Абитуриенту Контакты Сведения об образовательной организации Мобильная версия
Научные школы МосГУ

Научная школа социологии молодежи Московского гуманитарного университета

1. Научное направление (Научная школа) «Социальная структура, социальные институты и процессы»

Базовое подразделение: Кафедра социологии, Центр социологии молодежи ИФПИ

Ведущие ученые: д.ф.н., проф. И. М. Ильинский, д.с.н., проф. А. И. Ковалева, д.ф.н., проф. Вал. А. Луков, д.э.н. В.А.Гневашева, к.с.н., доц. Л.О.Ромашова, к.с.н. М.С. Короткова.


Контакты: Телефон: +7 499 374 60 21; 14-79 (местная связь)
E-mail: socio-mosgu@mail.ru
Адрес: 111395, Москва, ул. Юности, 5; 3-й корпус, каб. 410, 411 (4-й этаж)
Кафедра социологии МосГУ 

2. Научное направление (Научная школа) «Социология культуры»

Базовое подразделение: Кафедра социологии

Ведущие ученые: д.ф.н., проф. И. М. Ильинский, д.с.н., проф. А. И. Ковалева, д.ф.н., проф. Вал. А. Луков , д.с.н., проф. Н. А. Селиверстова, д.с.н., проф. Б. Ф. Усманов, д.с.н., проф. И.А.Полуэхтова, к.с.н. Н.А. Перинская.

В течение многих десятилетий АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (ранее Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, Институт молодежи, Московская гуманитарно-социальная академия) является одним из ведущих научных и образовательных центров, обеспечивающих многоуровневую подготовку высококвалифицированных специалистов различного профиля для работы в системе государственного управления, сфере социальной и молодежной политики, в образовательных и общественных организациях, коммерческих структурах.

В вузе выполнялись крупные научные проекты, имеющие большое общественно-политическое значение. Среди них: подготовка проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1987–1991), Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и др. С 1993 года вуз выступал в качестве базовой организации для подготовки государственных докладов о положении молодежи в Российской Федерации, которые были опубликованы в 1993, 1995, 1996, 1998, 2000, 2002 годах. Все эти годы вуз вел по заказу государственных органов мониторинговые исследования «Молодежь России» по общероссийской выборке.

Результатом многолетней научно-исследовательской работы явилось становление научной школы по социологии молодежи, которая стала одной из ведущих российских социологических школ, разрабатывающих молодежную проблематику. Научная школа социологии молодежи Московского гуманитарного университета основывается на длительном развитии научного сообщества социологов, сложившегося в начале 1970-х годов и составлявшего ядро Научно-исследовательского центра при Высшей комсомольской школе (создан в 1976 г.) и разветвленной системы исследований проблем молодежи, координатором которых в масштабах страны был НИЦ. Вклад НИЦ, его ведущих ученых во главе с директором Центра И. М. Ильинским в развитие социологических теорий молодежи, молодежного движения и выдвижение оригинальной теоретической концепции государственной молодежной политики в период работы над проектом Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1986–1991) признается в России и за рубежом и осмысливается как фундамент одной из ведущих научных школ социологии молодежи.

Научная школа возникла как итог теоретического осмысления материалов обширных и систематических исследований проблем молодежи. Ее основу составляют теоретические концепции молодежи, молодежной политики, молодежного движения, социализации И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. Приоритеты научной школы социологии молодежи МосГУ подтверждены публикациями крупных научных монографий, статей как в России, так и в более чем 20 зарубежных странах, а также статьями о научной школе, ее представителях и их трудах в энциклопедических изданиях — «Социологическая энциклопедия» (М., 2003), энциклопедическом словаре «Социология молодежи» (М., 2008), выпущенными Российской академией наук, и др.

С середины 1990-х годов важную роль в развитии научной школы по социологическим наукам МосГУ выполняла кафедра социологии, куда перешли работать ведущие ученые НИЦ. С этого времени усиливается внимание ученых университета к различным аспектам социальной структуры, институциональным изменениям (и особенно к процессу институционализации новых социальных практик), социокультурной проблематике, процессам в сфере социального управления (особенно к социально-проектной, социально-инновационной деятельности). Закрепилась роль МосГУ как ведущей научной организации в таких областях, как теория социализации, социология молодежной политики, социология детства, социальное проектирование, социальная инноватика и др. Хотя социологическая тематика, разрабатываемая в МосГУ, с этого времени значительно расширилась, в основных исследованиях доминанта молодежной проблематики не только сохранилась, но и приобрела новые черты как в теоретико-методологическом, так и в эмпирически-прикладном аспектах. Немалую роль в этом сыграли опубликованные участниками научной школы в издательстве Московского гуманитарного университета монографии и сборники научных трудов, а также статьи в созданном в 2004 году научном журнале МосГУ «Знание. Понимание. Умение», который с 2008 года входит в число изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе в блок изданий по социологическим наукам.

