Абитуриенту Контакты Сведения об образовательной организации Мобильная версия
Студенческие научные публикации

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений и туризма

Управление аспирантуры, докторантуры и научной работы

Кафедра истории

Студенческое научное общество МосГУ

общероссийский молодежный журнал

«Наша молодежь»

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕКАНАЛ орт «МОЛОДЕЖНЫЙ»

Кто мы?

Взгляд сквозь призму глобализации

СТУДЕНЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ

Выпуск 3

Модератор проекта и шеф-редактор:

Васильев Юрий Альбертович

- доктор исторических наук, профессор






Ответственный секретарь:

Эльнора Хашимова (МО – 501_113)












Предлагаемый электронный студенческий альманах «Кто мы? Взгляд сквозь призму глобализации. Выпуск 3» является продолжением предыдущих двух изданий, опубликованных на сайте МосГУ (с вып. 1 и вып. 2 можно ознакомиться в разделе «Студенческая наука / Научные публикации»: http://mosgu.ru/nauchnaya/ss/text/). Материалы альманаха являются завершением программы учебного курса «Основы глобализации: теория и практика» для студентов дневно­го отделения факультета международных отношений (специальность «международные отношения», 5-й курс 2013/2014 учебного года) в Московском гуманитарном университете.

19 ноября 2013 г. в Московском гуманитарном университете состоялось заседание дискуссионного клуба «Кто мы?» по теме «Кто мы? Взгляд сквозь призму глобализации». Данное мероприятие стало важным мероприятием Московской научно-практической конференции «Студенческая наука» - самого крупного в стране научного форума студентов. Оно было организовано факультетом международных отношений, кафедрой истории, Управлением аспирантуры, докторантуры и научной работы, Студенческим научным обществом МосГУ, совместно с общероссийским молодежным журналом «Наша молодежь» - лучшим молодежным журналом в России, с участием общероссийского телеканала ОРТ «Молодежный».

В качестве ведущих заседания дискуссионного клуба выступили студентка Института стран Азии при Институте востоковедения РАН Лана Тарадай и студент 5 курса МОиТ МосГУ Сергей Елизаров. Лана Тарадай являлась ответственным секретарем вып. 2 студенческого альманаха «Кто мы?». В выступлениях студентов 5 курса факультета международных отношений Александры Щербаковой, Эльноры Хашимовой, Анастасии Лошкаревой, Ильи Балалаева, Ирины Таскаевой, Даниила Стрельцова, студентов 1 курса МОиТ Сабины Омаровой, Ксении Щегольковой, Светланы Ермоленко, Валерия Неронкина, студентов 1 курса юридического факультета Алины Ярошенко, Владислава Евдокимова, Дарьи Бариновой, Анастасии Кузнецовой и др. прозвучало немало интересных суждений и оценок, направленных на самоидентификацию личности молодого человека в современном мире, позиционирование российской молодежи в условиях глобализирующегося мира. В вып. 3 альманаха представлены материалы студентов первого курса.

Эксперты оргкомитета дискуссионного клуба «Кто мы?» выразили единодушное мнение, что для студентов факультета международных отношений важно в процессе учебно-исследовательской (УИРС) и исследовательской (ИРС) работы развитие аналитического мышления и умения творчески применять полученные знания в исследовательской работе, экспертных оценках и практиче­ской деятельности. Реализации указанных задач способствуют нестандартные направления творческой деятельности в форме дискуссионного клуба.

Содержание альманаха построено по алфавитному принципу. Не только текст, но и фотографии отражают авторский образ.

Основные понятия и определения:

Глобалистика - междисциплинарная область научного знания и научных исследований, на­правленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализа­ции, порождаемых ею глобальных проблем и поиск путей утверждения позитив­ных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих про­цессов. В более широком смысле термин употребляется для обозначения сово­купности научных, философских, культурологических и прикладных исследова­ний различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая получен­ные результаты таких исследований, а также практическую деятельность по их реализации в экономической, социальной и политической сферах, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе.

Глобальная цивилизация - словосочетание, связывающее представления о цивилизации как явлении, имеющем глобальный, планетарный характер, т.е. охватывающем весь глобус - земной шар.

Глобальный - охватывающий весь глобус, т.е. распространяющий свое влияние (воздействие) на всю планету Земля; мыслимый синтетически (нерасчлененно) относительно всей планеты в целом.

Глобализация - процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни; совокупность практических действий (правительственных решений, поли­тических акций, общественных движений и т.п.), ориентированных на анализ и разрешение противоречий общечеловеческого характера.

Глобализм - явление, характеризующее целостность мира, а также миро­воззренческая установка, тип сознания, способ видения окружающего мира, ко­гда глобальная компонента оказывается доминирующей.

Глобальность - состояние, свойство, качество, отличительная черта, при­сущие тому или иному процессу, явлению, событию и показывающие его плане­тарную значимость.

