент 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я – антиглобалист. На сегодняшний день глобализация развивается. Это может привести к единому правительству, единой экономике, единым законам и правам, единой валюте. Это будет единый мировой механизм, cложность которого может привести к глобальным катастрофам. Чем сложнее система, тем сложнее управлять ею. Так, наступивший в США экономический кризис проявился во всём мире.

Всеобщая глобализация может привести к сокращению войн. Но примеры всемирной истории (Римская империя) говорят, что страны, уничтожающие другие, дают себе мощный толчок к развитию.

Однотипность жизни сотрет индивидуальность людей, а каждый человек в мире индивидуален по-своему, мы должны выделяться из толпы.

Глобализация может привести к контролю над населением, а «избранные» будут управлять всем миром, имея неограниченную власть. Можно даже сказать, что такой контроль будет носить характер рабства.

Но в какой-то мере я и глобалист, поскольку считаю, что в современном мире глобальные процессы происходят естественным образом, люди стремятся к созданию универсальности и стандартности. Но такая глобализация должна носить «коридорный» характер, она должна касаться отдельных сфер деятельности людей, дающей им возможность свободного перемещения и общения»


Макушева Инна, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Кто я? Это сложный и, наверное, несвоевременный вопрос. Я не до конца сформулировала свои позиции и взгляды, в виду того, что только учусь.

С одной стороны, я понимаю, что глобализация неизбежна и можно сказать, что я - глобалист. Но я обожаю свою страну и все, что с ней связано: культуру, язык, людей. Значит ли это, что я антиглобалист?

Моя личность, как симбиоз этих понятий, всего понемногу. Ведь в жизни не встречается человека с одним единственным типом темперамента.

В целом мои раздумья растянулись на целые часы. Но полный вариант, к сожалению, не увидит свет, потому что это слишком личное»


Матюха Павел, студент 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Я - Патриот. Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Она дает нам крылья для полета, освещает каждый наш шаг. Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью - любовью на всю жизнь. Но мало любить Отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает все для процветания родной страны, для ее славы, только тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни ради ее свободы и независимости, кто готов защищать ее территорию и границы, кто беззаветно уважает ее идеалы, знает историю, традиции, культуру родного народа, кто бережно лелеет родной язык, — только тот человек достоин называться патриотом.

Я люблю свою Россию. Здесь я родился, впервые встал на ноги и вышел в огромный мир тропинками, которые начинались у родного порога. Мне мила родная земля — земля, где я появился на свет. Потому что в родных местах и солнце ярче светит, и небо синее, и деревья зеленее и выше. Родная земля — как родная мать: добрая, щедрая, мудрая и бескорыстно любящая. Она готова оберегать каждого из своих детей. Но и человек должен быть готов на подвиг, на бой ради чести Отчизны, то есть быть настоящим патриотом, а в мирное время работать на благо Родины — тогда она будет богаче и краше, а ее сыновья и дочери смогут жить спокойнее и увереннее.

Я горжусь историей своей страны. От давних времен до нашего времени стоит наша страна. Она пережила многое: революции, войны, голод, пожары. Враги много раз пытались покорить нашу страну, сделать нас своими подчиненными. Половцы, татаро-монголы, поляки, шведы, французы, немцы не смогли разбить волю и дух русского народа. Поэтому надо беречь свой народ и продолжать традицию предков - защищать нашу страну.

Какие бы недостатки наша страна не имела бы, мы должны беречь и любить ее, чтобы с гордостью сказать: «Я - патриот»


Меженкова Алена, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я – антиглобалистка. Сейчас, живя в двадцать первом веке, когда национальные границы между странами практически стерлись, взгляды и мышление многих народ смешалось в единую массу, а попытка подражать таким высокоиндустриальным гигантам, как Америка или Европа, достигла своего пика, мы, как никто другой должны бороться с определенными аспектами глобализации, которая становится все сильнее с каждым днем, чтобы сохранить и сберечь те традиции, то мышление, которое присуще именно нашему народу.

Подражание Западу уже давно вошло у нас в привычку. Думаю, сейчас мы даже не замечаем, как используем в повседневной жизни некоторые модели поведения, навязанные нам иностранным телевидением, рекламой, музыкой. Мы постепенно теряем себя, и очень возможно, что в ближайшем будущем полностью исчезнем как народ, подвергшись полной европеизации.

Зачатки этого мы можем видеть даже сейчас - в наших школах, где учатся дети, чей разум уже захвачен культурами разных стран. Но осталось ли место в их голове и сердце для России?

Почему люди, живущие в нашей стране, так мало о ней знают? Простейшие вопросы об истории ставят многих в тупик. А между тем упор в образовании делается в основном на иностранные языки, которым выделяется больше времени в учебной программе, чем на тот же русский язык и литературу. Правильно ли это? Неужели само государство толкает нас на то, чтобы вырастая, мы неосознанно становились людьми с европейским мышлением, привычками и мировоззрением?