Существенно также и то, что в период с 1991 по 2012 год (в течение 22 лет) в университете функционировал диссертационный совет по социологическим наукам. Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по социологическим наукам функционировал в вузе на основании приказа Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР от 16 апреля 1991 года №1570-в, по защите докторских диссертаций — на основании приказа Высшей аттестационной комиссии России от 21 июля 1994 года №307-в. За это время были подготовлены и защищены 19  докторских и 145 кандидатских диссертаций по социологическим наукам, в том числе 25 — преподавателями кафедры социологии (10 докторских — Д. Л. Агранат, М. В. Вдовина, Е. А. Гришина, В. Л. Доблаев, А. И. Ковалева, И. А. Полуэхтова, Н. А. Селиверстова, И. А. Сурина, С. Н. Щеглова и 16 кандидатских — Д. Л. Агранат, И. В. Воробьева, В. В. Воробьев, В. И. Горбачева, А. Г. Голова, Ч. И. Ильдарханова, О. Я. Калачева, С. В. Луков, О. О. Намлинская, С. В. Овчинникова, Д. Ю. Овсянников, Н. А. Селиверстова, И. А. Сурина, Д. А. Тихомиров, К. И. Фальковская, С. Н. Щеглова) по специальностям 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы; 22.00.06 — социология культуры; 22.00.08 — социология управления. Диссертационный совет предъявлял высокие требования к качеству диссертаций. Он неоднократно выполнял поручения Экспертного совета ВАК при Минобрнауки РФ по дополнительному заключению по докторским диссертациям.


1.1. Теоретико-методологические концепции

В теоретико-методологическом плане научная школа выдвинула ряд концепций, на которых строится исследовательская практика и подготовка новых поколений исследователей-социологов в Московском гуманитарном университете. Основные положения этих концепций могут быть вкратце изложены следующим образом.

1. Гуманистическая концепция молодежи. Сформирована И. М. Ильинским в 1980–2010-е годы. Центральные положения концепции изложены им в обобщающем труде по итогам его почти тридцатилетних исследований «Молодежь и молодежная политика», а также в ряде последующих публикаций. Концепция включает восемь базовых положений:

(1) Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части («молодежь — часть общества; молодежь — часть общества»). Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что (а) молодость тесно связана с идеей зависимости; (б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»; (в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни; (г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; (д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения; (е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.

(2) Молодежь по природе двойственна: она — явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

(3) Молодежь — явление конкретно-историческое. Это означает, что «число определений молодежи может быть равно числу конкретных обществ, каждое из которых выводится из общего определения молодежи и в то же время служит базой для конкретизации этого определения».

(4) Молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.

(5) Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.

(6) Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.

(7) Молодежь — носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.

(8) Молодежь — объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.

Таким образом, в центр своей концепции И. М. Ильинский поставил идею субъектности молодежи. Проблема, показывает он, в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое — все общество, его настоящее и будущее. Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых социальных и культурных условиях. Так понимаемая молодежная проблематика ставится И. М. Ильинским в контекст глобальных мировых проблем.

2. Концепция воспитания жизнеспособных поколений. Выдвинута И. М. Ильинским в 1995 году. Жизнеспособность нового поколения, по Ильинскому, — ответ на социальный распад общества, утерявшего ориентиры и стимулы к сохранению и развитию своих духовных оснований: «Жизнеспособность — это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в “жестких” и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах». Отсюда проистекает задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее, утверждает И. М. Ильинский. Но это значит, что необходима высокая социальная активность личности и поколения, их готовность взять на себя ответственность за будущее общества. Концепция приобретает особую актуальность в условиях, когда проблема воспитания выдвинулась на передний край борьбы за национальную безопасность России, а развитие системы воспитания стало рассматриваться как стратегическая задача органов государственной власти и гражданского общества.

3. Концепция молодежной политики. Разработана И. М. Ильинским в 1986–1991 годах и впоследствии развита в ряде его трудов и выступлений. Молодежная политика им определена как «способ регулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества». Такой взгляд на молодежную политику был реализован в целой серии нормативных правовых актов, проекты которых готовились в НИЦ.

В работах последнего времени И. М. Ильинский подчеркивает: «Молодежная политика — это центральное звено политики национальной безопасности, берущей начало в настоящем и обращенной — от поколения к поколению — в далекое будущее». Концептуальная идея молодежной политики — государственной и общественной — этими новыми дополнениями обретает особую актуальность для нашего времени.

Многолетний опыт работы И. М. Ильинского и его коллег над концепцией молодежи и молодежной политики показывает, что работа эта не может проходить лишь в чисто академической манере и оцениваться по правилам построения научных теорий. Только в соединении с насущными задачами самореализации человека в его лучших свойствах и чертах, только в связи с осознанными действиями общества по сохранению себя в новых поколениях, восхождению через молодых к более высоким уровням социального развития имеет смысл разрабатывать теории молодежи и основные направления молодежной политики.