Глобальные проблемы - трудности, опасности, угрозы, вызовы, проявляющиеся в каждом регионе планеты и имеющие принципиальное значение для различных форм жизни на Земле.

Глокализация - синтетический термин, образованный путем совмещения слов «глобализация» и «локализация». Использование данного понятия позволя­ет отразить сложный процесс переплетения глобальных тенденций общественно­го развития и локальных, местных особенностей развития культуры тех или иных народов, когда глобальное и локальное не исключают, а взаимодополняют друг друга.

Многоаспектная глобализация - стадия процесса становления универсальных связей, когда они начинают охватывать, помимо проблем взаимо­действия природы и общества, также практически все основные аспекты общест­венной жизни, от экономики до духовной сферы, включая культуру, образова­ние, язык, идеологию, мировоззренческие, ценностные установки и др., которые в совокупности с основными атрибутами глобальной цивилизации (масс-медиа, Интернетом, мировыми экономическими, политическими, финансовыми связями и т.п.) наиболее ярко выражают суть современной глобализации.

Фундаментальная глобализация - стадия процесса становления универсальных связей, когда мир в важнейших параметрах (географическом, экономическом, политическом) окончательно оформляется в качестве единого целого, т.е. становится сформировавшейся системой, а человечество в полном смысле этого слова глобальным.

Акатриней Сергей (группа МО - 501_113)

Я – глобалист. Раньше, в детстве, я никогда не задумывался о проблемах других людей, что бы то ни было: будь это наводнение, катастрофы, кризис – без разницы. Со временем, повзрослев, понял, что это неправильно. Мы не должны думать только о себе. Глобальные проблемы касаются каждого человека. В одиночку никто не сможет с ними справиться. Для этого нужна помощь, единомышленники. Мы должны взаимодействовать друг с другом. Нужно думать об окружающих, не относиться равнодушно к проблемам других людей, а стараться им помочь, хотя бы самым малым. Если каждый человек сделает счастливым другого человека, или хотя бы совершит доброе дело - в мире станет больше добра, любви, меньше проблем.

Я хочу сказать, что проблемы, в том числе глобальные, будут существовать всегда, но мы должны научиться их устранять и стараться сделать наш мир лучше.

Балалаев Илья (МО - 501_113)

Тема глобализации является актуальной и популярной в XXI веке. Ей посвящены сотни теле- и радиопередач, тысячи статей и книг. Глобализация - это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире. Это неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Однако за последние десятилетия темпы этой глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

С одной стороны, глобализация благотворно влияет на процессы мировой экономики, так как существуют межрегиональные масштабные потоки взаимосвязей. Она способствует развитию международных отношений: образуются международные организации, мир становится более связанным. С другой стороны, нарушается национальная идеология, размываются границы суверенного государства, усиливается влияние на экономику страны со стороны крупных мировых корпораций. Мир становится более зависимым от его субъектов.

В последние годы мир раскололся на два лагеря - глобалистов и антиглобалистов. Кем я являюсь? Глобалистом или антиглобалистом? В связи с тем, что понятие глобализация имеет двойственный оттенок, позиционировать себя в современном мире очень сложно. Я пользуюсь продуктами глобализации: средствами массовой информации, беспрепятственно пересекаю границы, следовательно, я - глобалист. В то же время я против издержек глобализации, так как из-за влияния Запада утрачивается национальное единство. Существует и еще одно негативное влияние глобализма - открытость границ, что способствует распространению терроризма и наркотрафика.

Я считаю, что глобализация - это необходимый, давно уже начатый и необратимый процесс, но мне не нравится потеря национальной культуры, языка, потери исторических ценностей, загрязнение радио и телевидения однообразными сериалами. Контролировать глобализацию невозможно из-за ослабленного влияния ООН на мировую общественность. В экономике появляется ряд проблем, связанных с крупными корпорациями, которые вывозят капитал в более развитые державы, ослабляя частный национальный сектор малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, нужно более внимательно и осторожно относиться к процессам глобализации. Поэтому я позиционирую себя как альтерглобалист.

Белая Влада (МО - 501_113)

«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом» - так писал советский прозаик Даниил Семенович Данин. Я абсолютно согласна с этим высказыванием, потому что чем больше я познаю мир – тем больше появляется вопросов. На моем пути, несмотря на его сравнительно недавнее начало, у меня не нашлось ответов даже на их малую часть. Однако важным итогом явилось понимание того, что школьная и университетская скамья - не образование, а лишь способ получить образование.