Да, мир меняется с невероятной скоростью. Каждый день появляются новые тенденции и открытия, меняющие нашу жизнь к лучшему – это неизбежно. Но значит ли это, что и мы должны так же быстро меняться: подстраиваться под системы, забывать старое и стремиться лишь к новым и новым целям. Будущий, измененный нами же самими мир, будет отличаться от предыдущего. Иные ценности, иная культура. Но что нужно сделать, чтобы хотя бы немного замедлить этот процесс, нам не известно до сих пор»


Михайлова Ольга, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я – глокалист. В мире огромное количество глобальных тем. Но любые глобальные процессы начинали свое развитие с какого-то региона, затем распространяясь по всему миру. Страны, регионы, местности перенимают эти глобальные вопросы/темы/идеи, передают их от одного к другому, пользуясь различными способами СМИ. Происходит постепенное «заражение» мира. Каждая страна адаптирует эту идею «под себя»: меняются некоторые элементы, подстраиваются под местную культуру, менталитет, под особенности жизни данного региона, но суть остается прежняя. Такое явление называют глокализацией.

Глокализация - синтетический термин, образованный путем совмещения слов «глобализация» и «локализация». Использование данного понятия позволяет отразить сложный процесс переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей развития культуры тех или иных народов, когда глобальное и локальное не исключают, а взаимодополняют друг друга.

Более точно глокализацию можно рассмотреть на примере мирового бренда. Каждая страна-изготовитель стремится к расширению своего производства и к постоянному экспорту товара в другие страны. Но для достижения этих целей необходимо знать особенности стран, в которые они хотят поставлять продукцию, так как то, что понравится гражданину США, может оказаться совсем неприемлемым для россиянина. Глокализация требует максимального учета культурных особенностей потребителя. Без этого продукт может быть полностью отвергнутым. При успешном освоении иностранного рынка у продукта появляется ещё одно лицо.

Затем он распространяется в другие страны и регионы, также немного изменяясь и подстраиваясь под местного потребителя. Идея становится многоликой. Для дальнейшей глобализации продукта уже становится востребована всевозможная локальная специфика.

Из этого можно сделать вывод, что глобальное не может существовать без локального. Региональные особенности только дополняют и расширяют мировые идеи, делая их более интересными для потребителя и более выгодными для производителя»


Морозова Светлана, студентка 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Я - Патриот. «Патриотизм» - что это? Термин, определяющий стремление человека защищать Родину, болеть за свои спортивные команды? А может быть, просто любить свою страну чистой, красивой, ухоженной и способствовать этому? Человек, сражающийся за свою Родину во имя её идеалов – патриот, отдавший жизнь в боевых сражениях – дважды патриот. Тот, кто болеет всею душой за победу спортивных команд в мировых и прочих состязаниях, - тоже патриот. И еще можно привести массу примеров патриотизма в глобальном масштабе.

А можно просто любить свою Родину сегодня и каждый день. Для этого нужно любить жизнь в тех условиях, которые ты сам создал. Мало кому захочется приходить после работы домой, если там грязно, нечего есть, нет условий для отдыха. Можно провести аналогию между домом и страной. Нельзя жить в стране, если тебе стыдно за её внешний вид и не хочется гулять по её улицам. Нельзя жить в стране, если исторические ценности забыты, а значит, ты не можешь передать их своим потомкам. Нельзя жить в стране, если ты не знаешь, что тебя ждет завтра. Любить свою страну и делать все, чтобы она была лучше и краше, – это тоже патриотизм, и я думаю, не менее важный, чем защищать интересы своей Родины в окопах.

Я – Патриот сегодня. Я учусь для того, чтобы мои знания помогали стране развиваться. Я сделаю всё, чтобы моя родина была похожа на мой дом, где всегда чисто, уютно и хорошо. Я хочу лучшего будущего для своих детей.

И всё это зависит от меня сегодня. Если мой голос в выборе руководства моей страной имеет значение – я должна голосовать. Если убранный мною мусор на улице сделает мою страну чище – я должна убирать. Если посаженное мною дерево улучшит экологию моей страны – я должна посадить не одно дерево.

Я должна всё это сделать сегодня, чтобы завтра мои дети гордились мной, продолжали мои дела, помнили обо мне и стали патриотами такими же, как я»


Охват Егор, студент 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Я - патриот. Как определить это понятие? Патриот - тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

То, каким вырастает человек, напрямую зависит от воспитания, которое он получил. В войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов. Они все были готовы на подвиг ради родной земли.

К сожалению, сейчас патриотизм трактуется неправильно. На улицах мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте забивают до смерти ни в чем не повинных людей других национальностей. Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские. Но это не значит, что надо истреблять других!