4. Концепция образовательной революции. Представлена И. М. Ильинским в 2002 году в одноименной книге и развита им в последующих работах по социологии образования. Ведущими в концепции становятся утверждение о том, что конечная цель образования — понимание, и тезис об особой роли высшей школы в разрешении кризиса понимания, сформировавшегося в современную эпоху. По Ильинскому, развитие мышления до стадии понимания — это задача главным образом высшей школы. Выпускник высшей школы должен обрести в ходе обучения мыслящий рассудок, понимание происходящего в своей стране и в мире (отсюда берет начало социально-философская концепция Происходящего в трудах И. М. Ильинского), а также способность разумно осмысливать действительность в будущем, постигать смыслы событий и явлений.

В концептуальном плане это означает замену общепринятой формулы образовательной деятельности «знания-умения-навыки» на формулу «знание-понимание-умение» (т. н. формула Ильинского, как ее называют в научной литературе), где центральный элемент связывается с пониманием, что и становится базовым основанием для оценки реформы институциональных конструкций образовательной системы.

5. Концепция социализационной нормы. Разработана в 1997 году А. И. Ковалевой. Социализационная норма определяется ею, во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Социализационная норма выступает мерой социализированности индивида в соответствии с характеристиками социальности данного общества. Хотя социализационная норма тесно связана с нормой социальной, она не должна сводиться к последней. «Суть различия состоит в назначении той и другой нормы: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной — регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и ее интериоризация индивидом, как основного свойства, как differentia specifica). Цель регуляции — передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношениями «передающий-усваивающий» («учитель-ученик»)». Выделение социализационной нормы продуктивно для исследования детей и молодежи, поскольку именно она (а не общая социальная норма) выстраивает каркас социального статуса человека в период детства и юности. Вероятно, социализационная норма действует и на следующих возрастных этапах, но ее значение там ограничено и ориентирующее значение и для личности, и для общества имеет преимущественно социальная норма. Столь же значима концепция социализационной нормы для более точной трактовки социального статуса молодых людей с ограниченными возможностями (имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, неслышащими и др.), что показали исследования, проведенные под руководством и с участием А. И. Ковалевой. В результате, например, удалось выявить ранее не осознававшиеся противоречия в социальном положении молодых людей с инвалидностью и в адресованных им образовательных программах.

6. Концепция социализационной траектории. Развита А. И. Ковалевой в работах 1999 года и последующих лет. Социализационная траектория, по Ковалевой, представляет собой специфическую для конкретного человека совокупность характеристик направленности, хода и результативности процесса его социализации. Социализационная траектория в таком случае выступает интегральным показателем характера социализации. Траекторная модель социализации индивида показывается А. И. Ковалевой в нескольких срезах — (1) влияние внешней среды, (2) субъектность и (3) диспозиция личности в процессе социализации. «Алгоритм построения социализационной траектории основывается не на статических состояниях, а на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути, причем основные характеристики измеряются во временном континууме».

Работы А. И. Ковалевой и ее учеников позволили внести существенный вклад в развитие теории социализации в ее собственно социологическом аспекте. Это нашло отражение в ряде публикаций последнего времени. В 2012 году А. И. Ковалева вместе с В. В. Богдановой, подготовившей под ее научным руководством и успешно защитившей кандидатскую диссертацию, представила концепцию социализационной траектории в монографии «Траектория социализации».

7. Тезаурусный подход к социальным и культурным явлениям. Как общеметодологическая концепция применительно к гуманитарным наукам разработана в 1992–2014 годах Вал. А. Луковым и Вл. А. Луковым и применена Вал. А. Луковым при обосновании оригинальных теоретических концепций молодежи, социализации, социального проектирования. Эти идеи были применены как теоретико-методологическое основание в работах докторантов и аспирантов МосГУ Д. Л. Аграната, М. В. Вдовиной, И. Г. Биченко, В. В.  Воробьева, А. В. Доскальчука, М. Я. Курганской, А. В. Лукова, С. В. Лукова, Ю. Е. Надточия, А. Г. Русановой, А. А. Ситникова, Д. А. Тихомирова, Е. А. Туринцевой и др.

Наиболее полное изложение тезаурусной концепции молодежи содержится в монографии Вал. А. Лукова «Теории молодежи: Междисциплинарный подход». Некоторые новые аспекты концепции нашли отражение в монографии Вал. А. Лукова, написанной в соавторстве с Э. К. Погорским. Молодежь в рамках тезаурусной концепции трактуется как социальная группа, которую составляют (1) люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также (2) распространенные в этой социальной группе тезаурусы и (3) выражающий и отражающий их символический и предметный мир. Тезаурусная концепция молодежи позволяет прояснить пути развития социальной субъектности молодежи и обнаружить ее противоречивые черты как в опредмеченной деятельности, так и в фактах самосознания, выполняющих важную регулятивную функцию.