Поначалу меня пугал тот факт, что, ознакомившись с многообразием теорий и догм, я не нашла себя приверженной ни к одной из них. Но затем я поняла, что обнаружить себя вне какого-либо течения не так страшно, как начать слепо следовать какой-либо уже сформулированной кем-то точке зрения. Мне кажется, что каждому человеку дан механизм, с помощью которого он познает как внешний, так и внутренний мир. Но то, как этот механизм будет использован - выбор каждого: одни пользуются возможностью вырабатывать свои собственные взгляды, морально-нравственные ценности, не боятся подвергать факты сомнению, развенчивают мифы и борются с предрассудками; а другие возлагают всю ответственность на «признанных» мира сего.В этой связи я разделяю мнение немецкого философа Людвига Фейербаха: «Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить». Поэтому передо мной никогда не стояла цель отнести себя к какой-либо определенной доктрине или институту (социальному, политическому, культурному и другим).

В своей жизни я являюсь свидетелем того, что все, что меня окружает, работает в режиме уникальной «программы», несопоставимой ни с какими человеческими возможностями. Работают все законы, открытые великими учеными: законы эволюции Дарвина, диалектики, объясненные Гегелем, астрономии, химии, физики и другие. Но ведь все эти законы существовали еще до их открытия человеком. Было бы неразумно видеть «программу» в работе, но быть слепым к ее «программисту». Человек лишь познает эти законы, «открывает» и интерпретирует их для себя, к сожалению, совсем не думая о том, что прежде чем кто-то их откроет, их должен кто-то сформулировать. Аналогично тому, как техника, сделанная человеком, сопровождается данными режима ее работы, соблюдение которых обеспечивает ее долгое и надежное функционирование. Не ознакомившись с ними, мы не сможем извлечь из этой техники всю предназначенную пользу. Точно так же и Создатель назначает человеку свод законов. И в этом кроется нерушимая сила человечества и высшая степень его премудрости - возможность научиться открывать эти законы. И я, в свою очередь, считаю это высшим благом для себя - стать частью этой учебы.

Я - ученик и рада продолжать им быть. И чем дольше я сижу за партой на уроке под названием «жизнь», тем больше задают на дом. Учеба и есть цель для меня, ведь находя ответы даже на небольшие вопросы и приходя к собственным выводам, я чувствую мой механизм познания мира в действии. И это есть мое счастье, что я когда-нибудь смогу лишь приоткрыть завесу навсегда скрытого от нас замысла Творца. По определению Блеза Паскаля, «человек ­- всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо он сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

Бизюкин Игорь (МО - 501_113)

Я - антиглобалист. Процесс глобализации необратим, сейчас происходит его усиление: обсуждаются идеи о едином мировом правительстве, о глобальной экономике, единой валюте. Конечно, у глобализации, как и у любого процесса, есть плюсы и минусы. И этих минусов немало. Например, ТНК думают только о прибыли и власти, не учитывают результаты, которые последуют после их действий. Корпорации всегда стремятся стать монополистами в сфере своей деятельности, а монополия исключает конкуренцию, а ведь конкуренция, в свою очередь, - главная основа нормальной рыночной экономики. Действия ТНК часто вредят экологии, но их это не волнует: главное - прибыль. Более того, они могут влиять на политические решения стран. В итоге доминирующую роль станут играть страны «золотого миллиарда», а все остальные будут кое-как существовать, поставляя дешевое сырье и рабочую силу для транснациональных компаний этих стран. Так же глобализация влияет на культуру. В результате этого процесса культуры западных народов сольются с восточными. Какой может быть результат? Они либо будут уничтожены и потеряны, либо изменятся до неузнаваемости. «Весь мир - одна страна» - это будет сплошная каша из национальностей и этнических групп. И уникальность каждого народа исчезнет. Глобализация приведет к свободной эмиграции, а итог будет плачевен - все людские потоки сразу устремятся в сторону крупных промышленных и экономически развитых центров, в то время как отсталые районы будут пустовать. Неравномерное распределение населения приведет к небывалому уровню безработицы.

Демичева Елена (МО - 501_113)

В раздумьях о том, как охарактеризовать свою позицию в отношении современного мира, мне в голову пришло такое понятие, как индивидуализм. Свою позицию я бы назвала даже немного жестче – эгоизм. Хоть этот термин и не из области политологии или глобалистики, на мой взгляд, он вполне может быть использован для обозначения отношений современного человека с глобализирующимся миром.

Я потребитель благ, которые предлагает мне современный мир. И моя задача как разумного потребителя - проанализировать весь спектр этих благ и возможностей, вычленить наиболее выгодные для себя. Моя позиция в том, чтобы не бросаться с головой в пучину глобализации, а строить свой путь на основе самых перспективных аспектов этого процесса. Для меня это формула некого мирного эгоизма – максимальная польза для себя абсолютно без какого-либо вреда для окружающих. А если плюс к этой позиции получится принести хоть малейшую пользу человечеству, то это будет прекрасно.