Русско-американская космическая гонка. Россия, к примеру, выигрывает очередной «заезд». Приятно. За Державу приятно! Но это не значит, что надо ненавидеть американцев. Конечно, стоит отметить, что и сами жители заокеанского государства США фанатичны в своем патриотизме. Но такой фанатичности можно позавидовать. По моему мнению, сейчас нелегко найти человека в России, который плакал бы при звуках Государственного Гимна страны. Да какое там плакал? У которого хотя бы мурашки по коже шли! Искать недостатки надо не в других — в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное.

Разговор можно продолжать долго. Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. Что же значит быть патриотом своей страны сегодня? Наверное, это сугубо индивидуально. Для кого-то патриотизм равняется нацизму, для кого-то это русофобия, для кого-то - классическая трактовка слова. Мы можем лишь оценивать ситуацию и делать все возможное, чтобы настоящих патриотов было больше.

Я думаю, что настоящий патриот должен гордится прошлым и настоящим своего государства, с надеждой смотреть в будущее. Он готов многое сделать ради своей страны, защищать ее, служить ей. Величайшим примером Патриота для меня был и остаётся по сей день Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как всем известно именно во время Великой Отечественной Войны была написана его легендарная 7-я симфония. Именно эта симфония вдохновляла многих людей и помогла им найти в себе силы для борьбы против немецких захватчиков.

Любовь к своей Родине - как любовь к своим родителям, данным нам от природы. Это душевная память многих предыдущих поколений наших предков. Человек, не имеющий Родины или нелюбящий ее, не имеет внутренней опоры своей души. Такому нельзя верить, на него не стоит рассчитывать в трудный час.

Действительно настоящий патриот проявляет любовь не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Ведь в настоящее время действительно трудно найти истинного патриота. К примеру, люди говорят, что на Олимпийских играх или других видах соревнований будут болеть исключительно за Россию, и тем самым утверждают, что они патриоты, но только этот факт не является истинным признаком патриотизма.

Лично я могу считать себя патриотом своей Родины. А именно мой патриотизм заключается в любви и преданности Отечеству»


Прокопова Инна, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Космополит - это глобальный человек, гражданин мира. Тот, который живет там, где ему лучше, имеет возможность и живет в разных точках мира, не чувствует зависимость от страны своего рождения.

Я себя чувствую человеком мира, уважаю всех людей независимо от их национальности, вероисповедания и т.д. Считаю, что людей следует оценивать сугубо по их личным заслугам, умениям и человеческим качествам.

Космополит - тот, кто своей родиной считает всю планету.

Я - космополит. Но я знаю, помню, горжусь тем, что родилась в России. В какой бы части света я ни была, я прежде всего русский человек.

Я считаю, что космополитизм - высшая стадия патриотизма, и зря упорно пытаются противопоставить эти понятия. Но тот факт, что я считаю себя космополитом, интересуюсь культурой и языками других стран, преимущественно европейских (Испания, Франция, Англия) вовсе не означает, что я не люблю Россию. Россию я люблю как свою Родину, свой дом, но и другие страны, другие народы уважаю. Да и по происхождению я тоже полукровка, космополит в какой-то степени. Я гражданин мира и патриотка планеты Земля. Я в первую очередь человек, а потом уже русская. Я против разобщенности народов моей родной планеты в современном мире, я верю в лучшее будущее для нас.

Я - космополит, ведь я чувствую себя уютно там, где в данный момент нахожусь. В Италии - хорошо, в Таиланде - отлично, во Франции - здорово. И с друзьями так же. Они живут в разных странах: в Америке, Испании, Украине, Англии, Франции. Всегда рады меня видеть.

Не исключаю, что после окончания университета перееду из России в совершенно новое место»


Решетов Артем, студент 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа МО-101: «Я - Патриот. Это очень трудно объяснить. Это не любовь к конкретной земле, людям или к языку. Это комплексное чувство, которое складывается в зависимости от социального положения, воспитания и еще очень многих факторов. Патриотизм - это любовь к духу страны, который включает в себя дух людей и дух земли. Странные понятия, не так ли? Люди забывают, что за деньгами и рутиной есть что-то возвышенное, недоступное нашему пониманию.

Когда я заявляю, что я - патриот, многие начинают посмеиваться. С большинством этих людей я вижусь постоянно. Они считают, что патриотизм - пережиток прошлого; что желать лучшего своей стране, своей Родине, это - ненужная трата нервов, потому что для страны мы - никто, ничего не изменится в лучшую сторону. Большая часть этих скептиков горит желанием уехать из России и поселиться в другой стране.

