Как к нам добраться Абитуриенту Сведения об образовательной организации
ГОТОВИМСЯ К СОБЕСЕДОВАНИЮ


Готовимся к собеседованию

Прежде чем попасть на собеседование, Вам необходимо составить резюме, подобрать подходящую вакансию и написать сопроводительное письмо.

Сопроводительное письмо всегда вызывает множество вопросов. Так давайте разберемся, из каких блоков оно состоит. Обычно оно начинается с приветственной фразы: «Здравствуйте! Меня зовут Кондратий Степанов. Меня заинтересовала ваша вакансия городского посадника».

В следующем абзаце кратко опишите свои достижения и основные навыки («руководил отделом», «участвовал в проектах» и т. д.). Этот абзац не должен быть длиннее трех-четырех предложений.

Третий абзац — ключ к сердцу рекрутера. Напишите в нём, почему Вы хотите работать в компании и почему считаете свою кандидатуру подходящей. Старайтесь избегать банальных фраз вроде «работу в вашей компании считаю возможностью для дальнейшего развития» — такие фразы заставят рекрутера подозревать, что Вы копируете одно и то же сопроводительное письмо для разных вакансий.

Постарайтесь разыскать в Интернете информацию о компании и отметить факт знакомства с ней уже в сопроводительном письме. Хороший пример: «Меня особенно заинтересовали ваши проекты в телекоме: я 4 года работаю в b2b продажах и постоянно пересекаюсь с такими клиентами».

Заканчивать резюме принято фразой, подтверждающей Вашу готовность подъехать на собеседование: «Благодарю за внимание и буду рад встретиться, чтобы ответить на ваши вопросы!».

Если Ваше сопроводительное письмо заинтересовало сотрудника кадровой службы, резюме показалось интересным, и Вы, возможно, подходите для этой вакансии, то Вас пригласят на собеседование.

Внешний вид играет огромную роль на собеседовании. Чтобы успешно его пройти, необходимо помнить старую поговорку о том, что встречают по одежке, а провожают по уму. Неважно, мужчина Вы или женщина, опрятный современный деловой костюм (не ультрамодный, а традиционный) — лучший способ произвести хорошее впечатление на работодателя. Ухоженный вид человека говорит о многом, поэтому ваши волосы должны быть чистыми, подстриженными или уложенными. Макияж у женщин не должен быть таким же ярким, как вечерний для выхода в свет. Состояние рук очень бросается в глаза на собеседованиях и деловых встречах. Их тоже следует привести в порядок, позаботиться о них заранее. И помните, что в зависимости от характера деятельности организации Ваш внешний вид может меняться.

И не забудьте подготовить все необходимые документы и взять с собой резюме.

Никогда не опаздывайте на собеседование. Хорошо продумайте маршрут, которым Вы будете добираться до места проведения интервью. Рассчитайте время прибытия с запасом — это даст возможность приехать в назначенный час в случае непредвиденных ситуаций.


Как отвечать на сложные вопросы на собеседовании?


Нередко на собеседовании представители работодателей задают каверзные вопросы, которые могут застать врасплох даже самого опытного соискателя.


«Почему Вы ушли с предыдущего места работы?» — этот вопрос лидирует в рейтинге самых неприятных для соискателя.

По мнению 11 % представителей компаний, отвечая на него, соискателю следует сослаться на отсутствие возможностей для профессионального развития. «Опишите свои достижения на предыдущем месте работы, а в конце отметьте: “Теперь, когда я добился всего этого, я готов решать новые задачи”», — рекомендуют специалисты. В свою очередь 8 % hr-менеджеров советуют объяснить причину ухода неудовлетворительным окладом. Отсутствие возможностей для карьерного роста уважительной причиной для смены работы считают 7 % кадровиков. Ещё 5 % менеджеров по персоналу полагают, что в такой ситуации можно назвать любую причину ухода, если она не затрагивает бывшее руководство.

Ещё один вопрос из разряда щекотливых: «По какой причине у Вас возник длительный перерыв в работе?»

К соискателям, имеющим длительный перерыв в рабочем стаже, работодатели относятся настороженно. Что же делать тем, кто по какой-либо причине долго не работал, но теперь решил бросить все силы на покорение профессиональных вершин? 

Как уверяют 16 % менеджеров по подбору персонала, уважительными причинами, по которым можно отвлечься от рабочего процесса на длительный срок, являются важные события в семье: рождение ребёнка, переезд на новое место жительства, болезни родственников и т. п. «Но не забывайте: что бы вы ни сказали, в конце нужно отметить, что сейчас все вопросы решены, и Вы готовы полностью отдаться работе», — советуют специалисты. 9 % менеджеров по подбору персонала считают, что удачным является ответ, подразумевающий серьёзное отношение к выбору места работы. Уместным будет и такое объяснение длительного «простоя», как учёба или повышение квалификации.