Доломанжи Евгений (МО - 501_113)

Я – лояльный перфекционист. Я за совершенство мира, а значит за то, чего в принципе быть не может. Но любой процесс совершенствования и наведения порядка ни в коем случае не должен доводиться до абсурда.

Считается, что порядок – это всегда хорошо, а хаос – плохо. Это одно из тех заблуждений, благодаря которым большую половину XX века человечество страдало от репрессий, застоя и войн. По правде говоря, в основе любого открытия и инновации находится беспорядок. Что-либо новое может родиться только из хаоса – из незапланированного, неожиданного «сбоя системы». Очевидно, что в условиях абсолютного беспорядка это «новое» не имеет возможности закрепиться и принести пользу, поэтому между хаосом и порядком нужен баланс. Но без доли беспорядка прогресс останавливается полностью. Выражая свою субъективную точку зрения, я борюсь за совершенство окружающих нас предметов и процессов.


Елизаров Сергей (МО - 501_113)

В сегодняшнем мире, когда глобализация все сильнее и сильнее стирает границы культурные и политические, как никогда остро стоит вопрос сохранения интересов Родины в этом меняющемся мире, а главное – вопрос сохранения культуры нашей страны. Ведь наша культура и самобытность как цивилизации – залог независимости как моральной, так и политической. Как мы будем противостоять натовскому вторжению, если выросшее на Микки Маусах и Диснеях поколение встретит врага с распростертыми объятиями?

Глобализация – зло, что стирает цивилизации и мировую культуру, вместо этого оставляя культуру бесконечного потребления. Оно ничего полезного не производит и низвергает человечество в пучину моральной и физической деградации. Глобальный человейник, кишащий непомнящими родства Иванами – вот что готовит глобализация всему миру.

Кто мы в этом изменяющемся не в лучшую сторону мире? Мы – новое поколение, будущее страны. Ассоциируя себя именно этим способом, мы должны поставить себя как стражей и защитников Родины, защитников нашего славного прошлого. Именно это культ потребления пытается стереть для наших потомков. Ведь мы не вечно живем на этой земле – мы лишь взяли ее в аренду у наших потомков. Служение своей стране, невзирая ни на что – вот каким должно быть кредо нашего поколения.

Как студент-международник, я не могу не привести в пример такую выдающуюся личность, как Шарля-Мориса де Талейрана, выдающегося французского дипломата. Директория ли, империя Наполеона или возвращенные на трон Бурбоны – все для него было вторично, ибо для него, истинного патриота, государственные интересы Франции были превыше всего.

Родина нуждается в нас сегодня, и только в наших силах обеспечить нашим потомкам достойное будущее. Заставьте ваших потомков гордиться собой. Заставьте себя гордиться.

Зерцалов Денис (МО - 501_113)

Я - человек, который живет на планете Земля, в стране под названием Россия, в столице, название которое носит Москва. В свои 21 год до сих пор не могу окончательно понять: в нужном ли направлении я двигаюсь, правильный ли я путь выбрал, нравится ли мне то, чем я занимаюсь или нет (есть несколько занятий, которые время от времени отвлекают меня от моих мыслей и проблем, которые мы сами же для себя создаем).

Сегодняшний мир развивается настолько быстро, что не успеешь оглянуться, а твои вещи, которые ты только что приобрел, через день, неделю, месяц, год уже устарели. Информационное поле растет с каждым днем все больше и больше. Информация становится доступнее для людей, не вся, конечно же, но Интернет творит чудеса и делает свое дело. Интернет - это гениальное изобретение, из которого на сегодняшний день ты можешь вытянуть достаточное количество базовой информации для того, чтобы научиться что-то делать и в дальнейшем, возможно, обеспечивать себя и не только. Интернет - это как будто отдельный организм, который одновременно питается информацией и раздает ее. Конечно, во всем есть плюсы и минусы, ведь должен существовать баланс, который контролирует это. Мне нравится эта «глобальная сетка» тем, что ты можешь контактировать с людьми, которые находятся в разных уголках мира, ты можешь делиться своим творчеством, улучшать его, ты можешь получить именно ту вещь, о которой раньше ты мог всего лишь мечтать. И делается это довольно просто, всего в несколько кликов по клавиатуре и «мышке». Из минусов - это то, что надо быть осторожнее с той информацией, которую ты загружаешь или получаешь из Интернета, так как существуют «подводные камни», которые потом могут создать тебе неприятности. Об этих плюсах и минусах можно рассуждать очень долго.

Что касается моего творчества: я занимаюсь фотографией и видео, кстати, начал заниматься все этим благодаря скейтбордингу. Он как бы помогает мне смотреть на мир по другому, более детально. Скейтборд - это как кисточка у художника, которая является его оружием для того, чтобы творить. В фотографии и видео мне очень нравится процесс создания и захватывания моментов времени: это как мгновение, его уже нет, а ты можешь посмотреть на изображение, которое ты сделал и вспомнить тот момент. При нажатии кнопки на камере ты как бы останавливаешь время на маленький промежуток времени, на который ты потом можешь посмотреть, опечалиться, обрадоваться или сказать, какие «клеевые» были времена. Фотография и видеозаписи бессмертны, так как люди уходят, а материалы остаются.