Такие люди - предатели для меня. Они, к сожалению, не могут понять, что трава зеленей там, где нас нет, что их там не примут, потому что своих нахлебников полно, что, в конце концов, они не смогут там жить просто потому, что вспомнят о своей Родине, до их сознания дойдет простая, но важная мысль: они оборвали все связи. Они отрезали корни, которые держали их в жизни. Они бросили Родину. Добавить нечего. Лишь скажу, что я буду бороться за то, чтобы мою страну уважали. Чтобы моя страна, наконец, вздохнула свободно. Чтобы дети писали слово «Россия» с большой буквы»


Роговская Юлия, студентка 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Я – глобалистка. Почему проблема глобализации сегодня волнует миллионы и миллионы людей? Если упростить проблему, то актуальность вопроса закручена на нескольких наиболее важных составляющих. Среди наиболее весомых выделяются следующие: а) миграция, ее масштабы, скорость и расстояние; б) глобальная (мировая) торговля и всеобщая экономика; в) информация и информационные технологии; г) неравенство и борьба с бедностью. Так считает один из специалистов в глобалистике - Хамид Годс (A. Hamid Ghodse).

Абсолютно правильно, на мой взгляд, выразился лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц . Вот что он утверждает: «…Некоторые видят простой выход – похоронить глобализацию. Но это нереализуемо и нежелательно. Глобализация многократно улучшила здравоохранение и выпестовала активное глобальное гражданское общество, которое борется за укрепление демократии и социальной справедливости. Проблема не в глобализации, а в способе ее реализации». Нельзя отвернуться от таких слов. В чем же заключаются «способы ее реализации», заставляющие людей относиться к глобализации серьёзно?

Выделяются существенные проблемы, связанные с деятельностью международных неправительственных организаций, которые требуют решения: Международного Валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Всемирной Торговой организации (ВТО). Я назвала только три организации, претендующие на роль глобальных организаций. Но их значительно больше. При этом выходом из проблемы может быть отнюдь не отказ от самих этих институтов, а изменение способа и порядка управления данными структурами.

Наряду с глобализмом появился антиглобализм. Это некая реакция на укрупнение социальных общностей и рассеивание границ между странами. Большинству людей нет дела ни до мировой политики, ни уж тем более до мировой экономики. Все, что их волнует, – это собственное благополучие и благополучие собственной семьи. Глобализм входит в каждый дом, улучшая жизнь конкретного человека, расширяя его границы самосознания и мировоззрения. Патриотизм же может только привнести притупленную любовь к собственному отечеству, ведь последнему очень важно иметь как можно больше патриотов. Вся система армейского призыва построена на понятии «патриотизм». Глобализм – единственная здравомыслящая и, что важнее, нужная политика развития нашего общества. По утверждению Арнольда Тойнби, любая цивилизация рано или поздно погибает. Мир, который мы знаем, всегда стремился к глобализации. Многие страны не способны производить вообще ничего. Весь вопрос о политике, так или иначе, сводится к вопросу экономики. А культура, традиции и образ жизни есть сопутствующие «товары». Можно их принимать и использовать, а можно отказаться и остаться при своем мнении. Глобализация – это в первую очередь вопрос о «мировой экономике» и «распределении ресурсов». И перед человечеством стоит выбор: либо продолжать развивать государственность, уходя в окопы патриотизма и национализма, все более и более приближаясь к образу США, либо принять глобализацию и начать себя осознавать человеческим родом, а свою планету – единым домом для всех»


Савельева Наталья, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я – глобалистка, прежде всего потому, что считаю глобализацию необратимым процессом, затрагивающим самые важные сферы жизни – экономику, политику, культуру, экологию и безопасность. И мы все сейчас, хотим того или нет, живем в эпоху мировой глобализации - цепи политических, экономических и технологических перемен, понижающих барьеры между государствами ради взаимообмена.

Создаваемое на наших глазах глобальное сообщество изменяет мир радикальнее и быстрее, чем все открытия и научные прорывы прежних веков. Скорость и глубина перемен бросают вызов способности человека ориентироваться в окружающем мире, соответствующим образом адаптировать свое сознание. Иными словами, стремительно меняющийся мир нуждается в объяснении. И если мы желаем быть не жертвами безымянных сил, а их координаторами и хозяевами, мы должны ясно представить себе происходящие процессы, крушащие все знакомые нам структуры.

Не вызывает никаких сомнений, что глобализация не только положительный процесс. Конечно же, укрепление взаимосвязей между государствами, взаимообогащение - это большой плюс. А конкуренция заставляет найти новые пути развития, усиливает стремление к самосовершенствованию страны. Но есть и отрицательное влияние глобализации, которое выражается в возникновении конфликтов между государствами, а также из-за сильной взаимозависимости, повышенной уязвимости более слабых и мелких государств.