Развитие тезаурусной концепции молодежи повлекло за собой разработку целого ряда фундаментальных категорий гуманитарных наук. Такова, в частности, категория социализации, в отношении которой выстроена следующая теоретическая гипотеза: (1) индивидуальные тезаурусы строятся в рамках социализационного процесса из элементов тезаурусных конструкций; (2) в обществе сосуществуют несколько тезаурусных конструкций с разной степенью актуальности (т. е. степенью распространенности, нормативности, формализации); соответственно, и на индивидуальном уровне возможно сосуществование нескольких тезаурусов и выстраивание тезауруса с подвижной иерархией элементов; (3) актуальность, актуализация и утеря актуальности тех или иных тезаурусных конструкций детерминированы объективными социальными процессами и субъективным определением ситуации (на различных уровнях социальной организации); (4) социализационные практики обеспечивают передачу и актуальных, и неактуальных тезаурусных конструкций, из которых строятся тезаурусы. Тезаурусный подход к социализации позволяет преодолеть некоторые противоречия социализационных теорий, он исходит из материалистического представления о социализации как процессе, имеющем своим основанием сложившиеся в обществе типы образа жизни. В то же время социализация в каждый данный исторический момент не является зависимой только от наличных условий бытия, от присущих данной эпохе образцов поведения и мышления и т. д. Кроме синхронии, есть еще и диахрония тезаурусных конструкций, и те или иные структуры могут переноситься сквозь века не непосредственно через каналы преемственности и смены поколений, но через сохранение, ретрансляцию и возрождение социокультурных кодов в их материализованной форме (тексты).

В области социального проектирования тезаурусный подход применен для обоснования субъектно-ориентиро­ванной концепции, согласно которой «социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам». Этот подход к социальному проектированию признан в социологическом сообществе как один из ведущих.

Этот аспект теоретических концепций, ориентированных на тезаурусный подход как на методологию исследования, оказался продуктивен для анализа и проектирования государственной молодежной политики. Это, в частности, было подтверждено реализацией на базе Московского гуманитарного университета научного проекта, поддержанного РГНФ и осуществленного группой молодых ученых университета под руководством Вал. А. Лукова. Этот проект предусматривал анализ мер в сфере государственной молодежной политики, направленных на раскрытие инновационного потенциала молодежи.

8. Биосоциология молодежи. В начале 2010-х годов, основываясь на гуманитарной концепции молодежи И. М. Ильинского, концепциях социализационной нормы и социализационной траектории А. И. Ковалевой и развивая свои теоретические концепции молодежи, молодежного движения, социализации, социального и культурного проектирования, Вал. А. Луков выдвинул концепцию биосоциологии молодежи. Ее базовые положения опубликованы в ряде статей, а также в монографии «Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания».

Под биосоциологией Вал. А. Луков понимает научную концепцию междисциплинарного характера, исходящую из неразрывной связи биологического и социального компонентов в жизни человека и человеческих сообществ (социальных общностей) и имеющую своим предметом те стороны социальной жизни, которые и на макроуровне, и на микроуровне человеческих взаимодействий непосредственно вытекают из биологической природы человека. Это в первую очередь вопросы гендера, возрастных различий, этнокультурной специфики, а также вопросы взаимодействия человека и человечества с искусственным миром, созданным ими и отчужденными от себя. Из этого, в частности, следует, что биосоциология — не альтернатива общесоциологическим теориям, она не содержит в себе парадигмального основания организации социологического знания. Ее место в современном гуманитарном знании определяется по той же модели, какая закрепилась в биоэтике.

На основе теоретико-методологической концепции биосоциологии могут быть выявлены и осмыслены возможные трансформации общества через накопление критической массы биологических и интеллектуальных сил (под воздействием факторов внешней среды обитания и вызванных искусственными средствами), а также социокультурных изменений в новых поколениях, что позволит также спрогнозировать с применением гуманитарной экспертизы изменения статуса-роли молодежи в обществе.


1.2. Основные научные проекты

На базе обозначенных основных концепций, а также других концептуальных разработок и идей, выдвинутых и обоснованных учеными МосГУ в области социологических наук, проведены исследования с широким применением как количественных, так и качественных методов, сформированы новые образовательные комплексы в таких новых областях социологического знания, как социальная ювенология, гендерология, социология рекламной деятельности, социокультурное проектирование, социальная инноватика и др.

Развитие Московского гуманитарного университета связано с кадровым укреплением в области социологических наук. Университет имеет лицензию и аккредитацию по направлению «Социология» (бакалавриат и магистратура). Аспирантура в Университете по социологическим наукам функционирует с 1987 года.