Занимайтесь тем, что вам нравится, развивайтесь, добивайтесь своего, будьте открытыми, помогайте друг другу, цените моменты, воплощайте свои мечты и, главное, - оставайтесь самими собой!

Канукоев Азамат (МО - 501_113)

Считается, что быть оптимистом и быть реалистом - это кардинально противоположенные понятия. Я лично считаю, что на самом же деле оптимисты просто более сосредоточены на конечной цели, а реалисты имеют привычку скептически (а подчас и негативно) относиться к любой мелочи.

Я не отношу себя к одному типу полностью: под влиянием обстоятельств, людей, мест и т.п. он может меняться, когда проблемы данной минуты заставляют быть реалистом, или, наоборот, в беззаботном настроении я смотрю на все оптимистично. Плюсы есть и в том, и в другом случае. Я – оптимист, обладаю несгибаемой волей: я верю, что мне все удастся изменить, и чаще всего мне это действительно удается. Я – реалист: живу сегодняшним днем, воспринимаю окружающий мир буквально, адекватно, ценю то, что имею.

Мир сложен и труден. В нашей жизни множество проблем. Но ведь почти все из них преодолеваемы, если мы умеем достойно переносить их, если у нас есть желание изменить себя и других, если мы целеустремленны. Но я считаю, что для того, чтобы всегда добиваться успеха, мне нужно всегда стараться совмещать в себе эти два начала, вырабатывать в себе позитивный реализм. Ведь совмещаясь, эти две жизненные позиции компенсируют недостатки друг друга: излишнюю слепую уверенность в успехе оптимизма и осторожность во всем реализма.

Совмещая эти два начала, я не перестаю мечтать, надеяться, верить в себя, но при этом ставить перед собой вполне реальные цели. Я считаю, что именно двусторонний взгляд на жизнь, позитивный реализм - это секрет успеха. Задумывая что-то, я верю, что все закончится с позитивным результатом. Верю в то, что у меня все получится, настраиваю себя на достижение результата. Если не верить в свой собственный план, то он и не сработает. Я верю в положительный исход, но всегда готов к провалу. Нет, я не повторяю про себя «я неудачник», а просто заранее готовлю альтернативный план на случай неудачи. Сила оптимиста отнюдь не в том, что он все видит через розовые очки. Нет, реальный оптимизм - это умение мыслить конструктивно и позитивно.

Мечта часто бывает слишком легковесна, если она не подкреплена реалистичными целями. Я-оптимист сколько угодно могу говорить: «Я верю, что можно зарабатывать деньги любимым делом», но лишь я-реалист задамся вопросом: «А как именно это можно осуществить?», и буду предпринимать конкретные шаги, которые смогут приблизить меня к цели. А оптимизм придаст мне для этого сил.

Лошкарёва Анастасия (МО - 501_113)

В случаях, когда нужно написать что-либо о себе, всегда вспоминается, как прекрасная госпожа Раневская начала ведение своего личного дневника: «Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо - не хочется. Хорошо – неприлично. Значит, надо молчать». Но как не вышло молчать у госпожи Раневской, так не выйдет в этот раз у меня. Поэтому буду писать все так, как есть.

В век информации и развитых технологий никакого труда не составляет найти определения таких терминов как «глобализация», «антиглобализм», «альтерглобализм», «патриотизм» и прочих других, посему терминологией предпочту, пожалуй, не разбрасываться.

Вопросом «кто же я?», полагаю, задавались многие. И спрашивали себя об этом не один раз. Люди изменчивы, часто меняется и их отношение к чему-либо. Порой незначительно, порой – кардинально. Порой же люди не имеют определенного представления о том, кем они являются. Как следствие, они не причисляют себя ни к одному сформировавшемуся движению.

Я – не исключение. Много раз спрашивала себя, чья же позиция по отношению к глобализации мне ближе, а ответа найти так и не удавалось. По прошествии нескольких лет могу сказать: моей определенной позицией в этом вопросе стала именно неопределенность. Я не против глобализации, считая это объективным и неизбежным процессом, но не глобалист. Считаю, что у этого процесса есть как достоинства, так и недостатки. Я не анти- или альтерглобалист. Не патриот, не эгоист, не оптимист, не пессимист и еще множество «не». Не могу и не хочу причислять себя к какому-либо движению, разделять или критиковать их взгляды и концепции, придерживаться их стратегии. Все течения одновременно близки и чужды, но не отталкивают, а, напротив, привлекают внимание. С позиции, скажем так, одностороннего наблюдателя, страдающего беспристрастностью, изучать все возможные направления намного проще, собирать осколки информации, складывая их в единое целое.