Как мне кажется, глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, ориентации, предрассудки всех слоев населения. Но на данный момент нельзя говорить о полной глобализации во всех отраслях, так как нет единого «совета», который бы решал все возникающие проблемы. США пытаются навязать свою позицию, а Европа – свою. Можно много перечислять условий, которые должны быть выполнены, чтобы глобальность стала реальной, но они не выполнимы, пока не будет единого взаимопонимания между государствами. Вступая в третье тысячелетие, человечество должно управлять системой сообща, исходя из принципа единой ответственности за судьбы мира, диктуемой обострением планетарных проблем и решать возникающие проблемы только совместными усилиями»


Садовников Алексей, студент 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я - антиглобалист, отвергающий «коллективный разум». Сегодня в мире все больше заметен процесс глобализации. Глобализации абсолютно всего. Начиная с глобализации питания, заканчивая глобализацией языка и культуры. Возможно, в будущем начнется процесс глобализации даже образа мышления и сознания. К счастью, пока это только прогнозы и теории.

Глобализация в чем-то может показаться положительной. Глобализация культуры - одни и те же идеалы для всего человечества. Нет больше столкновений из – за недопонимания менталитетов и обычаев других народов. Глобализация языка – единый язык для всех наций. Составленный из всех ныне существующих языков, современному человеку он, скорее всего, будет казаться сущей белибердой. Зато в будущем любой человек будет свободно общаться с остальными миллиардами (сколько их будет?) жителей нашей старушки - Земли. Глобализация питания - не надо будет больше французу дорогого красного вина, русскому – «Путинки», китайцу – риса, ирландцу – картофеля. А что, все будем на завтрак, обед и ужин есть питательную густую массу неопределенного цвета, а запивать ее тонизирующим эликсиром. Мерзко – скажете вы. Зато дешево и питательно. Но при всем притом человек сохраняет свое сознание, свою духовную идентичность. Но зайдем немного дальше. Представим же, как будет выглядеть человеческое общество, если у его составляющих (людей то бишь) каким - нибудь образом отобрать их внутреннее «Я».

Огромный мегаполис. Одинаковые мрачные серые небоскребы, похожие на большие надгробия, уходят на сотни метров в высоту, заслоняя своими вершинами небо от человеческого глаза. Да и приятно ли смотреть на такое небо - тусклое, серое, унылое, с которого постоянно накрапывает мелкий дождь, словно оплакивая судьбу человечества, поддавшегося единой идее, цели, и в результате утратившего свой разум, превратившегося в расу живых роботов, способных выполнять лишь одну определенную функцию. По ровным прямым улицам движется одинаковая толпа жителей мегаполиса, которых и людьми назвать сложно. Безразличное выражение на лицах, в глазах нет и проблеска эмоций, сознания, одеты люди в одинаковую серую одежду. У них ничто не вызывает интереса. Но вот загораются экраны, установленные на всех площадях города. У каждой системы должен быть мозг, центральный процессор. Вот он-то и появляется на экранах. Единый президент Земли, представитель партии или секты – неважно, какие политические силы он представляет. Важно то, что он свое самосознание сохранил. Он (она) начинает говорить. Смысл речей может быть разным. Но слушая их, смотря на изображение, люди начинают постепенно «оживать». В глазах появляется интерес, благоговение, счастье. На губах – улыбки. Он (она) их Вождь. Их пастор. Луч света во тьме. Он тот, кто имеет право думать за всех, направлять мысли и желания, не отчитываясь ни перед кем, ибо он совершенен и всесилен. По его слову люди готовы превратиться в толпу обезумевших фанатиков, готовых уничтожить любой нежелательный элемент, возникший в системе, выполнить любую работу или даже совершить коллективное самоубийство.

Все описанное выше, несомненно, знакомо нам по многочисленным фильмам о будущем Земли. Основной смысл понятен: человек, утративший самосознание, ставший винтиком в системе, легко внушаем и управляем. А значит, так называемые вожди, властители и т.п. могут заставить их действовать в своих интересах и целях, какими бы жестокими, несправедливыми и эгоистичными они ни были. Повелитель, пусть даже добрый, все равно остается повелителем. Примеры подобного «коллективного разума» можно наблюдать уже в наше время. В 60-е годы XX века в Китае толпы молодых красных гвардейцев по слову Мао Цзэдуна в едином фанатическом порыве безжалостно уничтожали врагов Культурной революции. «Великий кормчий» думал, что борьба с интеллигенцией усилит Китай. На самом деле страна «откатилась» назад в развитии на многие годы. В Германии в 1930-е – 1940-е годы готовы были уничтожить целые народы во имя Третьего рейха.

