Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Круглый стол «Российская образовательная модель в контексте современных реалий» (30 октября 2009 года)
30 октября 2009 года в Международном юридическом институте на базе Звенигородского научно-образовательного комплекса состоялся выездной круглый стол «Российская образовательная модель в контексте современных реалий». В работе межвузовского студенческого форума приняли участие студенты МЮИ и представители вузов Москвы — Московского гуманитарного университета, Российской правовой академии, Московской государственной юридической академии, Московского нового юридического института, Московского государственного открытого университета, а также филиалов МЮИ — Смоленского, Королевского, Одинцовского и ЗНОКа.

С приветственным словом к студенческому форуму обратился директор Международного юридического института профессор Н. А. Жильцов. В своем выступлении он обозначил ключевые вопросы, стоящие сегодня перед системой образования России. Среди направлений, предложенных для совместного обсуждения в области сотрудничества студенческого сообщества, преподавателей и менеджеров, профессор Жильцов Н.А. назвал следующие: модернизация образования в целом и основные векторы этого процесса. Актуальность вопроса модернизации российского образования не вызывает сомнений. В разные исторические периоды времени к образованию предъявляли различные требования. Глобальные изменения, произошедшие в последние годы в экономике, социальной сфере, стремительное распространение информационных технологий, требуют соответствующей кардинальной перестройки как институционально-организационной, так и содержательной сторон системы образования.

Е. А. Никчемная, руководитель Лаборатории цивилистики МЮИ и одна из инициаторов проведения настоящего молодежного форума обобщила итоги Круглого стола:
- Представляется, что именно от сферы образования общество сегодня ожидает разрешения многих проблем. Реформы образования, в т.ч. реформы высшего образования, обрели статус государственной политики, т.к. государство стало осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. Уровень образования населения России рассматривается как ресурс поступательного и эффективного развития страны. Система образования просто обязана отвечать на заявленные вызовы. Изменяющийся контекст социума свидетельствует об определенных тенденциях:
- старение общества и увеличение продолжительности жизни;
- доминирование работы в жизни людей, и, соответственно, изменение структуры семьи;
- цифровая революция, порождающая как положительные эффекты, так и способствующая развитию клипового экранного мышления, вытесняющая мышление абстрактное;
- эволюция ценностей; - десинхронизация времени вступления в жизнь и завершения школы;
- глобализация и социальная раздробленность, потребность в сохранении индивидуальности наряду с необходимостью вхождения в социум.

Вместе с тем, анализ положений Концепции развития образования до 2010 года свидетельствует о том, что проводимые образовательные реформы продолжают сохранять ряд серьезных противоречий в области реализации образовательных программ. В частности, отсутствуют связи между различными видами знаний, диверсификация между исследовательским и проектным типами деятельности; ослаблены навыки самостоятельного мышления на фоне растущей информатизации. В вузах происходит глубокая дифференциация монопредметных областей знаний и организационное закрепление разрыва, существующего между ними. Как правило, в институтах отсутствуют междисциплинарные кафедры и мн.др.

Можно выделить несколько явлений, которые прямо ведут к модернизации образования. Наличие так называемых точек роста, сокращение населения страны и, наконец, подписание Россией Болонской конвенции. Как нельзя точно, характеристику упомянутых точек роста дал В. Садовничий, ректор Московского государственного университета: «Точка роста – это переориентация с административно-командного управления на гражданскую социальную инициативу и ответственность. России необходимо уходить от патернализма, мобилизовать свой творческий потенциал, сделать истиной ценностью каждого человека вклад в развитие общества и страны; точка роста - это образование, наука, просвещение». Предложенная сегодня обществу модель «Российское образование – 2020» в определенной степени продолжает предыдущие реформы. Однако если сравнить ее с Концепцией образования - 2010, мы видим несколько принципиально новых подходов. Прежняя Концепция была ориентирована непосредственно на саму систему образования, его субъекты. Новый представленный на рассмотрение общественности проект заявлен как модель, направленная на интерес, в первую очередь потребителя, на удовлетворение его интересов, ориентирована на потребности рынка и работодателя. Хорошо это или плохо – пока вопрос. Однако, при всей масштабности предложенной модели, само ее название «Модель для инновационной экономики» подчеркнем - не для личности, а для экономики - заставляет задуматься. Ряд элементов данной модели представляют собой явное заимствование. Относительно подобных движений, стоит вспомнить слова профессора Ключевского, высказанных им в 19 веке: «Можно и должно заимствовать изобретенный другим способ вязать чулки, но нельзя и стыдно перенимать чужой опыт жизни, строй чувств и порядок в нашей стране». Во-вторых, в настоящее время к процессу развития образования подключились такие общественные институты как сообщества работодателей и другие структуры. Теперь работодатель в сотрудничестве с образовательным сообществом включен в разработку профессиональных стандартов. Таким образом, именно профессиональное сообщество юристов сегодня наиболее поступательно выражает свою позицию относительно подготовки квалифицированного специалиста. Ассоциация юристов России принимает самое активное, возможно даже гиперактивное участие в подготовке образовательных стандартов. Вместе с тем, представленные на обсуждение стандарты, содержащие в себе набор профессиональных компетенций, свидетельствует о явных погрешностях.