Кафедра социологии университета ведет разработку комплексных проблем молодежи, в которых активное участие принимают преподаватели, аспиранты, студенты вуза. Наиболее значимые результаты достигнуты в разработке проблем социального статуса молодежи, молодой семьи, особенностей социализации молодежи, социальной адаптации молодежи с ограниченными возможностями.

В Университете проводятся многочисленные научные мероприятия, в том числе международные и всероссийские научные конференции, круглые столы с участием известных ученых и политиков, издаются монографии, сборники научных статей.

Научная работа кафедры социологии, ИФПИ и других подразделений, ведущих социологические исследования, сконцентрирована на достижении большей результативности проектов, направленных на осмысление внутренних процессов в Московском гуманитарном университете. В этой связи эмпирические исследования проводятся на регулярной основе в студенческой среде и среди аспирантов. В режиме мониторинга проводятся с 2004 года исследования «Первокурсник Московского гуманитарного университета» и «Учебно-воспитательный процесс глазами студентов» (руководители А. И. Ковалева и Вал. А. Луков).

Ряд исследований студенчества имеют общероссийский масштаб. Так, с 2000 года под научным руководством И. М. Ильинского на базе университета проводился общероссийский мониторинг «Российский вуз глазами студентов» (мониторинг с 2004 года и до его завершения в 2009 году осуществлялся на базе ИФПИ, руководители проекта Вал. А. Луков, В. А. Гневашева), соответствующие материалы были представлены в публикациях и на научных конференциях.

Проблематика научной школы социологии молодежи МосГУ отражена в значительном числе научных проектов, поддержанных российскими научными фондами (РГНФ, РФФИ, Роснаука) и международными организациями (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.). Ряд социологических исследований выполнялся по заказу органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных объединений и других сторонних организаций. Для Правительства Москвы кафедрой социологии и ИФПИ были проведены мониторинговые исследования «Детское движение Москвы: состояние и перспективы развития» (2007, 2009), для ЮНИСЕФ — социологическое исследование «Дети улиц: состояние и проблемы» (2008–2009), для Всемирного Русского Народного Собора — экспертиза Доктрины «Молодежь России» (2008) и др.

При поддержке научных фондов осуществлены проекты по созданию и развитию электронного информационного портала «Русский интеллектуальный клуб» (руководитель И. М. Ильинский), созданию Информационно-исследовательского портала «Человеческий потенциал России» (руководитель Вал. А. Луков), проведению исследований «Социализация молодежи в военизированных организациях» (руководитель Д. Л. Агранат), «Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России» (руководитель С. В. Луков) и др.

В рамках поддержанного грантом РГНФ экспедиционного исследования «Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях многополярного мира» (руководитель В. А. Гневашева) был проведен опрос студенческой молодежи во всех федеральных округах РФ. Объем выборки составил 2000 человек (выборка многоступенчатая, репрезентативная). Кроме того, был проведен экспертный опрос (экспертами выступили представители системы государственной власти разного уровня, общественные деятели и ученые, занимающиеся вопросами молодежной политики, а также представители молодежных организаций как Москвы, так и регионов). Целью исследования было выявление степени идентификации молодого поколения в возрасте 17–25 лет с государством как системой формирования правового поля и основой для развития гражданского общества. По итогам обработки полученных данных с использованием методов комплексного социологического и математического анализа были выявлены критерии оценки социально-экономической значимости проводимой молодежной политики и определены основные тенденции дальнейшего развития молодежной политики в России.

При поддержке РГНФ был осуществлен проект по созданию Информационно-исследовательской базы данных «Социология молодежи» (руководитель В. А. Гневашева). В базе данных фиксируются научные результаты эмпирических исследований Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, которые, среди прочего, позволяют студентам, аспирантам, изучающим социологию, активно осваивать исследовательскую теорию и практику. Для исследователей проблем молодежи база данных имеет как информационное значение, так и значение коммуникационного средства для взаимодействия с международными сообществами ученых-молодежников. База данных была представлена на Международном социологическом конгрессе (Готенбург, Швеция, июль 2010), по итогам подготовки базы данных был подготовлен для публикаций.

Поддержанное РГНФ исследование «Социальная и национальная идентификация российской молодежи в условиях формирования многополярного мира: динамика с 1993 г.» (руководитель В. А. Гневашева) предусматривало систематизацию теоретических положений и эмпирических данных по тематике исследования, сравнительный анализ основных тематизмов изучаемого направления в отечественной и западной социологии, составление классификатора и др. По материалам исследования был подготовлен комплексный отчет на основе эмпирических исследований, осуществленных Центром социологии молодежи ИФПИ в 2001–2008 годах, проведен очередной этап мониторинга в российских вузах, эти данные сопоставлены с эмпирическими базами исследований, проведенных другими исследовательскими и общественными организациями по схожей тематике в России и за рубежом. Руководитель проекта принял участие в международных конференциях с докладами по теме исследования (Греция, Голландия, Испания, Швеция).