Если несколько лет назад можно было бы сказать, что отсутствие позиции – это по неопытности, от непонимания всех процессов, от невозможности повлиять на что-либо в этом мире, то сейчас это было бы наглой ложью. Не то чтобы за несколько лет вдруг внезапно появились рычаги управления и возможности как-либо оказать воздействия глобального масштаба. А вот меньшего – кто знает.

Порой снова задумываешься над своей уже обозначенной позицией и думаешь, что как-то все отдает то реализмом, то идеализмом, или и тем и другим понемногу. Однако же для того, чтобы на вопрос «кто я?» гордо ответить «реалист», я чересчур идеалистична. А быть идеалисткой мешает изрядная доля цинизма. Такая вот парадоксальная неопределенность позиции, которая, кажется, будет сопровождать меня и дальше.

Омарова Сабина (МО - 101_111)

Каждый из нас не раз слышал такие слова, как глобализация, глобальный, глобализм. Но задумываемся ли мы о нашей собственной роли в сфере глобализации?

Раздвигаются границы, увеличиваются денежные потоки и взаимозависимости финансовых рынков, распространяются средства телекоммуникации и информационных технологий. Но что мы получаем взамен? Не всегда глобализация связывается с положительным влиянием на жизнь населения и развитие государства. Часто мы теряем свои ценности, свою культуру и кем мы становимся? Нам твердят, да и мы сами считаем, что каждый из нас личность, что именно мы можем изменить мир, что наш голос так важен для вышестоящих представителей «нашей» воли. Нам все чаще навязывают неправильные приоритеты, отвлекают наше внимание от поистине глобальных проблем. За нас решают, за нас думают, преподносят заранее отредактированную информацию на блюдечке с «голубой каемочкой».

Эпоха информатизации играет в нашей жизни решающую роль. Работа СМИ занимает почетное место в глобализации. СМИ формируют эмоциональный настрой людей. Мы получаем только ту информацию, которая, по мнению высших слоев, удерживающих в своих руках власть, полезна. Мы перестали задумываться над тем, что происходит в мире, и какое место в нем мы занимаем. Так кто же мы на самом деле? Личности или толпа? Что мы можем изменить в этом мире? Какую роль мы играем в развитии нашей цивилизации? Можем ли мы сохранить культуру и ценности наших народов, семьи, страны?

Как мне кажется, именно эти проблемы мы должны решать вместе. Экономические и политические связи с другими государствами не всегда имеют положительный результат. Ведь глобализация в экономике часто приводит к кризису в небольших государствах. Вместе нам нужно налаживать отношения между государствами, чтобы не было войн, помогать развитию бедных государств. Да, мы должны быть вместе, чтобы расширять сферы межгосударственных интернациональных отношений, но нельзя забывать о развитии собственной культуры, сохранении традиций, ценностей нашего народа. Мы должны изучать отечественную историю, разбирать спорные вопросы в нашей собственной истории, изучать и сохранять свой язык.

Главная проблема глобализации в том, что, поворачивая головы на Запад, увлекаясь их культурой, принимая их развлечения, изучая их язык, мы забываем про то, что мы – россияне - Великий народ с яркой, богатейшей историей, что наш русский язык - Великий и Могучий, что наша культура - одна из самых богатейших культур в мире. Именно с помощью изучения нашей истории, культурологии, философии мы сможем ответить на вопрос, мучающий каждого из нас: «Кто же мы на самом деле?»

Я считаю, что нужно совмещать в себе глобалиста и патриота. Быть может тогда мы сможем стать именно личностью, а не составляющими толпы - безликого общества. Главное быть образованным человеком, чтобы с нашим мнением считались и наш голос действительно был нужен стране. И тогда наша страна всегда будет занимать главенствующее место в мире, наш народ навсегда останется великим, а язык наш - могучим!

Соболева Вера (МО - 501_113)

Глобализация - неизбежный процесс международной экономической, политической и культурной интеграции. По моему мнению, глобализацию нельзя называть новым этапом развития международных отношений, т.к. несмотря на то, что сам термин «глобализация» впервые был употреблен только в 80-е годы XX века, некоторые ее черты проявлялись уже в эпоху античности. Процессу глобализации не помешали даже такие события, как Первая и Вторая мировые войны, Великая депрессия. После них процесс глобализации возобновлялся с новой силой. Ему способствовали устранение барьеров в международной торговле, обмен новыми информационными технологиями и т.д.

В настоящее время люди стали уделять больше внимания глобализации. Можно сказать, что сейчас ее процессы и тенденции стали более ощутимы. Из-за этого происходит много споров, возникает огромное количество мнений. Я считаю, что глобализация является неизбежной, нам необходимо принять ее и научиться жить в такой период времени.

