Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
Заключение эксперта

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Криворученко Владимир Константинович
– заместитель начальника Управления научной работы Московского гуманитарного университета, профессор кафедры истории и международных отношений МосГУ, доктор исторических наук, профессор









«Пожалуй, главный вопрос, который стоит перед каждым человеком, — это «Кто Я», «Как я воспринимаю мировое сообщество и в нём своё место?», «Какое моё участие в мировом процессе и возможно ли оно?». Если окинуть взором пройденное человечеством, то можно видеть движение от простого к сложному. Мировое сообщество вплотную подошло к новому, объективно рождаемому этапу явления, которое именуется глобализацией.

Да, именно объективный процесс, он пробивает себе дорогу не царскими повелениями и указами президентов, а жизненными потребностями. Сама глобализация тоже идет от простого к сложному. Даже древние знали пользу и ту же необходимость межгосударственной торговли, культурного обмена, познавательных поездок в иные страны. Сегодня эти процессы качественно и количественно возросли, охватили все страны и народы. Но, конечно, в той или иной степени, а перспектива бесконечна в масштабах и многообразии.

Примеров плохого и хорошего множество. Возьмём нашу историю. В советский период страна, строящая самое передовое общество, была ограждена от мира «железным занавесом», законсервирована в своих достижениях и отставании от передовой мысли. Такая наука, как кибернетика, была «запеленована» в идеологические одежки и не подпускалась к социалистическому «дитя», а, следовательно, «дитя» не дополучала «материнского молока» — основы науки. Считалось, и во многом справедливо, что у нас была лучшая система образования, но запертая от внешнего мира, была далека от «западных» научных и образовательных достижений; и что? — последовательно сдавали свои позиции.

Или пример из другой «оперы» — «Берлинская стена», которая политически ограждала от западных веяний, но изолировала страну и народ от мировой цивилизации. Пятидесятилетие её слома продемонстрировало ущербность замкнутого ограничения. Может быть, можно усмотреть уроки этого советско-восточногерманского явления в российской инициативе о снятии визовых препятствий для свободного передвижения по европейским странам.

Конечно, всё должно быть разумным: национальное, коренное, традиционное неприкосновенно. И это непросто сделать, о чем свидетельствует Болонская декларация о сближении образовательных процессов и глобальных на европейском пространстве требований к качеству образования. Пожалуй, не было такого запала дискуссий о русификации европейских образовательных критериев ни по одному элементу глобализации.

Исследовательская работа студентов Московского гуманитарного университета продуманно названа «Кто мы?» как взгляд сквозь призму глобализации. Прежде всего я бы высоко оценил саму задумку такого присоединения студентов к осмыслению глобального вопроса, затрагивающего всех и вся. «Кто мы?» — мы прямые участники процесса глобализации, оценщики прогностических планов ее проникновения в мировом и чисто российском масштабах. О молодежи говорят как о будущем страны. Хорошо это отметил Патриарх Кирилл: «Молодежи принадлежит будущее — но это расхожее понятие перестает быть банальным, если молодежь способна обеспечить будущее» (Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М., 2009. С. 47).

Дискуссия студентов, которая представлена данной работой, — свидетельство их неравнодушности, заинтересованности в понимании своего места в глобализирующемся мире, их самоидентификации, проявления заинтересованного интереса к проблеме: кто я в глобализирующемся мире? Важно уже то, что они заинтересованно задумались над сверхважной, но неоднозначной проблемой, высказывают своё понимание идеи и существа глобализации, свободно и открыто размышляют. Это идиографический материал, то есть оригинальный, особенный, единичный, уникальный, отдельный, самостоятельный, и тем самым ценный.

Я внимательно прочитал каждую мысль участников своеобразного «круглого стола». Ставя себя в одну шеренгу с ними, я тоже имею свой взгляд на пути развития глобализации в мире и в России, а поэтому с чем-то согласен, имею возражения.

Попробую всего лишь присоединиться к дискуссии через «Кто мы?».

Я понимаю глобализацию как необратимый в интересах человечества процесс. Поэтому я глобалист, а не антиглобалист, но осознанный глобалист. Следовательно, против того, чтобы бежать сломя голову, надо принимать каждый элемент глобализации продуманно, осознанно, в сопоставлении, без потери имеющегося позитивного, без насильственного перенесения, памятуя, что даже сильные растения приживаются на определенной почве, в определенном климате. Отсюда — антиглобализм не реален, у него нет перспективы, жизнь его сбросит с дороги.

В силу моего профиля образования и труда ставлю себе в задачу максимально расширять информационность знаний, продолжать активно ставить мне на службу Интернет — величайшее для современного времени достижение человечества. Познавать мир — в далёком прошлом мне удалось побывать в 28 странах, и это формировало мои представления о достижениях людей и стран. Продолжу свою научную линию на вторжение в различные отрасли знания. По базовому образованию я инженер-механик; совершенствую опыт в журналистике и издательском деле; по научной степени — историк; по призванию — политолог; по накопленному опыту — менеджер в организации науки; что-то смекаю в социологии. Это для меня очень важно, так как совокупность знаний и даёт образование и квалификацию. У меня богатая «научная семья» — «дети», «внуки» и даже «правнуки». Одних докторов наук двадцать семь. Это огромный труд, часто приходится параллельно с аспирантом, докторантом чуть ли не заново изучать проблему. Но это интересно, твоя голова пополняется непознанными ранее знаниями, а руки делают новую «продукцию». Я считаю это процессом моей личной глобализации, я его принимаю и всячески развиваю.

И ещё подмывает меня сказать. Считаю себя реалистом, оттачиваю «нюх» на научные и практические проблемы, берусь за то, в чем вижу возможность практического результата.

Иначе говоря, глобализм для меня не в абстракции, не жар-птица, а ощутимая реальность.

Поэтому со своей «колокольни» полностью поддерживаю жизненно актуальную дискуссию студентов, тренинг на понимание жизни, стремление познать, понять и сделать. Уже сам факт, что вне рамок учебных занятий (как у нас принято говорить) «на общественных началах» и для студентов, и для профессора 40 из 49 студентов на курсе выразили личный взгляд по поводу глобализации и сами сконструировали материал в электронный альманах говорит о том, что познавательный, политический интерес соучастника общественных процессов присущ нашенскому студенчеству».