Ряд эмпирических исследований, проведенных кафедрой социологии, носил прикладной характер. Таковы, в частности, проведенные в 2007 году два этапа социологического исследования «Чтение классической литературы студентами московских вузов» (руководитель Н. А. Селиверстова), маркетинговое исследование по заказу ОАО «Молодая гвардия» «Учет потребительского поведения москвичей в возрасте 15–40 лет на книжном рынке в деятельности ОАО «Молодая гвардия» (руководитель А. И. Ковалева) и др.

В исследованиях социализации, проведенных под научным руководством А. И. Ковалевой, обоснована трактовка ценностных ориентаций, выявляющая неоднородность влияния общесистемных воздействий, к каковым относится социальная аномия, на элементы ценностной системы. Показано, что на социализацию современного российского студенчества воздействуют несколько дестабилизирующих факторов: а) аномия российского общества в целом, б) аномия, естественная для молодежи в силу возраста и возникающая в ходе вторичной социализации, в) аномия, свойственная высшему образованию как институту социализации в силу характера общественной потребности, обеспечиваемой им (создание и воспроизводство условий для социальной и профессиональной мобильности в краткие сроки). Сформулирован единый методологический аппарат для эмпирического изучения молодежи на основе применения тезаурусного подхода с использованием понятия «модель тезауруса». Разработан подход, который с помощью математической формализации предоставляет возможность переложения данных анкетного опроса во множество моделей тезаурусов для их последующего сравнительного и структурного анализа.

Из проектов последних лет для развития научной школы особое значение имеют два.

Первый — проект, выполненный в 2014–2015 годах по Государственному контракту № 09.028.12.0066 от 24.10.2014 года «Внедрение эффективных моделей организационно-методического обеспечения программ воспитания детей и молодежи, содействующих повышению их социальной активности и временной занятости, основанных на правовой грамотности и навыках самоуправления» (руководитель первого этапа Вал. А. Луков). На основе изучения опыта более 40 регионов были выделены соответствующие модели, в которых выявлена связь с задачами государственной молодежной политики. Успешно выполненный проект показал продуктивность концепций, сформированных в рамках научной школы, их применимость к современным условиям. Среди других результатов работы по проекту в 2015 году было подготовлено методическое пособие «Повышение социальной активности и временной занятости детей и молодежи на основании навыков самоуправления» для педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций, специалистов и руководителей органов, осуществляющих полномочия по работе с детьми и молодежью под общей редакцией Вал. А. Лукова. В составе авторского коллектива — В. А. Гневашева, Ч. К. Ламажаа, С. В. Луков.

Второй значимый для развития научной школы проект — электронная энциклопедия «Социология молодежи» (проект поддержан грантом РГНФ). Проект осуществляется в 2015–2016 годах группой сотрудников Московского гуманитарного университета (руководитель Вал. А. Луков, в составе участников проекта В. А. Гневашева, А. И. Ковалева, В. А. Лапшин, С. В. Луков, Н. А. Селиверстова) и опирается на подходы, разработанные научной школой социологии молодежи МосГУ. Теоретико-методологическим основанием данного проекта является тезаурусный подход, получающий в последнее время все более широкое признание в гуманитарных и социальных науках. Таким образом, проект замышлен как фундаментальное исследование молодежи, молодежного движения, молодежной политики с применением тезаурусного принципа построения энциклопедического электронного издания. Оно предоставляет широкий доступ к идеям, теоретическим разработкам, эмпирическим данным в сфере социологии молодежи и смежных областях научного знания как исследователей и практиков, занимающихся изучением и воспитанием молодежи, так и самой молодежи, включая молодых исследователей.

* * *

Сложившаяся еще в советское время научная школа социологии молодежи МосГУ хорошо известна научному сообществу исследовательскими работами в области молодежной проблематики. Все другие области социологического знания, представленные в работах социологов МосГУ, в конечном счете, связаны с этой доминантой научной школы. Ее наиболее значимые достижения непосредственно или опосредованно связаны с гуманистической концепцией молодежи И. М. Ильинского, охватывающей также концептуальные основы молодежной политики.

На новом этапе развития для научной школы МосГУ в области социологических наук плодотворными стали идеи, сформировавшиеся в рамках методологических сращений, включая и методологию тезаурусного подхода, дающего ориентиры для исследования таких вопросов социологии молодежи, как социализационная норма, социальная субъектность молодежи, инновационность новых поколений, биосоциология молодежи. Вероятно, в этих направлениях можно ожидать от научной школы МосГУ новых концептуальных решений и эмпирических исследований.