Не знаю, как думают остальные люди, но у меня нет никакого желания всю жизнь быть частью «коллективного разума», плясать под дудку вождя. Разумеется, обществу иногда надо становиться единым целым и думать одинаково, чтобы решить проблему, с которой отдельному человеку справиться не под силу. Но когда проблема решена, человек вновь должен становиться самим собой. Имеющим собственное мнение, разум, собственные желания и цели. Одним словом – ЛИЧНОСТЬЮ»


Самбала Чингис, студент 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101:

Поэтом можешь ты не быть,
А гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н.А. Некрасов

«Я – гражданин своей страны. Кто такой гражданин? Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями, и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

Что же на самом деле скрывается за словом гражданин? Оно говорит о многом. Прежде всего о том, что мы живем в демократическом обществе, а не при диктатуре, где с человеком могут сделать все, что угодно, без суда и следствия, даже лишить жизни. Человек, живущий в государстве, является гражданином. Каждый гражданин обязан любить свою Родину, уважать других граждан и сохранять свои права. Каждый человек, как порядочный гражданин, обязан знать законы и историю своей страны. Моя страна - Россия. Мой дом – Республика Тыва. Я горжусь своей республикой и являюсь патриотом своей Родины. Каждый гражданин имеет право участвовать в конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях в своей стране и за рубежом, приносить своими победами славу своему Отечеству.

Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и выполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, образование, право на свободу мысли. Быть гражданином очень ответственно. Гражданин любит свою Родину, свой народ, с уважением относится к символам государства: флагу, гербу, гимну, соблюдает законы.

Мы все – граждане России. И мы должны ее любить, гордиться ею и стремиться к развитию своей страны!»


Cемагин Евгений, студент 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я – антиглобалист. Почему? Потому что меня не устраивает процесс глобализации, я считаю, что в этом процессе все народы утратят свою оригинальность. Будут потеряны многие культурные ценности. Глобализация — это процесс, в результате которого мир становится менее гибким и более зависимым от всех его субъектов. Как нам показал всемирный экономический кризис, экономика стран становится очень нежной, зависящей и хрупкой.

В процессе глобализации институты управления теряют свою эффективность, применение одних и тех же законов для разных народностей не может быть эффективным ввиду их разного менталитета, что в свою очередь приводит к росту коррупции и преступлений на национальной почве. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

В глобализирующемся мире также возможно навязывание более жесткой религии - ислам может подавить христианство и другие религии.

Основным идеологом глобализации являются США. Соответственно сильной державой, владеющей ядерным оружием, будут навязываться свои моральные ценности и свое понятие демократии - что мы и видим в настоящий момент во многих горячих точках мира – Ирак, Иран, Афганистан и т.д.

Многое из того, что я указал выше, особенно отчетливо мы можем наблюдать на примере кризиса 2009 года в странах Евросоюза: зависимость экономики всего союза от негативных последствий одной-двух стран, рост безработицы из-за притока дешевой рабочей силы, насаждение ислама как религии большинства.

Я – против глобализма, особенно его насильственного насаждения. Но при этом я уважаю и противоположное мнение и всегда готов к диалогу»


Смирнова Виктория, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Я не могу отнести себя к какому-то определенному движению. Хочу сразу сказать, что Россия – прекрасная страна, а русские люди – уникальный народ. Но о государстве мы сейчас имеем устоявшееся мнение, и оно вполне обоснованно. Я - патриот, но к государству это не относится. И так сейчас говорят многие. Это объясняется огромным количеством внутренних проблем, которые требуют скорейшего решения, так как мы живем в огромном, разнообразном мире, скорость развития и роста которого потрясает – пространство и время стремительно сжимаются.

Процесс глобализации начался еще в XV веке, в начале XIX века приобрел фундаментальный характер, а в XX веке - уже многоаспектный. В нашей же стране внимание на него обратили совсем недавно, что, на мой взгляд, большое упущение и, как результат, – мы, как всегда, думаем, что же теперь делать с последствиями (а они уже действительно есть).

Мое отношение к глобализации неоднозначно. Да, у нее есть положительные стороны, но и отрицательных никто не отменял. И о тех, и о других уже очень много сказано и написано, так что, наверное, нет смысла делать это еще раз.

В вопросе глобализации, я считаю, нужна правильная стратегия, такая, чтобы, вливаясь в огромный мир, наша страна не теряла индивидуальность, становясь копией западных стран. Мы - люди с восточной ментальностью, кто бы что ни говорил, и на преобразования в сторону западных образцов реагируем медленно и негативно. Мы никогда не сможем стать такими, как они, потому что мы – другие, но это не значит, что мы - хуже. Во многом мы, наоборот, гораздо лучше. Нам необходимо создать свою собственную модель развития, разумеется, учитывая свой предыдущий опыт и опыт других стран. Об этом, кстати, говорил в начале декабря и премьер-министр Франции Ф.Фийон на пресс-конференции по итогам XV заседания российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств.