Некоторые считают, что глобализация влияет на культурное наследие стран, а именно люди могут забыть историю и культурные ценности своей страны. Я же уверена, что это зависит от отношения конкретного человека и народа к своей стране, от воспитания. Процесс глобализации не означает создание единого мира с единой культурой, политикой и экономикой. Все мы разные, поэтому полное объединение попросту невозможно. Глобальная интеграция помогает людям открывать для себя новые возможности, знания, перспективы; помогает нам больше узнать о мире и странах, о людях и культурах. Глобализация создана для того, чтобы люди могли научиться общаться, несмотря на различия в воспитании, культуре, традициях и представлениях о мире. Ведь любой процесс интеграции создается для того, чтобы облегчить людям жизнь. Необходимо смотреть на это не только с позиции политической или экономической выгоды, но и с точки зрения личной пользы для каждого человека. Например, я не вижу ничего плохо в том, что люди, живущие в Евросоюзе, могут передвигаться из страны в страну внутри Европейского союза без проблем. А ведь этому способствует именно процесс глобализации, а конкретно международной интеграции.

Учитывая вышесказанное, я могу назвать себя глобалистом. Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Я не вижу ничего плохого в глобализации мира. А если смотреть на проблему с точки зрения патриотизма, то я убеждена что патриотизм и глобализация могут и должны сосуществовать. Являясь глобалистом, я могу назвать себя патриотом, так как уверена, что никакой процесс интеграции не может повлиять на мое отношение к своей стране, к своей Родине.

Стрельцов Даниил (МО - 501_113)

Кто мы? Довольно сложно ответить на этот вопрос сразу, каким-то одним конкретным определением. Даже если не пытаться выбрать какой-то один ярлык, который можно было бы на себя навесить, все равно вопрос не становится легче.
Если говорить общими словами, то конкретно про меня можно упомянуть стандартное «студент», «будущий специалист в сфере международных отношений» и т.д., но, я думаю, это и так понятно. Если же рассматривать процесс глобализации и моего к нему отношения – то я скорее глобалист, поскольку считаю, что глобализация – необходимый, важный, вовсю идущий процесс. Но необходимо оговорить одно условие – нужно не допускать, чтобы глобализация, расширяясь, уничтожала национальную культуру, пагубно влияла на окружающую среду.

Если же рассматривать собственную жизненную позицию, то как бы мне ни хотелось быть оптимистом, реальность такова, что всегда ждать только хорошего – довольно бессмысленно. Поэтому, глядя на внутренний, нажитый пусть и небольшим, но все же жизненным опытом, цинизм, - я скорее реалист, хоть и с оставшимися «нотами» идеализма в душе. Одновременно, пожалуй, можно сказать, что я и фаталист, придерживающийся точки зрения, что что-то неизбежное все равно случится. Но это не тот фатализм, когда люди считают, что незачем что-то делать, оно само произойдет/не произойдет если нужно. Это тот фатализм, что прекрасно описан в известном фильме «Трасса 60»: человеку дается знак как поступить и что случится, а ему уже самому решать, какой выбор сделать, следовать по предложенному жизненному пути или нет.

Таскаева Ирина (МО - 501_113)

Я пессимист. Во многих источниках информации можно прочитать много ужасов о самом понятии «пессимизм». Это и «умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких человеческих усилий», и «вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее» (М. Хайдеггер).

Лично я по-другому позиционирую себя, не настолько мрачно и безысходно. Если сравнить оптимиста и пессимиста, то первый всегда будет надеяться на хорошее, не особо утруждая себя подготовкой к жизненным неожиданным поворотам, ведь все равно все будет хорошо. Тем не менее, от каждой неудачи оптимист будет расстраиваться, ведь он надеялся на лучшее. Пессимист же морально готовит себя к тому, что в любой момент все может пойти наперекосяк, и когда случается беда, он лишь хмыкнет, потому что ожидал такого исхода событий, и будет готовиться к следующим неожиданностям.

Тем не менее, хорошим вещам я тоже умею радоваться. Просто не позволяю себе слишком сильно расслабляться – вдруг что-то пойдет не так? Это моя личная точка зрения. Если говорить о глобальном пространстве, то я так же отношусь довольно скептически к разным оптимистичным вариантам развития мира. Каждая страна преследует свои интересы, которые далеко не всегда направлены на всеобщее благо. Несовпадение целей ведет к конфликтам. Все это противостояние похоже на шахматную доску, а люди на ней фигуры.

Какие примеры можно рассмотреть? Давайте посмотрим на Олимпиаду в Сочи. Это престиж для нашего государства, ради которого мы тратим огромные деньги, чтобы довести до идеала один город в стране. А я думаю, что на эти деньги можно было бы отстроить огромное количество так необходимых нам детских садов, больниц и школ. Давайте посмотрим на беспредел на улицах и террористические акты, гремящие то там, то тут. В Волгограде невинных людей просто так уничтожили, и никто не может обеспечить нам защиту. Наверное, пессимистично так думать, но я не думаю, что многое может измениться в ближайшее время в лучшую сторону.