(А. И. Ковалева, В. А. Луков)


Список выполненных научных проектов

1.     Жизненные планы молодых инвалидов: факторы формирования и реализации в современном обществе, 2006-2007 – руководитель Васильева Н.В., Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МК-8958.2006.6

2.     Урегулирование межпоколенных конфликтов в современной российской семье, 2007-2008 – руководитель Вдовина М.В., Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МК-4433.2007.6

3.     Российский студент: социальный облик, 2007 – руководитель Гневашева В.А., РГНФ № 07-03-03201е

4.     Участие в международной социологической конференции «Новые направления в социологии образования в/для 21 века», 2007 – руководитель Ильдарханова Ч.И., РГНФ № 07-03-00015н

5.     Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры, 2007 – руководитель Луков В.А., РГНФ № 07-06-03402г

6.     Теории молодежи: междисциплинарное исследование, 2007-2009 – руководитель Луков В.А., РФФИ № 07-06-00069

7.     Патриотизм как фактор формирования социальной идентификации российских студентов, 2008 – руководитель Гневашева В.А., РГНФ № 08-03-03207е/р

8.     Участие в международной конференции: Социальное развитие, социальные траектории и маргинальные тенденции, 2008 – руководитель Гневашева В.А., РГНФ № 08-03-95172н/мл

9.     Динамика мотивов социальной активности молодежи в российском обществе, 2008-2010 – руководитель Соколова Е.С., РГНФ № 08-06-00786а

10. Социализация молодежи в военизированных организациях, 2009-2010 – руководитель Агранат Д.Л., Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МК-4458.2009.6

11. Информационно-исследовательская база данных «Социология молодежи», 2009-2010 – руководитель Гневашева В.А., РГНФ № 09-03-12103в

12. Информационно-исследовательский портал «Человеческий потенциал России», 2009-2010 – руководитель Луков В.А., РГНФ № 09-03-00798в/Р

13. Социальная и национальная идентификация российской молодежи в условиях формирования многополярного мира: динамика с 1993 г., 2009-2010 – руководитель Гневашева В.А., РГНФ №09-03-00821а/Р

14. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России, 2009-2010 – руководитель Луков С.В., Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и докторов наук, МК- 4525.2009.6

15. Разработка теории и технологий медико-социальной работы в планировании семьи, 2009-2010 – руководитель Мартыненко А.В., РГНФ № 09-06-00881а

16. Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания, 2011-2013 – руководитель Луков В.А., РФФИ №11-06-00483-а

17. Молодежь России: особенности профессионального становления, 2012 – руководитель Гневашева В.А., РГНФ № 12-42-93021к

18. Потенциал молодежных интернет-сообществ: формированиеинформационно-коммуникативной культуры личности, 2012-2014 – руководитель Погорский Э.К., РГНФ № 12-33-01293а2

19. Социология молодежи: Электронная энциклопедия, 2015-2016 – руководитель Луков В.А, РГНФ № 15-03-12019в

 

Защищенные диссертации

1.     Очковский Михаил Иванович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Девиантное поведение пользователей в условиях работы в компьютерных сетях», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2000 г.).

2.     Реут Маргарита Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности социализации неслышащей молодежи», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2000 г.).

3.     Рябов Евгений Сергеевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Объединение предпринимателей как организационный ресурс развития малого бизнеса в России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2000 г.).

4.     Новикова Клавдия Николаевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Управленческие ресурсы системы социальной защиты населения (на материалах Республики Татарстан)», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2001 г.).

5.     Смирнова Надежда Владимировна – диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Тема: «Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства», научный консультант, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2001 г.).

6.     Хесс-Леоньска Алиция – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Национальная самоидентификация поляков в современной России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2001 г.).

7.     Орлов Игорь Валентинович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Взаимодействие государственных и муниципальных органов власти: ресурсы управленческой вертикали», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Усманов Б.Ф. (2001 г.).

8.     Агранат Дмитрий Юрьевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальная адаптация молодого сотрудника в органах внутренних дел», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2001 г.).

9.     Атабиева Жулдуз Ануаровна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальный облик современной российской молодежи», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Выборнова В.В. (2001 г.).

10. Гэбски Богдан – диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Тема: «Культурная активность: теоретико-методологические проблемы анализа данных», научный консультант, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2001 г.).

11. Ковальски Сильвестр – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальный статус семьи молодых научных работников (на материалах Польши)», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2001 г.).

12. Пашин Леонид Андреевич – диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Тема: «Особенности социального развития военизированных организаций гражданского назначения (на материалах ГИБДД)», научный консультант, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2001 г.).

13. Тулянкин Сергей Вадимович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Молодежные сегменты управления в избирательном процессе», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Усманов Б.Ф. (2002 г.).

14. Овсянников Дмитрий Юрьевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Организационное управление в религиозном объединении (на материале протестантских церквей современной России)», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2002 г.).

15. Надточий Юрий Евгеньевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Институционализация социальных наркопрактик в современной России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2002 г.).

16.   Филипяк-Страва Эльжбета – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Структурно-функциональная специфика медицинского страхования в условиях социально-экономической реформы (на примере Польши)», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2002 г.).