Сейчас у нас все еще есть время для того, чтобы создать лучшее будущее для нашей страны, не теряя при этом своих ценностей»


Старикова Дарья, студентка 3 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-301: «Решив написать эссе «Кто я?», я очень долго думала над этой темой. Кто же я? Так и не смогла ясно понять свою позицию. Но думаю, что каждый человек, получивший такую тему, в первую очередь задумается над смыслом своего существования. Возможно, это скорее риторический вопрос, на который нет однозначного ответа. По-моему, в данное время он стоит очень остро, а для некоторых, возможно, это проблема самопознания.

Глобализация определяется как процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей, отношений в различных сферах общественной жизни. Исходя из этого, очень трудно принять сторону глобалистов или антиглобалистов.

Скорее всего, я придерживаюсь мнения, что я альтерглобалистка. Я живу в веке развития Интернета, изобретения новых технологий, от которых я, как и многие, не отказываюсь, а пользуюсь ими с огромным удовольствием. Но так же я – человек поколения, выросшего на банальных бразильских сериалах и опыте «героев» американских боевиков. И я не могу сказать, что это является плюсом глобализации. В нашей стране очень много прекрасных фильмов, которые надо смотреть, да и что скрывать, нужно ими гордиться. Но вместо этого мы просматриваем вымышленные продюсерами сериалы и радуемся этому.

Конечно, в глобализации есть и плюсы, как, например, сокращение расстояний в мире. Народы могут обмениваться своими нравами, обычаями, культурным опытом. Но даже в таких, с первого взгляда, невинных действиях, как передача опыта и изучение чего-то нового есть свой минус. И этот минус заключается в смывании, а потом и полном исчезновении локальных культур, к сожалению»


Тарадай Лана, студентка 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «О глобализации было сказано много слов. Так много, что мои слова, оформленные в виде тезисов, позаимствованных из разных ресурсов, будут очередной каплей в море информации. Поэтому я всего лишь поделюсь своими собственными мыслями о жизни в эпоху глобализации.

Одна из основных черт человеческой натуры – изменчивость. И чем моложе человек, тем быстрее и больше он изменяется, пересматривает свои взгляды на ту или иную проблему. По этой причине я не заявляю о своей принадлежности к тому или иному течению.

Я - восемнадцатилетняя студентка второго курса. Очень молодая, амбициозная, с несформировавшимися взглядами и жизненными установками, пока еще не вступившая во взрослую жизнь, не имеющая веса в обществе. Я стою на пороге огромного мира, предлагающего мне миллионы дорог, зовущего меня пойти по одной из них, последовать за потоком. Бездумно нестись, сломя голову, вслед за чужими идеями, участвовать, делать, до конца не понимая сути процессов. Но я не спешу переступить порог. Не бегу, расталкивая других, не пытаюсь залезть на голову рядом стоящим. Не следую за течением, не поддерживаю однобокие взгляды. Я учусь. Слушаю, собираю информацию по крупинкам, выкладывая из нее огромную мозаику. Поэтому на данном этапе моей жизни я – сторонний наблюдатель. Пока еще не имея возможности самой участвовать в решении глобальных проблем, не имея доступа к рычагам управления, не обладая необходимым объемом знаний, я занимаюсь делом, которое мне по плечу – я учусь. Прежде чем править миром, я навожу порядок в своей голове, в своем доме. Я интересуюсь позициями представителей всех направлений – от антиглобалистов до космополитов, понимая, что все они – разные грани одного и того же алмаза. Я хочу держать этот алмаз в своих руках, крутить его, смотреть сквозь разные его грани как сквозь призму.

Мне в равной степени близки и чужды все позиции. Я не питаю особых симпатий ни к одной из них. Не поддерживаю и не критикую. Считаю, что пока не имею на это права. Ведь в своей жизни я еще ничего не создала лучше того, что есть. А значит, сегодня молчание для меня – золото. Мне хочется верить, что когда-то я создам что-то, что найдет отклик в сердцах людей, найду ответы на волнующие меня вопросы, однако на сегодняшний момент самым гениальным моим произведением является, пожалуй, рецепт абрикосового пирога»


Чернышенко Алина, студентка 1 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-101: «Когда говоришь «Я – патриот», не всегда задумываешься о силе этого слова. Родина у каждого одна, и каждый человек, несмотря ни на что, любит свою Родину - место, где он родился и вырос. Иногда будоражат душу слова людей: почему я родился в России. Да потому, что так предназначено судьбой. Родиться именно здесь и быть гражданином Российской Федерации, дорожить и быть полезным этой стране, ведь нам есть чем гордиться.

Я родилась в городе Твери в семье учительницы и инженера. И так сложилось, что в моей семье в основном были профессии учителей и военнослужащих. С детства рассказы об армии и морали были привычны, и я была горда, когда узнала, что мой дедушка является почётным радистом СССР, был награждён правительственным орденом за службу Родине. Я думала, как это здорово, что я родилась в такой семье. Я горда своими предками.