Тем не менее, проект модели образования - 2020 направлен все же на повышение качества специалиста. Основные принципы новой модели это:
- образование как ядро карьеры в течение всей жизни. Это означает, что человек в любой момент, в зависимости от жизненных условий может повышать свою квалификацию. Особое значение придается индивидуализации образовательных траекторий. Проект предусматривает активное участие студентов в выборе программ обучения. Контроль и регулирование образовательного рынка находится не у государства, а у профессионального сообщества. Представляется, что формулировка проекта в ограниченном контексте, является в известной степени ошибочной. Проект предполагает существенное сокращение доли аудиторных занятий за счет увеличения самостоятельной работы студентов и практических письменных работ. Это в свою очередь требует определенного переустройства в учебных заведениях.
- объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения, следовательно, культура усвоения знаний замещается культурой поиска, дискуссии и обновления. Жесткие рамки формальной системы образования размываются - становятся актуальными неформальное и информальное образование (лаборатории, коучинг-сессии, справочные сайты, интернет ресурсы, тренинги и т.д.).
- поддержка талантов, как одна из составляющих проекта. Предполагается, что система образования будет ориентирована не только на освоение образовательного стандарта основным составом студентов, но выявлять и поддерживать на ранних этапах таланты, формировать для них особые маршруты для реализации их творческого потенциала.
- новый преподаватель. К педагогу должно предъявлять новые требования. Педагог рассматривается как исследователь, руководитель проектов. Основные идеи Проекта в части решения проблемы преподавателя сводятся к необходимости снижения доли «герметичных» образовательных учреждений, ускоренному замещению неэффективных педагогов и адресной поддержке перспективных. Авторы предлагают формировать отраслевую пенсионную систему для ускорения обновления кадров. Это предложение проекта на сегодняшний день оценивается скорее всего, во всяком случае для определенного круга вузов, как нереальность. Кроме того, на самом деле, сегодня более или менее приличный вуз и рад бы поддержать эффективного педагога, но не всегда сами педагоги, представители менеджмента ставят себе задачи, направленные на эффективность труда, не всегда проявляют желание заниматься исследованиями и проектами. Следует обратить внимание, что увеличение исследовательской компоненты в обучении, интеграция образования и производства (совместные кафедры, проектные команды, новое качество практик и стажировок) является характерной чертой современного образования. Те институты, которые уже сегодня осознали и внедряют на своих площадках вышеупомянутые проекты, менее болезненно адаптируются к изменяющейся действительности.

Одним из направлений Проекта является государственно-частное партнерство, когда уравниваются права образовательных организаций любой формы собственности при участии их в конкурсах на получение госзаказа по подготовке кадров, по исследованиям и разработкам. Эту составляющую Проекта трудно переоценить. Представляется, что внедрения механизма финансирования высших учебных заведений по принципу «деньги следуют за студентом» направлено на повышение реальной, но не мнимой конкуренции в сфере образования. На наш взгляд, несмотря на ряд погрешностей, а порой и откровенной «импортности» Проекта, многое в нем является жизненно необходимым.

Сегодня редкое издание, связанное с проблемами образования, обходит вниманием вопросы модернизации. Высказываются ученые, преподаватели, работодатели, правовое сообщество и многие другие. Октябрьская встреча студентов в Звенигороде, организованная Международным юридическим институтом в преддверии перехода высшей школы на стандарты третьего поколения, позволила высказаться на этот счет и студенческой аудитории. На протяжении целого дня с перерывами на обед и кофе-паузы студенты обсуждали вопросы, обменивались мнениями по проблемам российского образования, предлагали возможные пути совершенствования образовательной деятельности вузов.

Организаторы круглого стола предложили для обсуждения следующие темы:
1. Образование для инновационной экономики (студенческий взгляд);
2. Модернизация Российского образования: проблемы и перспективы. Выступления коснулись наиболее актуальных проблем, стоящих перед системой образования.