17. Рожков Валерий Валентинович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2003 г.).

18. Воробьев Василий Владимирович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности групповой идентичности студентов в московском вузе», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2003 г.).

19. Лукасевич Роланд Адам – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальный статус профессиональной группы в условиях социальных перемен в Польше (исследование группы таможенников)», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2003 г.).

20. Новак Юлитта – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Жизненные траектории бывших активистов молодежных организаций в условиях смены элит и коренных социальных перемен (на материалах Польши)», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2003 г.).

21. Ганулич Максим Александрович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Организационная культура предприятий малого бизнеса в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2004 г.).

22. Фальковская Ксения Игоревна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Влияние органов по делам молодежи на эффективность социальной работы с молодежью», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Усманов Б.Ф. (2004 г.).

23. Ильинский Олег Игоревич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Негосударственный сектор общего образования в России: проблемы институционализации», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Карпухин О.И. (2004 г.).

24. Миневич Яков Владимирович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности социализации студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2004 г.).

25. Ситников Антон Александрович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2004 г.).

26. Боков Владимир Иванович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальные особенности коммунального обслуживания населения города», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Усманов Б.Ф. (2005 г.).

27. Ткаченко Алексей Викторович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Правовая социализация студентов, получающих высшее юридическое образование», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Выборнова В.В. (2005 г.).

28. Алексеев Артем Алексеевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Жизненные траектории комсомольских работников 1970-х - 1980-х годов в условиях смены политической системы в России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2006 г.).

29. Быковский Роман Евгеньевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Управление организационным поведением персонала крупного предприятия в условиях внедрения инновационных технологий», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2006 г.).

30. Ильдарханова Чулпан Ильдусовна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности социального статуса молодого преподавателя российского вуза», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2006 г.).

31. Луков Сергей Валерьевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Диалог организационных культур как способ управления персоналом на иностранных коммерческих предприятиях в России», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2006 г.).

32. Ковалев Павел Алексеевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Полуэхтова И.А. (2006 г.).

33. Рожнов Олег Александрович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Управление молодежной политикой в современной России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Ильинский И.М. (2006 г.).

34. Луков Андрей Владимирович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «"Картины мира" молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2007 г.).

35. Глазунов Иван Васильевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Региональные особенности институционализации государственной молодежной политики в современной России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2007 г.).

36. Доведов Сергей Николаевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Владение мобильным телефоном как субъективный фактор социальной стратификации», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2007 г.).

37. Намлинская Оксана Олеговна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности национальной идентификации молодых русских в современном российском обществе», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2007 г.).

38. Русанова Анастасия Геннадиевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности культурной идентичности студентов в областном центре России», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2007 г.).

39. Гладько Александр Михайлович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Полуэхтова И.А. (2008 г.).

40. Юмашева Наталья Дмитриевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Чтение как практики культурного воспроизводства в студенческой среде», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Селиверстова Н.А. (2008 г.).

41. Беляева Яна Вячеславовна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Селиверстова Н.А. (2008 г.).

42. Сафарян Арег Вартанович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Стили жизни молодежи как целевой аудитории телевидения», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2008 г.).

43. Биченко Иван Григорьевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2009 г.).

44. Богданова Валентина Владимировна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденции», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2009 г.).

45. Радкевич Артем Леонидович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2009 г.).

46. Викулова Светлана Константиновна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Взаимодействие органов местного самоуправления с населением: проблемы регулирования социальной напряженности», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2010 г.).

47. Доскальчук Александр Владимирович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Проектирование социально-экономического развития российского города областного подчинения: проблема оптимизации», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2010 г.).

48. Колмыкова Марина Александровна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Организационная культура производственных предприятий строительного профиля в современных российских условиях», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Ковалева А.И. (2010 г.).

49. Маркин Илья Михайлович – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Институциализация социальной рекламы в России», научный руководитель, доктор социологических наук, профессор Селиверстова Н.А. (2010 г.).

50. Туринцева Елена Анатольевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2011 г.).

51. Кочнев Сергей Васильевич – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Социальные практики участия молодежи в принятии общественно значимых решений», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2011 г.).

52. Курганская Марина Яковлевна – диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема: «Патриотические ценностные ориентации студенческой молодежи», научный руководитель, доктор философских наук, профессор Луков Вал. А. (2012 г.).

 

Сотрудничество научной школы с научными центрами России и зарубежья

 

1.     Институт социально-политических исследований РАН

2.     Институт социологии РАН

3.     Институт философии РАН

4.     Институт философии и права СО РАН

5.     Шекспировская комиссия РАН

6.     Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

7.     Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

8.     МГИМО МИД РФ

9.     Международная академия наук (ISA)

10. Российский государственный гуманитарный университет

11. МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского

12. Белгородский государственный университет

13. Научный журнал «Социологические исследования»