Жалко, что сейчас жизненные ценности таковы, что на них больно смотреть. Какой запредельный цинизм, когда ветераны Отечественной войны умирают с голоду. А сколько их осталось? Не считают. А как смешно видеть тех призывников, которые пытаются вприпрыжку обзавестись липовыми медицинскими картами для отсрочки от службы в армии. Разве столько мальчишек думают о военной карьере, как раньше? Конечно, не каждый решится стать кадетом и поступить в военное училище, потому что видит, как гибнут солдаты и офицеры на Северном Кавказе. Ведь мы же не знаем тех героев, не видим тех портретов. А раньше героями гордились. Как нам поднять ту планку смелости сильной половины, чтобы мы ими гордились? Для этого не надо подвигов, надо просто осознавать, что чем бы ты ни занимался - физикой или химией, литературой или музыкой, - надо помнить, что существует моральный долг защитника своей Родины.

Патриотизм – святое чувство. Высшее проявление патриотизма – это подвиг, когда человек отдаёт жизнь за Родину, когда человек предполагает свою ответственность перед обществом. Чтобы тебе не было стыдно за свою работу, надо знать, что происходит в стране, видеть и чувствовать её проблемы, её больные точки. А если ты ещё получаешь возможность не только изучать эти проблемы, но и влиять на их решение… Иногда, слушая про рост ВВП и колебания всевозможных индексов, хочется думать, что, став специалистом, моя точка зрения не поколеблется, потому что я всегда думаю, что у молодёжи и у меня хватит сознания для того, чтобы мои близкие, родные и просто хорошие люди, живя в нашей стране, чувствовали себя не пенсионерами с прожиточным минимумом, а гражданами, гордыми за свою жизнь в России, ведь так этого хочется!»


Чуркин Александр, студент 2 курса факультета международных отношений МосГУ, группа Рег-201: «Кто мы в этом мире? Как себя позиционировать, чтобы добиться больших успехов во всех делах? Я серьезно задумался над этим вопросом. Многие мои сокурсники также с большим энтузиазмом взялись за решение этой проблемы. Некоторые считают, что они антиглобалисты, кто-то глобалисты, утверждая, что глобализация - это единственный путь развития, который возможен в настоящем мире. Тема на самом деле очень спорная и дискутировать по поводу ее можно очень много и долго: как говорится, сколько людей - столько и мнений.

Я себя отношу к людям, которые считают, что только благодаря глобализации человечество может развиваться.

Сейчас много говорят о США и их роли в глобализации, называя их главным виновником глобализации. В принципе я согласен с этим утверждением, но США не виноваты, что туда едут люди разных национальностей, культур и цвета кожи. Насильно, как мне кажется, никто никого не заставляет жить в США. Если мы вспомним, кто были первые поселенцы в США, - это бандиты, люди, которые были преследуемы в своих странах и те, кто ехали искать новую жизнь.

Если посмотреть, кто сейчас проживает в США, - это большое количество этносов и народов, приехавших с разных точек земного шара. Люди, приехавшие в США, пытаются сохранить свою самобытность, и из-за этого возникают проблемы, но это характерно не только для США, но и для других ведущих стран мира. Франция, Германия здесь, на мой взгляд, яркий пример.

На мой взгляд, на данном этапе человечество не готово отказаться от глобализации и страны не могут двигаться по своему особенному пути. Мне кажется, здесь будет удачно привести пример Северной Кореи, которая сама отказалась идти по пути мирового развития и выбрала свой путь, закрыв себя от остального мира «занавесом». Когда людям показывают репортажи и люди уверяют, что все хорошо у них, и живут они хорошо, и еды много, и это лучшая страна в мире, но статистика показывает совершенно другое: телефонная связь развита плохо, Интернета нет, еды для населения не хватает, очереди в магазины, товары по карточкам. Все это обычное явление в этой стране, как и тотальный контроль за людьми - люди пытаются уехать, но их не выпускают, и этот путь власти называют лучшим для народа. Отказавшись от всех новшеств, страна сильно отстает в развитии от ведущих мировых держав.

Единственный минус глобализации, на мой взгляд, - это потеря своего менталитета и исчезновения этносов, которые существовали долгие годы, границы между нациями и различными этносами стираются, появляются новые этносы и нации. Но, вероятно, это естественное явление в природе: сильнейший побеждает, а слабый погибает.

Мы живем в очень сложное и интересное время. Кто бы мы ни были - глобалисты, анархисты или кто-либо другой, - в первую очередь мы должны оставаться всегда людьми и уважать всех, кто живет рядом, кто бы он ни был: кавказец или африканец, русский или американец. Каждый хочет жить и быть счастливым»