Студентка юрфака Александра Витебская , выступила с содержательным сообщением о ЕГЭ в России. Актуальность этой темы сложно переоценить. Как минимум с тех позиций, что введение ЕГЭ существенно снизило внимание средних школ к таким учебным дисциплинам как правоведение, экономика. Последствия этого не заставят себя ждать. Правосознание в обществе и без этих потрясений находится на низком уровне. Студенты Наталья Гечка и Марина Варгина затронули вопрос способов защиты субъектов в период проведения ЕГЭ, выявив наиболее ключевые моменты. На этом фоне выступление Николая Кульжика с темой школы юного юриста прозвучала крайне своевременно. Николай в своем выступлении рассказал об инициативах реализуемых деканом юрфака Е. А. Поповой , связанных с просветительской работой в школах Москвы. Работу Н. Кульжика отличало то, что студент не только обозначил наличие проблемы, но и продемонстрировал пути ее разрешения. Аналогичная программа, но с другим ракурсом и масштабом воздействия предложена студенткой Дарьей Песчановой, которая в своей работе отразила и свою собственную позицию и предложила пути для объединения вокруг программы «Правосознание: от слов к практике» наиболее активных студентов Москвы.
Студентка Московского гуманитарного университета Юлия Крылова представила форуму свое сообщение на тему «Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении». Ее выступление поддержали также другие студенты МосГУ, которые на примерах рассказывали о необходимости адаптации студентов. Следует отметить, что в данном вопросе студенты МЮИ и МосГУ затронули не только вопросы адаптации первокурсников, с заинтересованностью студенты обменялись мнениями о программах тьюторства, существующих в представляемых ими институтах. С интересным, глубоким по содержанию сообщением выступил студент Московского государственного открытого университета Андрей Пономарев. Доклад А. Пономарева был посвящен исследованию вопроса о ценностной ориентацией современной молодежи, как фактора качества высшего образования в России. Во второй части форума в Звенигороде яркое выступление продемонстрировал Ярослав Михайлов, студент юрфака МЮИ, который выступил с темой: «Образование в течении всей жизни и акмеология как ключевые направления совершенстования системы образования в рамках Болонского процесса». Дискуссия разыгралась также после выступления Анны Елютиной и Александры Чистяковой - студенток МЮИ, которые представили сообщение «Информальное образование, как неотъемлемый элемент модели профессионального образования». Данные темы и ранее были предметом обсуждения в Лаборатории цивилистики, но на форуме впервые появилась возможность обсудить эти вопросы совместно со студенческим сообществом. В качестве примера неформального, информального образования студент МЮИ Анатолий Акуров в содружестве со студенткой РАП Юлией Аникеевой, продемонстрировали возможности кейс-метода. К сожалению, в связи с ограниченностью времени, не удалось осветить все вопросы, связанные с этой тематикой. Представитель Смоленского филиала МЮИ Кристина Чухряева выступила с докладом «О некоторых современных проблемах образования в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Не менее интересный доклад, также вызвавший дискуссию, представила Светлана Зубкова из Одинцовского филиала МЮИ. Светлана рассказа о своем понимании инноваций в сфере образовательной деятельности. При этом студентка затронула крайне важный вопрос личности преподавателя. Студентка МГЮА Виктория Охотникова в рамках дискуссии подняла вопрос о талантах и креативности человека, как важнейшего ресурса для развития.

Подводя итоги студенческого форума в Звенигороде проректор по учебной и научной работе О. И. Чердаков отметил, что в вопросах модернизации образования известны позиции многих педагогов и представителей научного сообщества. Но студент как главный участник образовательного процесса, вправе сформулировать и высказать свое мнение: каким с его точки зрения должно быть высшее профессиональное образование сегодня?

Елена Никчемная, в завершении форума упомянула о том, что проводя исследования по вопросу - какой специалист сегодня нужен, она обращалась к представителям власти, бизнеса и правовому сообществу. Очевидно, что современной экономике, современной России нужен специалист - правовед, который не только знает нормы права (это априорно), но в совершенстве владея способностью суждения, он должен уметь эффективно применять свои знания. Глобальные стратегии образования XXI века, сформулированные ЮНЕСКО, к функциям образовательных учреждений отнесли следующие: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе. Студенческий форум в Звенигороде показал, что учащиеся вузов хотят и готовы учиться - быть настоящими специалистами в своем деле.

Межвузовский студенческий форум успешно закончился 30 октября, но работа, взявшая свое начало в Звенигороде продолжается. Творческие площадки Международного юридического института объединили студенчество - то студенчество, которое заинтересованно в повышении своего уровня профессионализма, совершенствовании системы образования и в своем вузе, и в России в целом. Развивая это направление, 13 ноября Лаборатория цивилистики Международного юридического института на своей площадке организует очередную встречу студентов Москвы. Встреча посвящена обсуждению правовых вопросов и адресована тем, кто стремиться стать действительно настоящим профессионалом, знатоком права.

По завершении студенческого форума оргкомитет в лице Председателя круглого стола, проректора по учебной и научной работе Международного юридического института, д.ю.н. О. И. Чердакова, руководителя Лаборатории цивилистики МЮИ Е. А. Никчемной, декана юридического факультета МЮИ, к.ю.н. Е. Э. Поповой пообещали присутствующим проанализировать и обобщить все предложения, изложенные в докладах. Наиболее интересные доклады участников круглого стола «Российская образовательная модель в контексте современных реалий» будут опубликованы в сборнике научных студенческих работ «Вестник МЮИ».