Ярошенко Алина (Ю – 101_111)

Я хочу поговорить о личности, так как я начинаю замечать, что смысл этого слова теряется в связи с таким явлением, как глобализация общества.

Многие люди, особенно моего возраста, относят себя к личностям только потому, что они живут в обществе. Но ведь это самая малая составляющая этого понятия. Ведь личность подразумевает наличие своих интересов, своих взглядов и своего мнения. И должна признать, что таковых людей осталось немного. И могу отметить, что это является одним из последствий глобализации. Ведь очень трудно придерживаться своего мнения, когда со всех сторон идет навязывание определенных идей.

Я заявляю себя как личность. Происходящее задевает меня, мое пространство, мои взгляды, моих близких. Скажу откровенно, что у меня есть проблемы с общением с людьми. Моя мама очень переживает по этому поводу и постоянно говорит, что дело во мне. Что мне нужно изменить свои взгляды и свое отношение, начать больше прощать людям. Начинает рассказывать мне про то, что идеальных людей не бывает. Однако я почти не вижу людей, которые бы стремились к идеалу. Я не понимаю, почему я должна менять свое мнение ради безвольных и бесхарактерных, глупых людей, которым скажут: прыгни - они прыгнут, которым скажут, что спорт важнее учебы, и они послушаются. Но послушались не потому, что они так считают, а потому что им так сказали. Почему люди не могут понять и услышать меня? Почему я должна общаться с людьми, которые способны предать, обмануть или оклеветать, если от этого будет зависеть их интерес? Предательство, лицемерие, ложь, бездушие, безразличность – все это стало обыденным. Люди перестают верить друг другу. И это на руку тем, кто пытается создать глобальное общество. Ведь когда человек не может найти поддержку вокруг себя, он начинает искать ее вовне. В такие моменты люди обращаются к такой чудо-штуке, как Интернет, в частности, социальной сети. Здесь, они находят любовь, друзей, знакомых и многое другое. И вроде бы, что здесь такого страшного? Но проблема в том, что люди перестают ценить живое общение. А как может развиваться общество, в котором люди не контактируют между собой, когда человек не видит эмоции другого человека и не заражается его энтузиазмом? Как может развиваться внутренний мир человека без искреннего сочувствия и понимания, которого не может дать интернет-общение? Не буду скрывать, что меня тоже можно найти в социальной сети: зарегистрировалась я там именно из-за того, что надеялась найти похожих на меня людей для общения. И одно время мне казалось, что я нашла себе настоящих друзей. Я общалась с ними в сети, мы встречались вживую, и вроде все было хорошо. Но когда мне действительно стало плохо, не нашлось ни одного человека, который бы выслушал меня и искренне мне посочувствовал. И тогда я поняла, что все это просто иллюзия. На данный момент я единоличник, и придерживаюсь мнения, что все нужно делать самому. Я понимаю, что такая позиция не даст мне возможности развития, но менять свою позицию ради тех, кто не будет этого достоин, я не собираюсь.

И вот я задумалась, а кто эти «достойные»? Тогда я села и четко разграничила для себя общество. Первые - это люди, которые поддались такому великому процессу, как глобализация. Люди без мнения, легко ведущиеся и очень зависимые от общества. Они не способны на какое-либо действие сами. Их сила проявляется лишь в стае. Должна признать, что эту группу составляет большая часть людей. Вторые - это люди, которые живут ради своих амбиций. Они готовы променять свое мнение ради того, чтобы остаться на плаву. Они лицемерят, они лгут, они идут по головам, живя по закону: «Каждый сам за себя!». Эта категория получше, чем первая, но человеческого в них мало.

Третьи - это люди, которые не хотят относить себя ни к тем, ни к другим. Этим людям тяжелее всего, ведь общество давит на них, убивая в них личность. Первым не нужны люди, которые будут думать, которые могут начать претендовать на их места, поэтому и пытаются на них надавить. Вторым просто не нравится, что эти люди ведут себя по-другому. Мне кажется, это связанно с тем, что они их не понимают. Эта категория людей способна отстаивать свои взгляды несмотря ни на что. Но слабость этих людей в том, что их мало.

Я отношу себя к третьей категории людей, и я верю, что эта прослойка начнет расти, так как именно от нее будет зависеть будущее нашего общества. В противном случае глобализация сравняет все. Культура, язык, традиции, ценности - все станет единым и стандартным. Но если так произойдет, то человек перестанет существовать как человек. Те, кто не имели своего мнения, превратятся в стадо, которое будет не жить, а существовать. В этом обществе понятие «личность» исчезнет. Хочу ли я жить в таком обществе? Нет.