Ещё один каверзный вопрос, который может застать врасплох соискателя: «Почему Вы ищете работу, не имеющую отношения к полученному Вами образованию?»

По мнению 19 % менеджеров по подбору персонала, лучшим ответом на такой вопрос станет чистосердечное признание в том, что Вы разочаровались в первоначальной профессии и нашли себя в новой сфере деятельности. Хорошим ответом может стать и рассказ о том, что Вы стремитесь к освоению новых сфер деятельности. Эту точку зрения разделяют 17 % hr-менеджеров. Низкая зарплата, ошибка в выборе профессии или отсутствие работы по первоначальной специальности, — эти варианты ответа считают адекватным объяснением 8 %, 6 % и 6 % кадровиков соответственно. «Все мы люди и не всегда можем знать наперёд, какая профессия подходит нам в наибольшей степени», — успокаивают кадровики.

Помните, что лучшее оружие в борьбе за желаемое место в компании — это честность и искреннее желание влиться в команду.

Банально, но факт: одно из главных правил успешного прохождения собеседования — не обманывать рекрутера.

Помните, впечатление о Вас складывается не по ответу на какой-то один заковыристый вопрос, здесь важно всё: Ваш внешний вид, речь, резюме, рекомендации… Поэтому не бойтесь ошибиться. Лучшее оружие в борьбе за желаемое место в компании – это честность и искреннее желание влиться в команду.


Четыре вопроса, которые обязательно надо задать на собеседовании

Собеседование в разгаре, и Вы уже успели рассказать о своем образовании, достижениях и объяснить, почему хотели бы работать именно в этой компании. Что добавить, чтобы закрепить успех и принять верное карьерное решение? Очень важно задать правильные вопросы о будущей работе. Причем их последовательность (какой вопрос задавать первым, а с каким лучше не торопиться) тоже имеет значение. Чтобы не упустить вакансию своей мечты, читайте рекомендации.


Вопрос первый: о содержании работы


К примеру, Вы устраиваетесь на позицию PR-менеджера в уже существующий отдел по связям с общественностью. Уточните, какова будет именно ваша роль в налаживании PR-коммуникаций.

Вопросы о функционале надо задать обязательно, даже если Вам все кажется ясным и понятным: это подчеркнёт вашу высокую мотивацию и покажет рекрутеру, что перед ним ответственный и профессиональный человек.


Вопрос второй: о задачах


Обязательно спросите о стратегических задачах Вашей будущей работы. Что ждёт от Вас будущий работодатель, скажем, в годовой перспективе? Каковы критерии оценки эффективности Вашей работы?

Например, претендент на вакансию менеджера по продажам может поинтересоваться, каков план продаж на будущий год. Кандидат на позицию инспектора по кадрам — спросить о предполагаемом росте численности персонала и, следовательно, объёмах работы.

Тем самым Вы покажете, что умеете мыслить стратегически и планировать свою деятельность. К тому же отчетливое понимание своих задач в компании — это настоящий двигатель карьеры. Вы всегда сможете самостоятельно оценить свою работу, применяя оговоренные ещё на собеседовании критерии эффективности.


Вопрос третий: как быстро влиться в команду?


Уточните, какими будут Ваши первые рабочие дни. Планируется ли вводный инструктаж или тренинг? Будет ли у Вас наставник, к которому можно обратиться по любому вопросу? Каковы критерии, по которым будет оцениваться успешность прохождения испытательного срока?

Этот вопрос особенно важен, если работа будет для Вас в чем-то новой. Например, если раньше Вы работали в небольшой фирме, а теперь пришли в международную корпорацию. Или если занимались пиаром в сфере ритейла, а теперь — в ресторанном бизнесе.


Вопрос четвертый: зарплата, отпуск, обед...


С этими вопросами торопиться не стоит — задайте их в самом конце Вашей встречи, обсудив все обязанности, задачи и план работы. Главное — адекватно оценивать собственную стоимость на рынке труда и не переоценивать значение обеденного перерыва для Вашей карьеры.


Не стоит говорить на собеседовании о:

  • конфликте с бывшим руководством;
  • личном (по собственной инициативе);
  • неудачах и проблемах.

Главное — оставайтесь честным и открытым собеседником. И помните, что всё тайное становится явным.